Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный служащий и его административно-правовой статус 2 страница




Можно определить, что к правоохранительным органам относятся:

Министерство внутренних дел РФ;

Федеральная миграционная служба МВД РФ;

Федеральная таможенная служба РФ;

Федеральная противопожарная служба МЧС РФ;

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков;

Федеральная служба исполнения наказаний Минюста РФ;

Федеральная служба судебных приставов Минюста РФ;

Государственная фельдъегерская служба РФ.

Для различных видов службы в правоохранительных органах свойственны множественные элементы сходства и различия. Первые отражают их родовую принадлежность к правоохранительной деятельности и являются особым выражением ее характерной специфики. Различие же обусловлено собственными функциями того или иного правоохранительного органа и его местом в общей системе правоохраны.

Можно выделить общие и наиболее приоритетные элементы службы в правоохранительных органах:

- публично-правовой военизированный характер службы;

- введение специальных мер, обеспечивающих стабильность и преемственность службы;

- последовательный карьерный рост сотрудника в зависимости от успехов в службе, личных качеств и уровня профессионализма;

- особый правовой статус сотрудников и требования к их профессиональной подготовке, обусловленные необходимостью осуществления государственного принуждения в сфере правоохраны;

- специальный порядок назначения на должности;

- наличие в системе службы классных чинов и специальных званий, устанавливающих отношения старшинства и более жесткий характер должного подчинения в системе службы;

- введение в институт службы присяги и иных регуляторов, способствующих формализации служебного долга и его закрепления в правовых нормах;

- специальные дисциплинарные требования, которые зачастую обобщаются в уставах; распространение ряда этих требований в область неслужебных отношений, в которых недостойное поведение сотрудника может подрывать авторитет государства или конкретной правоохранительной структуры;

- установление возрастных и иных (состояние здоровья, судимость, родственные связи и др.) ограничений на занятие тех или иных должностей, особый порядок назначения сотрудников на руководящие должности;

- наличие развитых систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- установление особых, даже по сравнению с государственной службой, ограничений, связанных с исполнением служебных полномочий;

- специальные гарантии правовой и социальной защиты сотрудников и членов их семей.

Принципы государственной службы — это идеи, лежащие в основе организации и осуществления государственной службы.

В статье 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплены основные принципы построения и функционирования системы государственной службы:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Неотъемлемой частью осуществляемой в настоящее время в России административной реформы является продолжение реформы государственной службы, состоящее, в частности, в выделении трех ее самостоятельных видов – гражданской, военной и правоохранительной службы. Преобразования в этой сфере осуществляются на основе Концепции реформирования системы государственной службы в Российской Федерации от 15 августа 2001 года[93] и Указа Президента РФ от 10 марта 2009 года №261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»[94].

В этих руководящих документах предусматривается проведение целого спектра преобразований, целью которых является создание современной высокоэффективной государственной службы. От решения этой ключевой проблемы во многом зависят результаты экономического, политического и социально-культурного реформирования России, ее становление как истинно демократического федеративного правового государства.

 

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственный служащий имеет определенное правовое положение (правовой статус). Для него определены особые условия поступления на государственную службу, прохождение и прекращение службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутри государственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам, другим организациям и т. д.).

Государственные служащие должны отвечать требованиям, установленным федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации.

Под правовым статусом государственного служащего следует понимать установленное и гарантированное государством правовое положение государственного служащего, исполняющего свои полномочия по определенной должности государственной службы. Государственные служащие обладают общеправовым, служебным и административно-правовым статусом. Возложение на служащих должностных обязанностей и наделе­ние их соответствующими правами производятся в целях успеш­ного осуществления функций по занимаемой должности.

Служебные обязанности и права государственных служащих подразделяются на общие, распространяющиеся на всех служа­щих; специальные, предназначенные для выполнения функций по конкретной должности; личные.

Элементами правового статуса государственного служащего являются права, свободы, обязанности, ограничения, запреты, ответственность служащего, поощрения, которые закреплены в законодательстве и гарантированы государствомС учетом правоспособности, дееспособности и деликтоспособности государственного служащего.

Каждый государственный служащий имеет определенный нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов правовой статус. Специфика выполняемых задач и реализуемых государственными служащими государственных функций и полномочий обусловливает и особенности правового статуса различных категорий государственных служащих. Для некоторых видов государственных служащих могут быть законодателем установлены особые правила прохождения государственной службы, специальные права и обязанности, ограничения по службе, специфический порядок проведения аттестации (оценки), привлечения к дисциплинарной и административной ответственности, возможность применения уголовного наказания, несения материальной ответственности. Особенности правового статуса различных категорий государственных служащих определяются в большей мере возложенными на них обязанностями и характером служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, особыми чертами различных видов государственной службы.

Приобретение статуса государственного служащего происходит с момента заключения трудового договора и издания приказа о назначении на государственную должность государственной службы, т. е. с момента юридического установления возможности реализации прав государственным служащим, применения к нему мер ответственности и пр. При проведении конкурса на замещение вакантной должности государственный служащий приобретает правовой статус с момента утверждения результатов конкурса и издания приказа о назначении на должность. В некоторых случаях возможны и иные сроки приобретения служащим правового статуса (например, с момента принятия присяги на верность государству).

Утрата правового статуса государственного служащего происходит с момента окончания государственно-служебного правоотношения, с момента прекращения государственной службы: увольнения, ухода в отставку, достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы.

Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

Под правами государственного служащего понимаются установленные Конституцией России, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами возможности профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ.

Под обязанностями государственного служащего понимаются установленные Конституцией России, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами обязательства, составляющие в своей совокупности содержание профессиональной деятельности государственного служащего по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ.

Под ограничениями для государственного служащего понимаются обусловленные Конституцией России, а также законодательством о государственной службе, условия и запреты, обязательные для соблюдения государственными служащими, несоблюдение которых влечет за собой наказание либо увольнение с государственной службы.

К общим правам государственных служащих относятся:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке;

12) защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

13) медицинское страхование;

14) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

15) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством.

К общим обязанностям государственных служащих относятся:

1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

10) сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Государственный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению служащего, неправомерным, он должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждения этого поручения в письменной форме.

В связи с прохождением государственной службы служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) осуществлять предпринимательскую деятельность;

3) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность службы;

4) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения;

5) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;

6) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

7) разглашать или использовать в целях, не связанных со службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

8) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором служащий замещает должность государственной службы, если это не входит в его должностные обязанности;

9) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве государственного служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

10) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.

В нормативных правовых актах, регламентирующих прохождение государственной службы различных видов, устанавливаются и иные права, обязанности, ограничения и запреты, учитывающие специфику прохождения службы.

За успехи в служебной деятельности к государственным служащим применяются меры поощрения. По содержанию меры поощрения могут быть моральными, материальными и смешанными.

К мерам поощрения, предусмотренным законодательством о труде, относятся: объявление благодарности, денежная премия, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамо­той, занесение в Книгу почета, на Доску почета.

Положениями о службе, предусматривающими особенности прохождения службы, кроме указанных предусматриваются и иные меры поощрения. Так, в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены специ­альные меры поощрения: награждение именным оружием, до­срочное присвоение очередного специального звания, досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания и др.

Служащие могут быть награждены государственными премиями, почетными знаками и иными мерами поощрения.

За выдающиеся заслуги перед государством служащие могут быть удостоены государственных наград.

В зависимо­сти от характера правонарушений, совершаемых государственны­ми служащими, последние могут привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Основанием привлечения служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок, т.е. виновное нарушение правил государственной службы, невыполнение или не­надлежащее выполнение служебных обязанностей, упущение по службе — нарушение служебной дисциплины.

Служебная дисциплина — обязательное для государственных служащих соблюдение правил служебного распорядка, должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами государственного органа, служебным контрактом.

Отдельные категории государственных служащих в силу особого характера выполняемых ими обязанностей (военнослу­жащие, сотрудники органов внутренних дел и др.) отвечают в дисциплинарном порядке также за проступки, не связанные с нарушением служебной дисциплины. Уставами и другими нор­мативными актами о дисциплине работников некоторых категорий предусматривается дисциплинарная ответственность за недостойное поведение в общественных и иных местах и при неисполнении служебных обязанностей. Дисциплинарное взыскание на государственного служащего может налагать орган или руководитель, имеющий право назна­чать служащего на государственную должность.

Материальная ответственность состоит в обязанности служащего, причинившего материальный ущерб физическому или юридиче­скому лицу при исполнении своих служебных обязанностей, возместить ущерб в порядке и размерах, предусмот­ренных законодательством. Материальная ответственность может быть ограниченной, полной и повышенной.

Возмещение ущерба может производиться в административ­ном или судебном порядке. При наличии согласия служащего удержания из его заработка производятся по распоряжению руководителя органа, предприятия, учреждения, организации. При отсутствии согласия возмещение ущерба производится по иску органа, предприятия, учреждения, организации судом.

Административная ответственность наступает за совершение ими административного правонарушения, связанного со служебной дея­тельностью. Служащие (руководители и иные должностные лица) привлекаются к ответственности за нарушение правил, предусмот­ренных законодательством об административных правонарушениях, если их соблюдение вменено служащим в обязанность. Служащие (руководители, должностные лица) могут, например, нести админи­стративную ответ­ственность за нарушение или невыполнение пред­писаний Государст­венной автомобильной инспекции об устранении нарушений правил, нормативов и стандартов, относящихся к обеспе­чению безопасности дорожного движения; за нарушение или невы­полнение правил пожарной безопасности; за нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на транспорте и многие другие.

Государственные служащие несут уголовную ответственность за совершение должностных преступлений в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.