Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дисциплинарная ответственность обучающихся





Поступление в образовательное учреждение является правом каждого гражданина. Обучающиеся всех видов образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами[196]. Помимо этого на обучающихся возлагаются определенные обязанности. Одной из них является выполнение установленных в образовательных учреждениях правил поведения. Следствием их нарушения является применение мер дисциплинарной ответственности.

В зависимости от последствий, возникающих у обучающихся за нарушение правил поведения в образовательном учреждении, меры принуждения разделяются на меры дисциплинарного или воспитательного воздействия. Может показаться, что такое разделение достаточно условно. Однако только с точки зрения обучающегося. Во-первых, меры воспитательного воздействия более разнообразны, так как не ограничены рамками законодательства и устава образовательного учреждения. Во-вторых, субъектами их применения являются все педагоги, работающие в учебном заведении. В-третьих, применение мер воспитательного воздействия не связано с крайней мерой дисциплинарного принуждения – отчислением обучаемого из образовательного учреждения, когда другие меры воспитательного и дисциплинарного воздействия уже исчерпаны. Воспитательное воздействие, направлено исключительно на формирование личности обучающегося в интересах его самого, общества и государства. В-четвертых, меры воспитательного воздействия, как правило, предшествуют применению мер дисциплинарного характера. Наконец, главное отличие заключается в том, что каких- либо правовых последствий для обучающегося применение мер воспитательного воздействия не вызывает.

Правовую основу дисциплинарной ответственности обучающегося в сфере образования составляют: международное законодательство по охране прав и свобод несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.[197], Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.[198] и т.д.); нормативные правовые акты федерального уровня (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[199], Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[200], Типовые положения об образовательных учреждениях и т.д.[201]); локальные акты образовательного учреждения (Декларация прав обучающихся, Этические кодексы студентов, Правила поведения обучающихся, Правила о поощрениях и взысканиях обучающихся, Уставы и Дисциплинарный устав и т.д.).

Таким образом, особенностью дисциплинарной ответственности обучающегося является то, что она применяется на основании совершенного дисциплинарного проступка, как противоправного, виновного нарушения обучающимся обязанностей, предусмотренных законодательством, подзаконными нормативными правовыми актами и локальными актами образовательного учреждения.



Следовательно, под дисциплинарной ответственностью понимается основанное на законах, подзаконных нормативных правовых актах и локальных актах образовательных учреждений официальное осуждение обучающегося за виновное деяние, признанное дисциплинарным проступком и применение уполномоченными субъектами дисциплинарного наказания в установленном правом порядке.

Целью применения дисциплинарного наказания является предупреждение совершения новых нарушений дисциплины, как самим нарушителем, так и другими обучающимися.

Для достижения цели меры дисциплинарной ответственности решают следующие задачи: упорядочивание внутренних взаимоотношений, регламентация поведения всех участников образовательного и воспитательного процесса; воспитание гражданственности; уважение прав и свобод других лиц; обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся; формирование правового, позитивного поведения обучающегося; содействие формированию положительных черт его личности; способствование формированию стойкой привычки соблюдения правил поведения в образовательном учреждении, общественно-одобряемых деяний.

На сегодняшний день единственной законодательно предусмотренной мерой дисциплинарной ответственности является исключение из образовательного учреждения.

Так как, согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и принятие правил внутреннего распорядка, другие меры дисциплинарной ответственности могут быть предусмотрены уставами и другими локальными правовыми актами образовательного учреждения. Это положение полностью корреспондируется с п. 9 ст. 1 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которому «За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения».

Согласно анализу отдельных правовых актов принятых в образовательных учреждениях, к обучающимся применяют следующие меры дисциплинарной ответственности: замечание; выговор; строгий выговор; возложение обязанности возместить вред; возложение обязанности принести публичное извинение; условное исключение из школы; отстранение от занятий сроком до одной недели; исключение или отчисление из учебного заведения.

Как правило, решение об отчислении из учебного заведения применяется за неоднократное совершение грубых нарушений устава учебного заведения. Неоднократным нарушением является совершение двух и более нарушений дисциплины. Анализ законодательства, подзаконных нормативных и локальных правовых актов не выявил установленный перечень грубых нарушений. Однако к ним можно отнести следующие нарушения:

- появление обучающегося в образовательном учреждении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а равно потребление им наркотических средств, психотропных веществ, алкогольных напитков и других одурманивающих веществ;

- обращение предметов, запрещенных в обращении на территории образовательного учреждения (оружие, патроны, взрывчатые вещества, ножи и др.);

- причинение материального ущерба образовательному учреждению, педагогическим работникам, учащимся или посетителям образовательного учреждения;

- угроза или причинение вреда жизни или здоровью обучающихся, педагогических работников, посетителей образовательного учреждения;

- нарушение правил пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности, приведшие к негативным последствиям;

- недостойные, аморальные проступки в образовательном учреждении (нецензурная брань, курение, мелкое хулиганство, неуважительное отношение к старшим и обучающимся);

- организация незаконных митингов, шествий, пикетирование на территории образовательного учреждения;

- совершение в образовательном учреждении административных правонарушений или преступлений.

Следует признать существование дополнительных наказаний, применяемых вместе с основными. Например: исключение из органов самоуправления, лишение звания (староста класса, группы, председатель дружины, лучший ученик, студент и т.д.), лишение права нахождения фотографии провинившегося учащегося на доске почета учреждения и др.

Субъектами дисциплинарного воздействия в образовательном учреждении могут быть учащиеся школы, студенты, слушатели, аспиранты учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, учреждений дополнительного образования взрослых.

Применение дисциплинарной ответственности к отдельным категориям обучающихся имеет ряд особенностей. Так, в отношении учащихся школ, не достигших 15 лет, согласно п.6 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», нельзя применить крайнюю меру дисциплинарного взыскания – исключение из учебного заведения. В отношении других обучающихся применение дисциплинарного наказания связано не столько с обучением, сколько с научной работой. Так, согласно п. 17 и п. 54 Приказа МВД России от 7 августа 2003 г. № 610, докторанты и адъюнкты, не выполнившие план работы над диссертацией, отчисляются соответственно из докторантуры и адъюнктуры[202].

Законодательство фактически не регулирует процесс возбуждения, расследования и применения дисциплинарных санкций. В частности, открытыми остаются такие вопросы: Какие действия должны совершать уполномоченные субъекты? Должны ли при этом составляться какие-либо документы? Очевидно одно. Решение о дисциплинарном наказании должно быть мотивированным, основанным на доказательной базе. Последней могут быть материалы опроса, протоколы заседаний дисциплинарных советов, проверки журналов учета посещаемости и успеваемости, собственные отчеты, заявления, докладные, служебные записки и решения обучающихся и уполномоченных индивидуальных и коллегиальных субъектов (совет образовательного учреждения, ученый совет, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет, высший совет студенческого сообщества и т.д.).

Таким образом, процедура дисциплинарного производства частично основана на локальных правовых актах в виде утвержденных Положений, устанавливающих деятельность коллегиальных органов образовательных, научно-образовательных и научных учреждений (например, Положение о Совете школы). Так, на основании вышеупомянутого Приказа МВД России отчисление докторантов и адъюнктов основано на решении ученого (научно-технического) совета вуза или НИУ МВД России, деятельность которых регламентируется локальными правовыми актами соответствующих образовательных учреждений системы подготовки кадров МВД России. Примером может служить Приказ начальника Дальневосточного юридического института МВД России от 23 июня 2008 г. № 377 «Об утверждении Положения об Ученом совете Дальневосточного юридического института МВД России».

Особенности службы в правоохранительных органах диктуют и особое отношение к дисциплине курсантов, слушателей, проходящих обучение в ведомственных учебных заведениях правоохранительных органов. Это проявляется в создании специальных органов, деятельность которых направлена на укрепление служебной дисциплины и законности, обеспечение соблюдения норм профессиональной этики, предупреждение и разрешение конфликта интересов в повседневной деятельности курсантов. Так на основании Приказа МВД России от 27 июля 2009 г. № 579 «Об утверждении Типового положения о комиссии органа, подразделения, учреждения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по служебной дисциплине и профессиональной этике» в учреждениях системы подготовки кадров для МВД России созданы соответствующие комиссии. Примером может служить деятельность комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике Дальневосточного юридического института МВД России, положение о которой утверждено приказом начальника ДВЮИ МВД России от 16 сентября 2009 г. № 481. Так как обучение курсантов является частью их служебно-боевой подготовки, данная комиссия вправе рассматривать не только нарушения, связанные с действием Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации[203], но и в связи с качеством обучения в образовательном учреждении системы МВД.

Согласно п.80 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования, дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть применено к студенту высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме[204].

Законом частично урегулирован процесс отчисления из общеобразовательного учреждения лиц, достигших возраста пятнадцати лет, не получивших основного общего образования.

Согласно п.6 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», для этого требуется согласие родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Согласия родителей не требуется в случае неоднократного грубого нарушения устава образовательного учреждения. Однако само решение принимается с учетом мнения родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления (п. 7 Закона РФ «Об образовании»).

Сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности также не урегулированы законодательством. Однако типовые положения об образовательных учреждениях, принятые Постановлениями Правительства РФ, частично заполняют этот пробел. Так, согласно п.80 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования дисциплинарное взыскание применяется в срок, не превышающий 1 месяц со дня обнаружения проступка и 6 месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на какой бы стадии оно не находилось, прекращается.

Любое решение о применении дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося должно оформляться в письменной форме в виде приказа руководителя образовательного учреждения. О принятом решении следует ознакомить виновного обучающегося и его родителей под роспись с вручением копии приказа.

Сведения о дисциплинарном взыскании заносятся в личное дело обучающегося.





Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2257; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
  2. Административная ответственность
  3. Административная ответственность
  4. Административная ответственность в системе межотраслевого управления экономикой
  5. Административная ответственность за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
  6. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения.
  7. Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов
  8. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела
  9. Административная ответственность за правонарушения в сфере организации игорного бизнеса и проведения лотерей
  10. Административная ответственность за правонарушенияв сфере предпринимательской деятельности
  11. Административная ответственность и виды административных взысканий.
  12. Административная ответственность медицинских работников за правонарушения в сфере охраны здоровья

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.