Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опасность, подстерегающая нас сегодня




Влияние угарного и углектслого газа на состояние человека

Содержание СО в воздухе, % Последствия
0,01 0,05 0,1 0,2 0,5 Слабые головные боли Головокружение Обморок Кома, быстрая смерть Мгновенная смерть
Содержание С02 в воздухе, % Последствия
Менее 0,5 От 0,5 до 7   Свыше 10 Никаких Учащение сердечного ритма. Начало паралича дыхательных центров Паралич дыхательных центров и смерть

Ожоги. Различают 4 степени ожогов: 1-я — покраснение кожи (пора­жен ее верхний слой), 2-я — образование пузырей, 3-я — омертвение всей толщи кожи, 4-я — обугливание тканей.

Тяжесть ожога определяет площадь пораженного участка независимо от степени повреждения. Ожог, занимающий свыше 10% общей поверх­ности тела, считается тяжелым, а свыше 40% — опасным для жизни. Исход ожога зависит также от возраста пострадавшего: прогнозы выживания гораздо ниже для детей и стариков.

Что делать в случае ожога? Ничего! Не нужно забывать, что огонь оказывает очищающее и асептическое действие. Избегайте всякого прикосновения к пораженному участку, не накладывайте ни мази, ни повязки. Никогда не прокалывайте пузыри!

Пострадавший от ожога часто находится в шоковом состоянии. Он должен оставаться в лежачем положении. Ткани одежды, приклеившиеся к коже, образуют асептическую повязку, не дотрагивайтесь к ней. Обязательно вызовите квалифицированную медицинскую помощь.

Радиоактивная опасность уже общепризнана. Ее боятся, и это успокаивает. С помощью специальных дозиметров измерения радиоактив­ности постоянно проводятся по всей территории Франции. План ОРСЕКРАД вступает в силу при малейшей тревоге. Все парижские здания, обладющие источником радиоактивной энергии, включены в специальный список: как только в каком-нибудь из них возникает пожар, туда немедленно устремляются специальные части.

Пластики. В 1976 г. мировое производство пластмасс составило приблизительно 50 млн. т. Опасность, которую таит в себе этот материал, очень разнообразна, поскольку существует множество видов пластиков. Горят практически все пластмассы, за исключением тех, в состав которых входят галогены (хлор или фтор). При горении пластических материалов выделяются горючие газы, способствующие распространению огня, а также токсичные вещества (так, поливинилхлорид (ПВХ) выделяет при горении окись углеводорода, соляную кислоту и фосген).

Есть основания предположить, что в недалеком будущем большин­ство предметов повседневного обихода будет изготовлено из пластмасс. Это увеличит возможность возникновения пожаров в жилых зданиях и вместе с тем значительно изменит их течение.

Архитектурный гигантизм. Для архитектуры XX в. характерно повсеместное распространение высотных зданий. Высотными считаются жилые дома, последний этаж которых находится на уровне более 50 м над землей, и общественные здания (административные, торговые и т.п.), последний этаж которых отстоит от земли более чем на 28 м. Как правило, в подобных зданиях живут или работают сотни людей, эвакуация которых в случае пожара весьма сложна. Кроме того, пожарные лестницы недостаточно длинны, чтобы достигнуть верхних этажей. Поэтому для высотных зданий разработаны специальные меры противопожарной безопасности.

Так, в 1962 г. при разработке проекта башни Келлера — первой башни, построенной в районе Дефанс (департамент Верхняя Сена) вопрос о нормах пожарной безопасности был поднят руководством парижской бригады пожарных.

Конструкции подобных сооружений должны обладать повышенной огнестойкостью, т.е. сохранять несущую способность под воздействием высоких температур. Вместе с тем применяемые строительные материалы должны обладать плохой теплотворной способностью (при горении выде­лять как можно меньше тепла).

Высотные дома также разбиваются на секции, что ограничивает распространение пламени: огонь изолируется. Жители горящей секции эвакуируются по специальным лестницам. Жильцы других отсеков, отделенных от огня толстыми стенами, смогут в это время заниматься своими делами: господин Дюпон на 28-м этаже так же изолирован от госпо­дина Дюрана на 27-м, как если бы они жили в соседних домах на какой-нибудь улице.

Строго обязательное разделение на секции + повышенная огнестой­кость конструкций + пониженная теплотворная способность строитель­ных материалов = безопасность в высотном здании.

Быструю и действенную помощь при пожаре в высотном здании обес­печивают: постоянные дежурства собственной внутренней службы про­тивопожарной охраны; размещение высотного здания не более чем в 3 км от пожарной части; наличие в здании стояков, которые пожарные могут наполнить водой, или стояков, в которых постоянно находится вода под давлением; наличие лифтов с первоочередным вызовом.

Что делать, если в вашем высотном доме начался пожар? Если по­жар начался в вашей квартире, то прежде всего вызовите пожарных, из предосторожности продублируйте вызов с другого телефона. Если вы убеждены, что сможете потушить огонь собственными силами с помощью огнетушителя или ведра воды, то попытайтесь это сделать. Но если вы видите, что не сможете справиться с огнем, то удалите всех со своего этажа по запасным лестницам, расположение которых вы должны знать. Не забудьте закрыть дверь вашей квартиры, чтобы избежать распростра­нения огня, взять ключи от входных дверей, чтобы передать их пожарным, и сообщить о своем уходе службе внутренней охраны, чтобы пожарные не рисковали напрасно, разыскивая вас в горящем помещении.

Если пожар начался в другой секции вашего высотного дома, оставайтесь на месте: вы должны эвакуироваться из здания только по приказу пожарных; ваш отсек по крайней мере на 2 ч защищен от дыма и огня. У пожарных будет достаточно времени, чтобы справиться с огнем до истечения этого срока.

Независимо от того начался ли пожар у вас в квартире или в другой части вашего дома, предупредите пожарных по телефону, не считайте, что другие это уже сделали. Часто во время больших пожаров сотни любопытных с первых же минут толпятся вокруг горящего здания, тогда как пожарные еще не вызваны.

Новые средства борьбы с пожарами. Придание огнестойкости — антипирирование — уменьшает воспламеняемость материалов. Антипирируют материалы обработкой специальными химическими веществами путем замачивания, нанесения кистью, разбрызгивания или окра­шивания.

Однако это не универсальное средство: огнестойкий материал, используемый как покрытие пола, не будет таковым, если его применить для подвесного потолка; предусмотренный для внутренней отделки, он не выдержит непогоды и т.д.

Автоматическое обнаружение и тушение пожара. Автоматические детекторы позволяют обнаружить пожар в самом начале. Их сигнализа­ционные табло дают световые и звуковые предупреждения и указывают зону возникновения огня.

Детектор начинает действовать под влиянием физических или хими­ческих явлений, предшествующих пожару или сопровождающих его начало. Существует три основных категории детекторов: тепловой детектор, который фиксирует повышение температуры; оптический детектор, который фиксирует наличие огня и дыма, используя свойства фотоэлементов; ионный детектор, который фиксирует наличие горючих газов посредством анализа состава воздуха,

Система автоматического тушения водой, дополняющая систему обнаружения, — самая старая, самая распространенная и зачастую самая эффективная. Принцип ее действия прост: трубопровод с водой под давлением и краны, открывающиеся автоматически при определенной температуре в результате разрыва плавкого предохранителя, химической ампулы или сплава. Существуют также системы, действующие на СО2 (ангидрид углеводорода) и на галогенах. Они предусмотрены для защиты специальных помещений (залы ЭВМ и т.д.).

Развитие технических и тактических средств борьбы с огнем. В последние годы арсенал средств тушения пожаров безусловно обогатился: усовершенствованы модели брандспойтов-пушек, появились шарнирные пожарные рукава (так называемые «жирафы»), повсеместное распро­странение получила пена, некоторые технические находки улучшили условия борьбы с огнем.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баб'як О. С, Сітенко О. М., Чирва Ю. О. Безпека життєдіяльності. — Харків, Урожай, 2000. — 301 с.

2. Безопасность жизнедеятельности (конспект лекций под ред. И. В. Демен­тьева, А. П.Авдеенко). —Краматорск, 1998, — 107 с.

3. Безопасность жизнедеятельности (учебное пособие под ред. В. С. Розано­ва). — М., 1994. — 65 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (СВ. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козъяков и др. Под общ.ред. С. В. Белов. — М.: Высшая школа, 1999.— 448 с.

5. Березуцкий В. В. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: Монография. — Харьков: ХГПУ, 1999. —170 с.

6. Гладкая Л. А., Пляцук Л. Д. Безопасность жизнедеятельности человека: Учебное пособие. — Сумы: Изд. «Университетская книга», 2000. — 255 с.

7. Ефімова В., Пархоменко І., Репік І. та інш. Програми для загальноосвітніх навчальних закладів «Основи безпеки життєдіяльності» 1 —11 класи. Київ, 2001 р.

8. ЕщенкоА И. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций, Ч. І—ПІ. — Сумы: СФТК, 1996. — 353 с

9. Заплатинський В. М. Безпека життєдіяльності (опорний конспект лекцій). — Київ, 1999. — 202 с

10. Захарченко М. В., Орлов В. М., Голубев А. К. Безпека життєдіяльності у повсякденних умовах виробництв, побуту та у незвичайних ситуаціях (навчальний посібник). —Київ, 1996. 96 с

11. Зацарний В. В., Мазур В. Г., Мостовий В.М. Навчальна програма нормативної дисципліни «Безпека життєдіяльності» для вищих закладів освіти. Київ, 1998.

12. Крикунов Г. П., Беликов А. С, Залунин В. Ф. Безопасность жизнедеятель­ности. Ч. 1, 2. — Днепропетровск: Пороги, 1992. — 412 с.

13. Крикунов Г. Н., Беликов А. С, Залунин В. Ф. Безопасность жизнедеятель­ности. Ч. 3. — Днепропетровск: УкОИМА - пресс, 1995. — 196 с.

14. Кузнецов В., Мухін В., Науменко І. та інш. Концепція освіти з напрямку «Безпека життя і діяльності людини» //Освіта України. —1997. —№50. — 12грудня.

15. Лапін В. М. Безпека життєдіяльності людини. — Львів.: Львівський банківський коледж, 1998. — 185 с

16. Лекции по безопасности деятельности. Проф. О.Н. Русак. — СПб, 1993. —85 с.

17. Миценко I. M. Забезпечення життєдіяльності людини в навколишньому середовищі. — Кіровоград, 1998. — 292 с.

18. Пістун І. П., Мешанич Р. Й„ Березовецъкий А. П. Курс лекцій з безпеки життєдіяльності. — Львів: Сполом, 1997. — 225 с.

19. Пістун І. П., ПіщенюкВ. Ф„ Березовецъкий А. П. Безпека життєдіяльнос­ті. — Львів: Світ, 1995. — 320 с

20. Пістун І. П. Безпека життєдіяльності: Навчальний посібник. — Суми: Університетська книга. 1999. — 301 с,

21. Пістун І. П., Хобзей М. К., Березовецъкий А П. Основи безпеки життєдіяль­ності. Навчальний посібник для 1—12 класів. —Львів: Сполом, 2002.

22. Русак О.Н., Зайцева В.К. Беседы о безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. — СПб.: ЛГА, 1994. — 96 с.

23. Русак О. П., Малаян К. Р., Занъко И. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебн. пособие. (Под ред. О. Н. Русака. — СПб.: Изд-во «Лань», 2000. — 448 с.

24. Техногенно-екологічні проблеми безпеки життєдіяльності (під редакцією О. М. Русака). — К-, 1999. —292 с


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие....................................................................................................................................................5

Лекция 1

Тема: Теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека........................................6

1. Актуальность и задачи курса безопасности жизнедеятельности...........................................................6

2. Классификация опасностей........................................................................................................................7

3. Определение и измерение риска................................................................................................................8

4. Методология исследования риска............................................................................................................11

Лекция 2

Тема: Физиологическая надежность человека......................................................................................14

1. Человеческий фактор в проблеме безопасности.....................................................................................14

2. Понятие об анализаторах (механизм восприятия информации)...........................................................15

3. Общие свойства анализаторов..................................................................................................................15

4. Зрительный анализатор, освещение и цвет............................................................................................16

5. Слуховой анализатор и действие шума на человека..............................................................................18

Лекция 3

Тема: Психологическая надежность человека......................................................................................22

1. Методы оценки психологических особенностей человека. Психодиагностичес­кий метод (тестирование)..........................................................................................................................................22

2. Основные психологические особенности человека с точки зрения безопасности

жизнедеятельности...................................................................................................................................23

2.1. Память................................................................................................................................................23

2.2. Внимание...........................................................................................................................................24

2.3. Мышление........................................................................................................................................25

2.4. Риск и осторожность.........................................................................................................................26

2.5. Сенсомоторные реакции..................................................................................................................27

2.6. Воля....................................................................................................................................................28

2.7. Способности.....................................................................................................................................29

2.8. Коммуникабельность........................................................................................................................29

2.9. Застенчивость....................................................................................................................................30

2.10. Компетентность.............................................................................................................................30

2.11. Характер и темперамент................................................................................................................30

2.12. Эмоции.............................................................................................................................................32

Лекция 4

Тема: Психофизиологическая деятельность человека........................................................................34

1. Составные компоненты деятельности человека....................................................................................34

2. Физическая деятельность человека.........................................................................................................34

3. Физиологические критерии здоровья......................................................................................................41

4. Умственная деятельность человека........................................................................................................42

Лекция 5

Тема: Факторы, снижающие работоспособность..................................................................................44

1. Психическая травма (конфликты)............................................................................................................44

2. Алкоголь и алкоголизм.............................................................................................................................47

3. Наркотики и наркомания.........................................................................................................................48

4. Никотин и никотиномания.......................................................................................................................49

5. Утомление и переутомление.....................................................................................................................50

6. Болезненные состояния (заболевание)...................................................................................................52

7. Особенности психофизиологического состояния подростков, женщин,

и людей преклонного возраста................................................................................................................53

Лекция 6

Тема: Пути повышения жизнедеятельности человека........................................................................56

1. Оздоровительная физическая культура...................................................................................................56

2. Медико-биологические средства..............................................................................................................61

3. Психологические средства восстановления работоспособности..........................................................65

4. Профотбор и профориентация..................................................................................................................67

Лекция 7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.