КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Электронный учебник. Кагермазова Л. Ц. , Д. Психол. Н. ,
Автор-составитель: Кагермазова Л.Ц., д.психол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке студентов по дополнительной квалификации «Преподаватель».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии § 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки § 2. Проблема детерминации психического развития § 3. Основные понятия возрастной психологии Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии § 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития § 2. Метод наблюдения § 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования § 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование § 5. Вспомогательные методы исследования § 6. Схема организации эмпирического исследования Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки § 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки § 2. Начало систематического изучения детского развития 36 § 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития §1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии § 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма § 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный § 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход § 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда § 2. Психоанализ детства § 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей... Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона § 1. Эго - психология Э. Эриксона § 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона § 3. Основные понятия теории Эриксона § 4. Психосоциальные стадии развития личности Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития § 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении § 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона. § 3. Оперантное научение § 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения § 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения § 2. Эволюция теории социального научения § 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание § 4. Диадический принцип изучения детского развития § 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка § 6. Социокультурный подход Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже § 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже § 2. Ранний этап научного творчества § 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже § 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа § 1. Происхождение и развитие высших психических функций § 2. Проблема специфики психического развития человека § 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека § 4. Проблема «обучение и развитие» § 5. Две парадигмы в исследовании психического развития Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе § 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен § 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского § 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина § 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития 1 Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ Глава XII. Младенчество § 1. Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период § 2. Младенчество как период стабильного развития § 3. Развитие общения и речи § 4. Развитие восприятия и интеллекта § 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами § 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни § 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года Глава XIII. Раннее детство § 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым § 2. Развитие предметной деятельности § 3. Зарождение новых видов деятельности § 4. Познавательное развитие ребенка § 5. Развитие речи § 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве § 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет Глава XIV. Дошкольное детство § 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте § 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста § 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная) § 4. Познавательное развитие § 5. Общение со взрослыми и сверстниками § 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие § 7. Характеристика кризиса дошкольного детства Глава XV. Младший школьный возраст § 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению § 2. Адаптация к школе § 3. Ведущая деятельность младшего школьника § 4. Основные психологические новообразования младшего школьника. § 5. Кризис отрочества (предподростковый) 8 Оглавление Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество) § 1. Социальная ситуация развития § 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте § 3. Специфические особенности психики и поведения подростков § 4. Особенности общения со взрослыми § 5. Психологические новообразования подросткового возраста § 6. Развитие личности и кризис перехода к юности Глава XVII. Юность § 1. Юность как психологический возраст § 2. Социальная ситуация развития § 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте § 4. Интеллектуальное развитие в юности § 5. Развитие личности § 6. Общение в юности Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость § 1. Взрослость как психологический период § 2. Проблема периодизации взрослости § 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости § 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости § 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости Глава XIX. Взрослость: старение и старость § 1. Старость как биосоциопсихологическое явление § 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем § 3. Теории старения и старости § 4. Проблема возрастных границ старости § 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости § 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости § 7. Личностные особенности в старости § 8. Познавательная сфера в период старения Комплект лекций по курсу: «Возрастная психология» ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время знание фактов и закономерностей психологического развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому кругу специалистов — психологам, педагогам, врачам, социальным работникам, работникам культуры и т.д. Предлагаемый учебник представляет собой развернутый учебный курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология». Особенно полезен этот учебник будет для студентов, обучающихся на вечерних и заочных отделениях вузов. Включенные в пособие темы охватывают практически весь диапазон курса возрастной психологии. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого Заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем. Первый раздел «Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии» знакомит с методологическими, методическими и понятийными основами возрастной психологии, содержит введение в основные проблемы данной отрасли психологической науки. Разделы второй «Историческое становление возрастной психологии», третий «Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии» и четвертый «Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе в российской психологии» представляют собой изложение и анализ основных теорий психического развития человека, разработанных в зарубежной и отечественной психологии. Они знакомят читателя с историей детской и возрастной психологии, классическими теориями психического развития, тенденциями современного развития и дискуссионными проблемами возрастной психологии как науки. В пятом разделе «Онтогенетическое психическое развитие человека: возрастные ступени» рассмотрены основные закономерности психического развития на протяжении жизни человека — от рождения до старости, дано описание психологических возрастов от младенчества до старости. В Приложении приводится общая схема возрастной периодизации психического развития человека. Каждая глава сопровождается вопросами и заданиями, которые призваны обратить внимание учащихся на ключевые моменты темы. Содержание глав включает примеры из психологических исследований, литературные и жизненные иллюстрации, что облегчает восприятие теоретического материала и позволяет обратиться к собственному опыту каждого читателя, побудить поразмышлять над теми или иными важными проблемами, имеющими и теоретическое, и прикладное значение, связать теорию с практикой, перекинуть мостики от классических теорий к современным актуальным проблемам психологии развития.
Раздел первый ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава I ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |