Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и муниципальные образования как субъекты гражданского права




ФОНДЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ

Фондом признаётся не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей в социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных (некоммерческих) целях (п.1. ст. 118 ГК РФ).

Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителем или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей.

Фонд создаётся по решению его учредителей, утверждающих устав как единственный учредительный документ. В уставе фонда помимо общих для всех юридических сведений должны также содержаться сведения о целях его деятельности.

В качестве учредителей фондов могут выступать физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие) организации, а также публично-правовые образования. Учредитель может быть и единственным, он как правило не участвует в деятельности фонда. Для контроля за полученным фондом имуществом создаётся попечительский совет, который осуществляет надзор за всей деятельностью фонда и его исполнительных органов и должностных лиц. Фонд преследует в своей деятельности исключительно полезные цели и ни при каких условиях не может распределять полученное имущество между своими участниками (учредителями) или работниками.

Учреждением признаётся не имеющая членства организация, создана и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально культурных и иных некоммерческих функций (п.1 ст. 120 ГК РФ).

К числу учреждений относятся органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. В зависимости от учредителей они могут быть публичными (государственными и муниципальными) и частными (созданными юридическими или физическими лицами).

Учреждения создаются по решению соответствующего собственника (или уполномоченного им органа) либо нескольких собственников и действуют на основании утверждённого им и зарегистрированного устава или положения. В уставе собственник определяет задачи учреждения и цели деятельности. Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа.

Учреждения обычно финансируются собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему собственником сумм.

В связи с этим права учреждения на закреплённое за ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно законом (ст.296 ГК РФ), а отчуждение или иное распоряжение данным имуществом без согласия собственника невозможно.

Учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная ответственность их собственников - учредителей.


1.5.1. УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО СУБЪЕКТОВ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

Государство, как правило, не вступает в гражданские отношения, оно функционирует как власть, и его отношения с другими субъектами права строятся на подчинении этих последних государству, например при взимании налогов. К числу субъектов государства относятся города, районы, сёла, и т.д.

В ряде случаев Российская Федерация, её субъекты и муниципальные образования вступают в гражданские отношения, причём на равных началах с другими участниками гражданских правоотношений - гражданами, юридическими лицами.

Имущественной основой участия государства и муниципальных образований в гражданском обороте является казна, то есть нераспределённый фонд имущества и денежных средств, находящийся в распоряжении государства в лице органов власти и управления (муниципальная казна находится в распоряжении муниципального органа самоуправления). Эти органы и выступают от имени государства или муниципального сообщества в гражданском отношении с другими лицами. При этом государственные и муниципальные юридические лица не отвечают по долгам государства и муниципального сообщества, равно как и последние не отвечают по обязательствам образованных ими юридических лиц. Государство может выступить гарантом обязательств юридического лица, и в этом случае оно несёт ответственность за эти обязательства.

В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. При этом, гражданская правоспособность государства хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий характер. Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

 

1.5.2. ОРГАНЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО
И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Государство и другие муниципальные образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п.1 и 2 ст.125 ГК РФ). В результате этого участниками гражданских правоотношений становятся именно муниципальные образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления участвуют в гражданских правоотношениях самостоятельно, а не от имени соответствующего публично-правового образования, в роли финансируемых собственником государственных или муниципальных учреждений - юридических лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закреплённое за ними имущество и под субсидиарную ответственность создавшего их публичного собственника.

· Органы исполнительной власти - министерства и ведомства в большинстве случаев выступают учредителями государственных учреждений, передавая им имущество на праве оперативного управления.

· Государственные и муниципальные образования могут создавать новых собственников - хозяйственные общества и товарищества - за счёт своего имущества или совместно с другими субъектами гражданского права.

· Органы, представляющие государство и муниципальные образования могут быть субъектами различных обязательств, возникающих как из договоров, так и из внедоговорных отношений.

· В сфере договорных связей наиболее распространены случаи их выступления в качестве государственных заказчиков в договорах поставки или подряда для государственных нужд, а также в роли заёмщиков или заимодавцев в договорах займа или кредита.

· В сфере исключительных (изобретательских, авторских, "смежных" и тому подобное) прав субъектом правоотношений в определённых законом случаях может становиться федеральное государство, которое может приобретать права патентообладателя на отобранные им изобретения, полезные модели, промышленные образцы с целью реализации этих прав в интересах государства.

· Федеральное государство выступает также стороной во внешнеторговых сделках, заключённых российскими торговыми представительствами за рубежом при этом, не отвечая по сделкам, заключённым внешнеторговыми (в том числе государственными) организациями как самостоятельными юридическими лицами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.