Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие двигательных функций и действий с предметами




Выделяют прогрессивные движения и действия ребенка (способст­вующие получению новых впечатлений) и тупиковые (отгоражи­вающие от внешнего мира).

Наиболее важные прогрессивные движения: хватание, манипу­лирование предметами, овладение активным передвижением в про­странстве (удерживание головы, переворачивание на бок, хватание, сидение, ползание, ходьба). Прогрессивные движения и действия рассматриваются как показатели уровня развития ребенка. Они формируются под пристальным вниманием и стимулирующим воздействием взрослого.

Молодая мама приносит на осмотр в поликлинику двухмесячного ребенка. Нев­ропатолог свидетельствует, что состояние здоровья ребенка хорошее, но при выкла-

дЫвании на живот ребенок зарывается носом в простынку, голову вертикально не удерживает. «Какой педагогически запущенный ребенок!» — укоряет врач. Действи­тельно, ребенку не нравилось лежать на животе, он начинал кукситься — и мать не «елала этого. По рекомендации врача «сеансы» лежания на животике вводятся в ре­жим дня ребенка, и буквально через пару дней ребенок выучивается устойчиво удер­живать головку в вертикальном положении и далее начинает получать от нового ра­курса видения мира явное удовольствие.

Подчеркнем роль новизны в стимулировании действий ребенка спредметами, новый предмет неизменно привлекает внимание ре­бенка, хотя бы на короткое время,' способствует появлению заинте­ресованности. '

Таблица 17 Развитие двигательной сферы на первом году жизни

 

Возраст в месяцах Двигательные функции
  Лежа на животе — кратковременно приподнимает голову
  Лежа на животе — удерживает голову, в вертикальном положе­нии — непостоянно
  Лежа на животе — опирается на согнутые под острым углом пред­плечья; в вертикальном положении хорошо удерживает голову
  Лежа на животе — опирается на согнутые под прямым углом пред­плечья; лежа на спине — при тракции за руки приподнимает голо­ву, поворачивается со спины на бок
  Лежа на животе — опирается на вытянутые руки, на одну руку, на спине — при потягивании за руки тянется за руками, уверенно по­ворачивается со спины на бок
  Лежа на животе — опирается на вытянутые руки, на одну руку; лежа на спине — при потягивании за руки садится; поворачивается со спины на живот
  Посаженный ребенок сидит, опираясь на руки; ползает на животе; стоит при поддержке; поворачивается с живота на спину
  Садится и сидит, не опираясь; становится на четвереньки; ухватив­шись за опору, становится на колени
  Сохраняет равновесие, сидя при манипуляциях с предметами; вста­ет, ухватившись за опору; переступает, поддерживаемый за руки
  Стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой
  Уверенно стоит без опоры; приседает; ходит, держась одной рукой; делает несколько шагов без опоры
  Ходит без поддержки, приседает и встает

Важнейшая линия двигательного развития — формирование умений ребенка обращаться с предметами. Смещение интереса со взрослого на предмет происходит не спонтанно и не случайно Взрослый, являясь аффективным центром ситуации, специально переключает внимание ребенка с себя на предмет, мотивирует ак­тивность ребенка и придает ей адекватную форму, показывая кон­кретные способы действий с вещами.

Захватывание (доставание) предмета — это первое произ­вольное целенаправленное действие грудного ребенка. Хватание на­чинается с обнаружения, ощупывания собственных ручек примерно в 3 — 3,5 месяца. Формирование и совершенствование захвата про­исходит в совместной деятельности ребенка и взрослого. Взрослый не всегда осознанно, но систематически создает ситуации упражне­ния для ребенка: демонстрирует предмет, вызывая сосредоточение, подносит предмет на такое расстояние, при котором ребенок начи­нает протягивать к нему руки; прикасается предметом; отдаляет его и снова приближает.

Функция захвата предмета совершенствуется постепенно. Ре­бенку трех месяцев нужно вложить игрушку в руку, и он потянет ее в рот. В 5—5,5 месяца ребенок самостоятельно может свободно достать, захватить и удерживать игрушку. Траектория движения руки сначала неточна, много лишних сопутствующих движений, не дифференцирован способ захвата. Во втором полугодии формиру­ется полноценное доставание — уточняется движение руки к пред­мету, развивается противопоставление большого пальца, удержива­ние предмета пальцами, захват вещи с учетом ее формы и размера В 6—7 месяцев у ребенка складываются простые манипулятивные действия с предметами. Предметные манипуляции одинаковы по отношению к любому предмету, малыш сосет его, царапает, разма­хивает им, стучит, бросает и т.д.

В начале второго полугодия жизни происходит принципиаль­ное изменение качества подражания. Если ранее взрослый брал какое-то движение или звук из спонтанного репертуара младенца и «возвращал» его как образец для имитации (например, откры­вание рта), то теперь ребенок начинает воспроизводить то, чего еще не было в его собственном опыте. Появляется истинное под­ражание.

Подражание важно для усложнения и обогащения средств пара-лингвистической коммуникации. Набор характерных жестов, кото­рым намеренно обучают ребенка: «поздоровайся, покивай голов­кой», «иди сюда», «попрощайся, помаши ручкой», «пожалей, обними», «поцелуй», «покажи глазки, ротик», «ладушки» и т.п.

Десяти-двенадцатимесячный Андрюша машет рукой («прощание»), разводит руки в стороны («не знаю», «нет — исчез»), дует на горячее, показывает по просьбе взрослых, «как Андрюша плачет», «как Андрюша смеется»^ «любит маму», «летают птички», «ходят солдаты» и др

В этот период ребенок начинает копировать специфические движения взрослого по отношению к предмету (качать куклу, укла­дывать спать мишку).

Условия подражательного обучения движениям и действиям во втором полугодии первого года жизни: многократный замедленный показ, паузы перед началом и концом показа, подчеркнутая мими­ка, обязательное речевое сопровождение («речевая метка»), эмо­ционально насыщенное одобрение взрослых за попытку воспроизве -ения.

В конце первого года жизни предметы окружающего мира пере-тают быть изолированными в восприятии ребенка, он все чаще сам или с помощью взрослого начинает устанавливать между ними раз­личные отношения и связи. Манипулирование постепенно усложня­ется, начинают преобладать повторные и цепные действия-манипуляции с предметами. Возникает направленность на повторе­ние и достижение результата. Складывается манипулирование дву­мя предметами: поставить один на другой, вложить один в другой, снять, вытащить, нанизать, открыть — закрыть (крышку). Малыш научается удерживать и выполнять простые действия одновременно обеими руками (постукивать одной погремушкой о другую), стано­вится возможен перенос знакомых действий на новые предметы и получение косвенных изменений. К концу первого года жизни воз­никают орудийно- предметные действия — действия с предметами согласно их социальной функции: пить из чашки, укрываться одея­лом, копать совочком. Малыш уже умеет обращаться с игрушками, которые заключают в себе специальное правило, способ употребле­ния: собирает пирамидку и матрешку, катает мяч, складывает баш­ню из двух-трех кубиков.

Наличие в конце первого года тупиковых движений (упорное сосание пальца, ритмическое раскачивание на четвереньках, сосре­доточенность на рассматривании рук и др.) свидетельствует об эмо­циональном неблагополучии ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.