Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие речи. Раннее детство — сензитивный период для усвоения речи




Раннее детство — сензитивный период для усвоения речи. Почему же именно в этом возрасте речь имеет наиболее благоприятные ус­ловия для развития? Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по поводу действий с предметом становится необходи­мым как орудие организации взаимодействия, делового сотрудни­чества. Предметная деятельность, кроме того, создает основу для получения разнообразных впечатлений, усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.

В раннем детстве продолжается совершенствование понимания речи взрослых и происходит переход к собственной активной речи ребенка. На начальных этапах понимание словесных сообщений от­носится к ситуации в целом. Причем для правильного реагирования ребенка важно, кто именно из взрослых, с какой интонацией сказал те или иные слова, находится ли в поле зрения предмет, о котором говорят, не отвлекается ли внимание ребенка более сильными на­глядными впечатлениями.

Вопросы взрослых: «Где мама (огонек, часы, собачка)?», просьбы выполнить то или иное действие организуют поведение ре­бенка. Сначала ребенок способен воспринять, понять инструкцию только по ходу действия. Затем словесные указания могут быть даны заранее, для руководства ориентировочной деятельностью ре­бенка.

Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека, который сообщает о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения ребенка и взрослого. Речь начинает выступать в роли основною средства познания, это важнейшее приобрете­ние развития.

Переходная фаза от доречевого этапа к собственно речевому за­нимает обычно около 6 месяцев — от конца первого года жизни ре­бенка до достижения им полутора лет. В случае замедленного рече­вого развития этот период может растянуться на год — полтора.

В конце первого года жизни, как мы уже упоминали, характерна автономная речь, состоящая из аморфных слов-корней. Активный словарь ребенка 11 —12 месяцев включает обычно от 4—5 А0 30—40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых употребляются изредка. После полутора лет речевое поведение ребенка резко изменяется, становится значй-

тельно более активным. Это выражается в первую очередь в появле-вци вопросов о названиях предметов: «Что это?» Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем — примерно 1200—1500 слов.

Условия перехода к активной речи у детей полутора лет экспери­ментально смоделированы М. Г. Елагиной1. Создавалась достаточно типичная для повседневного взаимодействия в семье ситуация за­труднения для ребенка, который хотел получить привлекательную игрушку, но не мог достать ее сам. Взрослый помогал малышу толь­ко в том случае, если тот правильно называл предмет; название это взрослый повторял неоднократно. Замысел экспериментальной си­туации, таким образом, состоял в инициировании перехода к ис­пользованию определенного слова в качестве единственного адек­ватного средства общения с взрослым.

В последовательно изменяющемся в процессе эксперимента по­ведении ребенка можно выделить три фазы:

1 — смысловой центр ситуации для ребенка — предмет. Он тя­нется к нему, выражает свое желание овладеть игрушкой, проявляетнетерпение, протест против действий взрослого;

2 — как центр ситуации выделяется взрослый. К нему ребенокобращается, использует указательные жесты, разные способы эмо­ционального воздействия;

3 — слово становится центром ситуации. Ребенок сосредоточи­вает внимание на губах взрослого, его артикуляции, шевелит губа­ми, пытается произнести слово.

Замечательный факт: получив игрушку, немного поиграв с ней, ребенок предлагает взрослому повторить всю ситуацию, превращая ее в словесную игру. Стадии углубляющейся ориентировки в смысле ситуации и в функции слова как орудия взаимодействия: надо обра­титься к взрослому, надо обратиться к взрослому посредством слова; надо обратиться к взрослому посредством определенного слова.

М.И. Лисина, применяя общий принцип усвоения предметных Действий, выдвинутый Д.Б. Элькониным, отмечает: ребенок снача-Ла Должен освоить наиболее общее — новый тип сотрудничества. Относительно речи ребенок сначала должен выделить речевую ком -нУникативную задачу, и как раз выделение этой задачи требует обычно достаточно продолжительного времени. Более частные ^етали сотрудничества, в том числе и слово, его восприятие и арти-

См Елагина М Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение Ктивной речи в раннем возрасте // Вопросы психологии 1977.№2 С 135—142

куляция, отрабатываются во вторую очередь, как бы следующим за­ходом1

Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индиви­дуальных особенностей ребенка, условий его жизни. Произношение слов при правильном воспитании совершенствуется, и «детский жаргон» (употребление ребенком слов, отличающихся от общепри­нятых) исчезает по мере улучшения фонематического слуха.

Усваивается грамматический строй родного языка Очень рано звуковая сторона языка, материальная оболочка становится пред­метом деятельности и практического познания ребенком На пер­вых порах дети употребляют звуковые сочетания, которые представ­ляют собой предложения, состоящие из одного слова, обычно существительного или глагола («автономная речь») Каждое слово-предложение многозначно, его актуальный смысл может быть понят только в совокупности условий данной конкретной ситуации Тре­бование «ДайЬ> равносильно целой фразе и в разных обстоятельст­вах означает нечто совершенно конкретное, к примеру «Очень хочу вот ту блестящую штучку, что лежит на самом верху».

Затем после полутора лет на смену им приходят двусловные не­распространенные предложения — «телеграфная речь» из необ­ходимых ключевых слов Предложения из двух-трех слов конструи­руются ребенком без изменения формы слов. Как правило, это субъект и его действие — «дядя стучит», действие и объект — «дай хлеб» Усвоение грамматического строя русского языка в раннем детстве изучено лингвистом А Н Гвоздевым2 (1949) По его дан­ным, до 1 года 10 месяцев предложения русскоязычных детей со­стоят из аморфных слов-корней, не изменяющихся по родам и па­дежам.

К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, дети улавливают предметные отношения и овладева­ют речевыми способами их выражения — предложения становятся полными, или распространенными. Сначала речь включена в дей­ствие, часто сопровождает манипулирование предметами, посте­пенно начинает выполнять функцию регулирования деятельности. На третьем году жизни становится возможен рассказ о виденном, пересказ слышанного, требование объяснения

Ситуации, неблагоприятные для развития речи: малое обще­ние, ограниченное гигиеническим уходом, погруженность взрослого

в собственные проблемы, а также, напротив, слишком хорошее по­нимание ребенка и выполнение всех его требований Если у ребенка замедленно развивается собственная активная речь, необходимо удостовериться, что у него нормальный слух, что он понимает обра­щенные к нему просьбы и предложения в пределах ситуации обще­ния, разумно играет, пытается подражать словам.

В этом случае повода для особого беспокойства нет, однако необходима специальная педагогическая работа. Варианты откло­нений речевого развития и причины речевых трудностей у детей 2—2,5 лет могут быть различными Это и задержка речи на ста­дии называния, перегруженность речи специфически «детскими» словами, плохое артикулирование. Активная речь может быть «отложена» по причине преобладания эмоционального общения со взрослым или по причине чрезмерной ориентации на предмет­ный мир. Соответственно и приемы оказания помощи разнооб­разны.

Главные направления усилий по активизации речи ребенка:

—обратить внимание на типичные интересы ребенка, на свой­ственный ему на данном этапе тип общения со взрослым (эмоцио­нальный или деловой);

—обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно, не слиш­ком тихо и добиваться от него внятного произношения;

—необходимо больше разговаривать в быту, включать активнуюречь в предметные действия, сопровождать показ предметов и игру­шек эмоционально насыщенным, увлекательным для малыша рас­сказом;

—рассказывать сказки, читать стихи, совместно рассматриватьяркие, красивые картинки, книжки,

—стимулировать стремление ребенка заговорить, для чего да­вать поручения (сказать, сообщить, позвать)1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.