КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взрослостъ как психологический периодВЗРОСЛОСТЬ: МОЛОДОСТЬ И ЗРЕЛОСТЬ Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослэсти: —ранняя взрослость (молодость), —сэедняя взрослость, —поздняя взрослость (старение и сгарость). Понятие взрослости и критерии достижения взрослости. Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронноси достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости1: —новый харжтер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием; —сгособность реагировать на изменения и успешно приспэсаб-ливатьс; к новым условиям, позитивно разрешать противоречия итрудносте; —пэеодоление зависимости и способность брать ответсгвен-ность за себя и других; —некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, частность и умение сострадать и др.); — социальные и культурные ориентиры (роли, отжженияи т.д.) д1я определения успешности и своевременности развитая вовзрослосги. Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зрелость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысп.его уровня развитие интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духд «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора. В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст «совершениядеяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе2. Главные линии развития человека средних лет — эю генеративность, производительность, созидателькость (в отношении вещей, детей и идей) пнеуспокоенность — стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким. Работа и забота — добродетели зрелых людей. Если личносп оказывается «успокоенной>Гв каком-шбо отношении, то начинается застой и деградация, которые пролвляются в инфантильности и самопоглощенности — в излишней жаюсти к себе, в потакании своим прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них. В гуманистической психологии (А Маслоу, Г. Олпорт К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореали зации, самоактуализации взрослого человека По мнению А. Маслоу, самоактуглизирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийпым ценностям, среди которых истина, кргсота, добро. Они стремято; достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня) На основе анализа биографий ряда саиоактуализирующихся личностей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней; приняяие себя, других и природы спонтанность; сосредоточенность на гооблеме; отстраненность (ка! потребность в уединении и самодостаточности); независимость от культуры и окружения; постоянная:вежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения демократический характер; нравствежная убежденность; невраждебное чувство юмора; креативность Чтобы совершенствоваться продвигаться в направлении самоакгуализации, нужно помнить прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упорного труда над собой: —необходимо стремиться самозабвенно отдаваться переживаниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрациипозы, маски, психологической защити; —в каждый момент жизни делать выбор, ведущий к личностному росту, через преодоление:траха и стремления к безопасности; —прислушиваться к внутреннему голосу, дать возможностьпроявиться своей самости, начиная с самых простых вещей (вродедоверия своему собственному вкусу гри оценке кушанья или напитка); —быть честным с самим собой и принимать на себя ответственность; не бояться не понравиться другим людям; —необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (какбы ни было это болезненно) от психологических защит, понять своипотенциальные возможности и желания1. Обращаясь к студентам-психологам, А. Маслоу предупреждал их о пагубности комплекса Р.оны, который представляет собой «боязнь собственного величия», «уклонение от своего предназначения», «бегство от своих талантов»: «Вы должны стремиться стать первоклассными психологами, в самом лучшем значении этого сло-за, лучше, чем вы можете себе представить»2. Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономьи ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполнг осознанно. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующейся личности в виде следующего перечня черт: 1) интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я; 2) теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении кдругим; 3) чувство фундаментальной эмоциональной безопасности(принятие себя, самоконтроль); 4) реалистическое восприятие действительности и активность вдействиях; 5) самообъективация (самопонимание), привнесение своеговнутреннего опыта в актуалыо переживаемую ситуацию и чувствоюмора; 6) «философия жизни», соторая упорядочивает, систематизирует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам. Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни3. Б.Г. Ананьев в своей кшге «Человек как предмет познания» (1969) подчеркивал, что психология среднего возраста — сравнительно новая отрасль возрастной психологии. Психология зрелости оказалась на периферии психэлогического познания. С одной стороны, она оттеснена подходами генетической психологии, для которой зрелость выступает лини как продукт и своего рода финал индивидуально-психического развития человека. С другой стороны, геронтология анализирует зрелость как период, в котором сосредоточены истоки процессов старения. Тем не менее данные из истории изучения взрослости позволили выделить произошедшие за последнее столетие явные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, что привело к расширению диапазона зрелости — с точки зрения ее продолжительности и потенциала1. Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода. В.14. Слободчиков и Г.А. Цукерман считают, что суть первой ступени взрослости (17—42 года) состоит в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции человека, который становится субъектом общественных (не узкосоциальных) отношений. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации психического развития, могут стать слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе». Завершающая ступень (после 39 лет и далее) — универсализация — полагается как потенциальная возможность достижения высшего уровня духовного развития, вхождения в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей2.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |