КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религиозные истоки христианства
Христианство зародилось в Палестине, в I в.н.э. Древняя Палестина объединяла несколько государственных образований – Галелею, Самарию, Иудею и входила в состав Римской Империи. Геополитическое положение Палестины – между Западом и Востоком, на пересечении торговых путей, способствовало синтезу идей, культур. Иудея являлась центром иудаизма – единственной на тот момент монотеистической религии. Расширение Римской империи приводило к увеличению пантеона, в который включались боги покорённых народов, способствовало распространению греко-римских традиций, обычаев, верований. К моменту возникновения христианства традиционный иудаизм переживает кризис, связанный с утратой независимости, римским гнётом, противоречиями между жителями иудеи и еврейской диаспоры. Условия в Галилее, откуда был родом Иисус и где проповедовал, отличались значительным числом иностранных колонизаторов и эллинизацией культуры, однако в отдельных городах среди еврейского населения сохранялись религиозные традиции. Во времена Иисуса Галилея считалась оплотом еврейского сопротивления Риму. На этом фоне широкое распространение получили эсхатологические ожидания и мессианизм, вера в приход Спасителя, характерные для иудейского сектантства. В иудаизме того периода существовали следующие направления: 1. саддукеи (иудейская аристократия), пытавшиеся приспособить иудаизм к греко-римской культуре, сделать его более рациональным; 2. фарисеи (иудейская интеллигенция, раввины), выступавшие за буквальное, зачастую показное, следование заповедям и обрядам Ветхого Завета; 3.книжники (нечто среднее между богословами и правоведами) занимались толкованием Торы и давали советы в отношении повседневных дел;
4.зилоты – революционно-политическая группировка, использовали активные методы сопротивления римлянам (мятежи, нападения на римские гарнизоны). В середине II в. до н.э. в Палестине возникла секта ессеев, сведения о которой есть у Иосифа Флавия, Плиния Старшего и у других более поздних авторов. Предполагается, что именно ессеям принадлежат «рукописи Мёртвого моря», найденные в пещерах Кумрана. Они утверждали, что душа бессмертна, а физическое тело разрушается, поэтому является временным, преходящим. Если душа сможет освободиться от оков физического тела, то обретёт вечную жизнь и свободу от страданий. Они учили о неизбежности посмертного воздаяния за благие поступки или грехи. Ессеи имели общую собственность, коллективно трудились, совершали общую трапезу. Для этой секты было характерно безбрачие, суровый аскетизм, трёхлетний стаж послушничества. У ессеев были собственные священные тексты, и они считали обязательным духовное покаяние. Христианство заимствовало из предшествующих религий многие элементы. Из иудаизма – монотеизм, культ Яхве, отождествлённый с Богом Отцом, часть Священного Писания – Ветхий Завет. Культ Христа Спасителя, идею его искупительной жертвы и воскрешения, культ Богоматери из политеистических религий поздней античности: египетской, греческой и др.
3. Историчность Иисуса Христа. Основателем христианства является Иисус Христос – проповедник, пророк, живший в Иудее в I в. н. э. Иисус это имя, которое по слову ангела дал сыну, зачатому Марией от Святого Духа, плотник Иосиф. Греческим титулом «Христос» переводится еврейское слово «Мессия», «Помазанник». Этим титулом в еврейских писаниях обозначается царь. Согласно христианским догматам Иисус - Сын Божий, который принял страдания и смерть во имя искупления первородного греха всего человечества, воскрес и вознёсся на небо. Своим воскресением он открыл верующим путь к воссоединению с Богом в Царстве Небесном.
Споры о реальном существовании Иисуса ведутся до сих пор. Существуют две точки зрения, представленные исторической и мифологической школами. Историческая школа полагает, что Иисус существовал как реальная историческая личность, был проповедником новой религии, заложил основы христианства. С точки зрения представителей этой школы, историчность Иисуса подтверждается текстами Священного Писания, реальностью целого ряда Евангельских персонажей, таких как Иоанн Креститель, апостол Павел и др. Мифологическая школа тесно связана с атеистическим учением и отрицая существование Иисуса Христа её сторонники ставят под сомнение и основы христианства. Тезисы мифологистов следующие: 1. Миф о Христе есть вариант античных и восточных мифов об умирающих и воскресающих богах, отголосок дохристианских легенд. Но домыслы о прототипах Христа потерпели провал. 2. Об Иисусе не упоминают современные ему нехристианские писатели. «Молчание века» объясняется отсутствием книгопечатания, исчезновением огромного количества манускриптов. Кроме того, странно требовать от античных авторов сведений о таком незначительном в их глазах факте, как деятельность проповедника в глухой восточной провинции. Тем не менее нельзя не вспомнить, что в «анналах» римского историка Тацита, написанных около 110 г. н. э. упоминается о казни Иисуса. Другие упоминанения о Христе содержаться у римского историка Светония, в жизнеописании императора Клавдия и в «Древностях» у иудейского историка Иосифа Флавия. 3. Евангелия содержат противоречия и ошибки, поэтому их нельзя считать достоверными. Но именно многогранность Иисуса Христа, так хорошо показанная в новозаветной литературе, говорит о масштабности его личности. Евангельская литература могла развиваться в разных направлениях. Это показывают неканонические предания об Иисусе, сохранившиеся в отрывочной форме как цитаты в трудах отцов церкви. А Евангелия от Марка, от Матфея и от Луки содержат один и тот же материал. 4. Евангелия возникли почти на полтора века позже описываемых ими событий, и поэтому они не могут быть историческими источниками. Но труды современных учёных подтвердили, что Евангелия подлинные и достоверные документы.
5. Ни один из источников информации о жизни и учении Иисуса не восходит к нему самому. Иисус Христос не оставил после себя ни одного написанного слова. Эта дискуссия показывает, что знания об Иисусе как исторической личности ограничены и многие вопросы остаются открытыми.
3.Распространение и религиозное оформление христианства. Быстрому распространению христианства способствовали: - идея равенства людей перед Богом; - универсализм нравственных принципов; - нивелировка классовых и социальных различий; - отсутствие детально разработанной догматики и культа в ранний период. Равенство перед Богом базировалось на идеях греховности и покаяния. Греховность человека объяснялась грехопадением Адама. Сын Божий был распят во искупление человеческих грехов. Уверовавшему в Иисуса Христа обещалось вечное блаженство после конца света и страшного суда, на котором «каждому воздаться по делам его». В Нагорной проповеди Иисуса Христа изложены основы его учения – что не нужно и нужно делать для достижения Царства Небесного. Первый шаг это осознание своей греховности. Также Иисус учил смирению, необходимости нравственного совершенствования. Основной мотив Евангельской проповеди идея покаяния: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Христианская концепция бога сложна и противоречива. Попытки преодолеть эти противоречия привели к формированию догмата о Святой Троице. Бог един в трёх лицах: Отец (тождественен иудаистскому Яхве – творцу мира), Сын (богочеловек, мессия-спаситель), Святой Дух (отвлечённое божественное начало). Догматика христианства формировалась в процессе острой борьбы различных направлений, богословских школ. Христианский символ веры был первоначально принят на Никейском Вселенском соборе в 325 г. и дополнен в 381 г. на Константинопольском. Текст символа веры состоит из 12 членов, и в современной редакции воспроизводится следующим образом:
1. Верую в единого Бога, Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. 2. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога, рождённого не созданного, одного существа с Отцом, через которого всё сотворено. 3.Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком. 4.Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого. 5.И воскресшего в третий день, согласно писаниям. 6.И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца. 7.И опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству которого не будет конца. 8.И в Духа Святого, Господа подающего жизнь, исходящего от Отца. 9.И во единую святую, вселенскую, апостольскую Церковь. 10.Исповедую одно крещение во оставление грехов. 11.Ожидаю воскресения мёртвых. 12.И жизнь будущего века. Аминь» С точки зрения оформления церковной организации в истории христианства можно выделить следующие этапы: 1. Демократический период (I-II вв.) – действуют христианские общины, во главе которых стояли апостолы, пророки. 2. Епископальный период (II-IV вв.) – происходит объединение общин в централизованную организацию. Формируется клир: епископы, ведавшие деньгами и имуществом, диаконы, руководившие культовыми действиями, пресвитеры, старейшины в общинах. 3. Период оформления церковной организации (IV-VIII вв.). В IV в. при императоре Константине христианство становится официальной религией Римской империи. Появляются митрополиты – руководители отдельных церквей, они получили право назначать епископов. В IV в. выделяются четыре митрополии: иерусалимская, антиохийская, александрийская, римская. Позже формируется константинопольская митрополия. 4. Период раскола в христианстве (IX-XI вв.). Можно выделить следующие причины разделения церквей на римско-католическую и православную: - социокультурные различия между Западной Европой и Византией; - различная роль церкви, на Востоке её зависимость от светской власти, на Западе сосредоточение светской и духовной власти в руках Папы Римского; - внутрицерковная борьба за первенство кафедр; - богословские разногласия, в частности по вопросу о «филиокве». Раскол оформился официально в 1054 г. путём предания друг друга анафеме Папы Льва IX и патриарха Михаила Керуллария.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |