КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выдающиеся европейские издатели XIX века
Издатели XIX века сыграли выдающуюся роль в развитии общей культуры человечества. Они выступают как талантливые организаторы производства книги, часто не имея собственных типографий и книготорговой сети; они развивают чисто рыночные, договорные отношения во всех структурах книжного рынка. Принципиально новое в их деятельности то, что в условиях жесткой капиталистической конкуренции они опираются на поддержку банков, финансового капитала. В 1857 г. парижский банкир Оппенгеймер помог книгоиздателю П. Лакруа основать новую фирму, скупить на десять лет вперед у многих знаменитых писателей право издания их трудов, экономически подчинить себе многих конкурентов. Фирмы стремились к некоторой специализации, разделу сфер влияния на книжном рынке. Издатели покупали у государства исключительное право на печатание официальных изданий, поставку учебников, справочников. В эпоху широкого строительства железных дорог владелец небольшой типографии Наполеон Шэ (1807-1865) стал монополистом в области издания и распространения книг на транспорте. Но не всегда издатели стремились извлечь только прибыли, зачастую ими двигала настоящая любовь к литературе и книге. Многие из них стремились создать красочные и доступные по цене книги, решали просветительские задачи. Старейшая немецкая фирма Котта была основана еще в 1639 году небогатым книготорговцем в г. Тюбинге. Ее представители богатели, обзаводились знакомствами в литературной среде. Издатель барон Иоганн Котта фон Коттендорф (1764-1832), получивший титул за участие в освободительной войне и заседаниях Венского конгресса, в молодости дружил с Шиллером и Гете. Термин «Буря и натиск», обозначавший литературное течение, был обязан ему своим появлением. «Он стоял у истоков нового буржуазного века, - писал о нем историк, - он уловил задачи развития книги в свою эпоху и был этим образцом» . Фридрих Брокгауз (1772-1823), бывший офицер освободительной армии, вернувшись после войны, приступил к изданию справочной и энциклопедической литературы. Его знаменитое издание - энциклопедический словарь «Конверсационс Лексикон» (первое издание - 1808-1811 гг., с 15-го издания - «Большой Брокгауз» в г. Лейпциге) - стал образцом изданий подобного рода. Брокгауз и его наследники не скрывали, что они рассчитывают на солидного «буржуазного» покупателя. Их издание было отлично оформлено, добросовестно подготовлено в научном и редакционном отношении. Брокгауз совершенно исключил из своего словаря политические и корпоративные сценки, для него все одинаково должно быть предельно описано и объяснено. Этим он и прославился у миллионов читателей. Филипп Реклам (Германия), напротив, рассчитывал на покупателя из самой небогатой среды, учащейся молодежи, грамотных пролетариев. Особенно знаменита его дешевая серия «Всеобщая библиотека», где были представлены все важнейшие имена в немецкой и мировой литературе. С 1867 до 1899 г. в этой серии было выпущено свыше 4000 наименований. Эрнест Зееманн (1829-1904) основал первую в Германии специализированную фирму по выпуску и продаже изобразительной продукции - репродукций картин, открыток, альбомов по искусству. Во Франции до сих пор наиболее крупным универсальным издательством считается фирма, которую основал в 1826 г. Луи Ашетт (1800-1864), сын небогатого виноторговца. Он выдвинулся как просветитель, издатель недорогих учебников, пособий для школы, затем проявил коммерческую хватку, вытесняя конкурентов и умело находя доходные издания. Большие тиражи всегда были особенностью этого издательства. Фирма, например, в одном из рекламных каталогов отмечала, что за три года ею распродано один миллион семьсот тысяч экземпляров книги «Примерные девочки», для юных читателей, и полтора миллиона «Похождений сорванца». Пьер Жюль Этцель (1814-1891), детский писатель, участник восстания 1851 г., вернувшись из эмиграции, основал в 1859 г. издательство детской и учебной книги, отличавшееся качеством и ассортиментом своих изданий. Он первым заключил договор с Жюлем Верном об издании всех его книг. Пьер Ларусс (1817-1875), составитель словарей, филолог, не найдя поддержки своим широким планам выпуска просветительной литературы, основал собственное издательство. В годы промышленного и культурного подъема его издания, особенно энциклопедические, имели исключительный успех. В руках наследников фирма «Ларусс» превратилась в крупнейший издательский центр Европы. Самое старое издательство из существующих ныне в англоязычных странах издательство «Макмиллан» было основано в 1843 г. в Лондоне, затем оно было переведено в США. В результате слияния с канадской фирмой «Кроуэлл-Колльер» и поглощения еще 28 издающих книги предприятий оно стало межнациональной монополией по производству печатной продукции. Все входящие в концерн издательства действуют независимо, хотя эта независимость носит формальный характер. В Соединенных Штатах Америки насчитывается более 2000 издающих книги фирм, сообществ и просто частных лиц. Имеются сравнительно большие предприятия. Старейшим в этой стране считается издательство «Липпинкотт», выпустившее первую книгу в 1792 г. и издающее теперь самые разные, не связанные определенной тематикой книги. Напечататься в этом издательстве считается престижным. В развитии книгоиздания в Соединенных Штатах в XIX веке решающую роль сыграл бурный экономический и социальный подъем было этой крупнейшей из демократических стран мира. Если в 1823 г. там было напечатано только 120 книг, то к концу века их число выросло более, чем в сорок раз! Известную роль сыграла и определенная монолитность общества: отсутствие феодальных пережитков, единая религия и язык, развитая степень благотворительности, общественного образования, полная свобода частной инициативы. Торговля книгами велась через книжные лавки, которые в начале века сохраняли еще архаичный облик: тесные, темные помещения, стеллажи до потолка. На парижском жаргоне продавцы книжных лавок получили прозвище «обезьян», поскольку им приходилось все время лазить по стремянкам в поиске книг. Не было классификации, библиографического обслуживания. Книги размещались под средневековыми названиями отделов: «литургии» - богослужебные издания; «эфемериды» - брошюры, альманахи; «академии» - научные, учебные издания; «лексиконы»- словари. Только в конце XIX века делаются первые попытки научно разработанной десятичной классификации (Ч. Дьюи, 1876 г.) . Постепенно, однако, магазины занимали более просторные помещения, витрины роскошно оформлялись (плюш, бархат, золотые кисти и пр. были в духе того времени). В одном помещении соединялись часто оптовая контора, кабинет-выставка книг, торговый зал, и это уже книжный магазин в современном понимании. Капиталисты-книготорговцы объединялись для защиты своих интересов, для раздела сфер влияния. Основная цель подобных объединений - противостояние жесткой конкуренции, расширение рынков сбыта и привлечение новых категорий потребителей, защита профессиональных интересов. Первое объединение книготорговцев возникло в Германии. В 1825 г. образовался Биржевой Союз (Börsenverein) немецких книготорговцев. Он руководил проведением ярмарок и книжных лотерей, издавал каталоги и рекламные листки. С 1834 г. стала выпускаться газета «Биржевой листок» (Börsenblatt fur den deutsche Buchhändel), выходящая и поныне. В 1838 г. в Берлине приказчик Г. Гропиус основал «Общество взаимопомощи нуждающихся книготорговцев и их служащих». Активизация методов торговли книгами осуществляется через систему становления дилерской сети распространения книг. Оптовики выступали посредниками между мелкорозничной сетью и крупными издателями. Дальнейшее развитие получили аукционы книг, ярмарки (в Лейпциге, Германия; в Бокере, Франция; в Чикаго, США), лотереи, система разъездных агентов. Коммивояжеры-розничники добывали адреса библиофилов, интеллигентных и состоятельных людей, посещали их, убеждали купить книги в рассрочку. Французский журнал так описывал разъездного агента: «Хороший торгаш, он умеет докучать. Если кого-нибудь убедит подписаться, он всем ссылается на его пример. Десять раз он возвращается с предложением о подписке и, наконец, добивается своего» . Одно время пользовались успехом «кабинеты для чтения» при книжных магазинах, начало которым положил в 1842 г. английский издатель Ч. Мьюди. За небольшую плату небогатый потребитель мог познакомиться там с любой книгой. Однако с появлением многотиражных покетбуков кабинеты для чтения становятся невыгодными и исчезают. С середины XIX века развивается розничная торговля по почте. В 1881 г. во Франции, а затем и в других странах вводятся пониженные почтовые тарифы на пересылку книг. Продажа книг по почте сопровождалась активной рекламой. Вот образец одной из рекламных афиш: «Если вам не понравится эта книга, верните ее, а если хотите оставить для своей библиотеки - вышлите деньги».
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |