КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предсхоластика V—VIII вв
Переходнойфигурой от античной философии к средневековой схоластике был Боэций (480—524), которого часто называют «последним римлянином и первым схоластом». Именно Боэций первым попытался решить поставленную неоплатоником Порфирием проблему универсалий. У Боэция можно найти утверждения о том, что философские учения Платона и Аристотеля в сущности не противоречат друг другу. Сохранившиеся сочинения Боэция носят чисто светский характер, но в настоящее время стало известно, что Боэций был автором и нескольких сочинений по вопросам христианской догматики и теологии. Боэций же перевел на латынь основные сочинения Аристотеля по логике и написал комментарии к некоторым из них. Вплоть до XIIIв. переводы Боэция были практически единственными известными в Европе работами Аристотеля2. Аристотелевская логика (силлогистика), представляющая собой систему строгого дедуктивного вывода, стала для схоластов основой рационального мышления. Использование правильных модусов силлогизмов гарантирует получение истинного заключения при условии истинности посылок. И так как каждое предложение в Священном Писании и Священном Предании считалось абсолютно истинным, то ис- 1 В католической церкви укоренилось представление о трех священных языках — Древнееврейском, древнегреческом (как языках, на которых была написана Библия) и латыни, как языке, на котором проповедовали апостолы. Поэтому переводы Библии на национальные языки не разрешались вплоть до Второго Ватиканского собора в конце XX в. Все службы в католических церквях также велись на латыни, на национальных языках читались только проповеди. Одной из важнейших реформ протестантизма (XVI в.) как раз и стал перевод Библии на национальные языки. В православной церкви с самого начала разрешались и поощрялись переводы Библии. 2 Логика Аристотеля была также известна по комментариям к работам Аристотеля неоплатоника Порфирия, переведенным на латынь. пользование их как посылок в соответствующих силлогизмах открывало дорогу для получения все новых и новых истин. Эти упражнения, часто имевшие формальный характер, стали существенной чертой схоластики, определяя ее методы, приемы доказательства и даже сам ее дух. Доверие к логическому выводу и законам логики доводило некоторых схоластов до того, что они стали сомневаться в некоторых положениях Библии, противоречащих друг другу, другие же усомнилисьвзаконах логики. На становление схоластики оказал определенное влияние и друг Боэция Аврелий Кассиодор (480/490—570). В своей работе «Институции» он развил выдвинутую в период поздней античности идею о системе образования — так называемых «семи свободных искусствах», делящихся на: «трехпутье» (тривиум) и «четырехпутье» (квадривиум): Схема 67. Тривиум Схема 68. Квадривиум Грамматика, диалектика и риторика объединены вединый комплекс, поскольку все они являются в определенном смысле науками о Логосе: грамматика непосредственно изучает естественный язык, логика — правильные рассуждения, проводимые посредством языка, а риторика — правильное, красивое и убедительное построение речи. Эти дисциплины связывались воедино еще и потому, что овладение ими всеми было необходимо для успешного участия в диспутах — основной форме обоснования, доказательства и даже изложения любых идей (большинство научных текстов того времени строилось в виде диалога или по принципу «за и против», т.е. тезис — антитезис — вывод). Арифметика, геометрия, музыка и астрономия есть комплекс математических дисциплин, поскольку и музыка, и движение небесных тел (или, точнее, сфер, к которым прикреплены небесные тела) считались подчиняющимися законам гармонии, имеющим место для математических объектов, в частности чисел. И эти законы получали свое выражение на языке математики, например в теории пропорций1. Система образования, состоящая из «семи свободных искусств», была общепринятой во всей Европе вплоть до эпохи Возрождения. Ряд идей схоластической философии восходит к работам Исидора Севильского (570—636) — философа и богослова, архиепископа Севильского (Испания). Его сочинение в 20 книгах «Этимология» базируется на широко распространенной в античности «природной теории языка», которой придерживались Платон, стоики и многие другие. Согласно этой теории имя любого объекта, существующее в языке, соответствует сущности этого объекта. Так, Платон считал, что имена всем вещам давали боги или особо мудрые первые люди, которым была открыта суть вещей. Определенное подтверждение этой точки зрения можно найти и в Библии2. Отсюда изучение имен вещей (т.е. их этимологии) считалось способом познания любых объектов и даже Бога. Не случайно одна из наиболее известных работ Псевдо-Дионисия Ареопагита называется «О божественных именах» и посвящена исследованию атрибутов Бога, связанных с его соответствующими именами. Поэтому не удивительно, что грамматика была первой дисциплиной, с которой начиналось изучение «семи свободных искусств». Противоположной точки зрения на происхождение имен придерживался Аристотель. Он считал, что имена даются вещам «по установлению», т.е. по договоренности между людьми, и никоим образом не связаны с сутью вещей. Но эта идея Аристотеля в эпоху ранней схоластики не была известна, она получила распространение только в эпоху зрелой и поздней схоластики3. Собственно филологические выводы и догадки самого Исидора Севильского являются весьма наивными и не выдерживают критики с позиции современной лингвистики. Тем не менее его «Этимология» сыграла важную роль в развитии европейской философии, в том числе и потому, что в ней было много цитат и ссылок на позднее утраченные работы античных авторов. По-видимому, эта работа оказала определен- 1 Идея взаимосвязи музыки, астрономии и математики уходит корнями еще в учение Пифагора о «музыке небесных сфер». 2 В первой книге Библии «Бытие» говорится, что первые имена объектам дал сам Вог («И сказал Бог: "Да будет свет."»), а названия всем животным дал Адам. 3 Но именно такое понимание взаимоотношения имени и объекта, названного данным именем, стало доминирующим в науках о языке в Новое время. ное влияние и на развитие номинализма, поскольку номиналисты считали, что общее (универсалии) существует в именах вещей. Еще один философ эпохи «темных веков», заслуживающий упоминания, — это англосаксонский монах Б е да Достопочтенный (673— 735).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |