Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюционизм и время




Со второй половины XIXв. общепризнанной в науке, философии и культуре в целом стала идея развития (эволюции2) природы и человека.

Разумеется, идея развития и раньше обсуждалась в философии. Достаточно вспомнить учения Анаксимандра, Эмпедокла, Гераклита, стоиков и т.д., но в античной философии если и допускалось развитие бытия, то само оно трактовалось как развитие по замкнутому кругу (см., например, схемы 20 и 21).

Концепция исторического линейного развития общества, по-види­мому, впервые появилась у Августина (см. табл. 37). Но у него это: во-первых, развитие «от и до»2, т.е. имеющее начало и конец, во-вторых, совершающееся по воле Бога, а не по «естественным законам», и, в-тре­тьих, периоды в жизни общества, которые Августин выделяет, это ско­рее периоды не развития, а существования, поскольку внутри них нет никаких принципиальных изменений в социальной жизни. Так, совре­менный период (между первым и вторым пришествием Христа) есть, в сущности, просто ожидание второго пришествия. И никакие челове­ческие действия (индивидуальные или социальные) не могут ни сокра­тить, ни увеличить этот период.

В XVII—XVIIIвв. идея развития начинает проникать в европей­скую философию. Так, Декарт в своей «теории вихрей» предложил ме­ханистическую гипотезу, объясняющую формирование современной природы, а Лейбниц в монадологии — гипотезу об эволюционном раз­витии монад (т.е. по сути дела — сознания). Но наибольшее распрост­ранение и значение имела идея об историческом развитии человече­ства от стадии «естественного состояния» до «гражданского обще­ства».

Однако насколько европейскому сознанию, находящемуся под влия­нием библейской картины мира, была в целом чужда идея развития, можно судить, например, по тому, что, когда в XVIIIв. были обнаружены останки различных ископаемых животных (типа динозавров) и нача­лось их изучение, эти животные были охарактеризованы как «допотоп­ные», т.е. как те, которые жили до Всемирного потопа и которых Ной не взял с собой в ковчег. Поэтому утверждение и широкое распростра-

1 В марксистской традиции принято было противопоставлять эволюцию как посте­пенное, без качественных скачков развитие и революцию — как быстрое «скачкообраз­ное» развитие, т.е. переход от старого качества к новому. Но в данном учебнике поня­тие «эволюция» понимается более широко — прогрессивное развитие вне зависимости от того, каким путем оно совершается.

2 От сотворения мира или, соответственно, человека и до Страшного суда.

нение идеи эволюции в XIX в. действительно стало революционным преобразованием в философии, науке и культуре в целом.

Получившая философское обоснование в учениях Фихте и Шел­линга и последовательную разработку в философии Гегеля2, концепция эволюционного развития обрела твердое обоснование в естествозна­нии второй половины XIX—XX вв.: в биологии (эволюционная теория Дарвина), в геологии (от концепции формирования различных слоев Земли и до учения о планетарной эволюции Вернадского), астрономии (от концепции тепловой смерти Вселенной до теории Большого взры­ва) и других науках. В марксизме произошло соединение концепций развития по замкнутому кругу и линейного развития, что породило учение о спиралевидном развитии (схема 149).

Схема 149. Концепции развития

Поскольку само понятие эволюции, или прогрессивного развития, предполагает изменение во времени, то это последнее понятие стало привлекать особое внимание. Кантовский тезис о том, что время — это априорная форма чувственного созерцания, был в основном отвергнут,

1 Хотя у Гегеля развитие в целом и совершается по «замкнутому кругу», но последо­вательное и всестороннее применение идеи развития, совершающегося по определен­ным законам, оказало значительное влияние на утверждение самой идеи эволюции в ев­ропейской культуре XIX в.

хотя и породил дифференциацию понятий объективного и субъектив­ного времени и исследования в области последнего. В целом относи­тельно времени в настоящий момент существуют следующие понятия (схема 150).

Схема 150. Понятия времени

Важнейшие новации в понимании объективного физического вре­мени имели место в естествознании и были связаны с преодолением ньютоновской дифференциации относительного и абсолютного време­ни и отказом от его учения об абсолютном времени. Это произошло в первую очередь благодаря разработке теории относительности Эйн­штейна, в которой утверждалась принципиальная взаимосвязь про­странства и времени1 и их связь с материей (массой)2 и движением, а также возможность относительного замедления времени при скорос­тях, близких к скорости света («парадокс близнецов»3).

В области социальных наук важнейшей новацией стало понятие объективного исторического времени, и именно оно стало рассмат­риваться как основа истории, культуры и человеческого бытия в целом, т.е. социальная реальность стала описываться как историческая. Свое

1 По Эйнштейну, пространство-время представляет собой четырехмерную характе­ристику бытия.

2 По Эйнштейну, в присутствии масс тяготения пространство изгибается, а время замедляется.

3 Суть «парадокса близнецов» состоит в следующем. Предположим, на Земле живут два брата-близнеца, родившиеся с интервалом в несколько минут. Один из них избрал профессию садовника, а другой стал космонавтом. Когда им обоим было по 30 лет, кос­монавт отправился в полет к звездам, протекавший со скоростью, близкой к скорости света. На Земле прошло 40 лет, брату-садовнику исполнилось уже 70, возвращается кос­мический корабль, и оттуда выходит брат-космонавт, которому всего 35 лет. Это замед­ление времени рассчитывается по особой формуле «лоренцевского сокращения»:

подтверждение эта тенденция получила в развитии всеобщей истории как научной дисциплины, в археологии1, этнографии (изучавшей перво­бытные племена), в интересе к истории науки (в частности, в позити­визме) и истории культуры (что способствовало появлению культуро­логии) и т.д.

В философии историческое время стало одним из базовых понятий в философии жизни (например, в учении о «вечном круговороте» Ниц­ше, в учении о «творческой эволюции» Бергсона, в учении о развитии локальных культур как организмов у Шпенглера). Оно же послужило основой для создания различных концепций периодизации человечес­кой истории: в марксизме (учение об общественно-экономических формациях), в позитивизме (учение Конта о трех стадиях развития об­щества, эволюционное учение Спенсера), в эволюционизме Тейяра де Шардена, в учении Сорокина, в историко-культурологической концеп­ции Тойнби, в русском космизме (Федоров, Соловьев, Вернадский, Циол­ковский, Чижевский) и т.д.

Важнейшей особенностью современных представлений о време­ни (как объективном, так и субъективном) является его характерис­тика как односторонне направленного: от прошлого к будущему («стрела времени»). Но при этом имеют место и некоторые проти­воположные воззрения. Так, в своем учении о субъективном време­ни Бергсон указывал, что благодаря деятельности памяти в созна­нии субъекта постоянно происходит «возвращение в прошлое» и сосуществование разных временных пластов. А в современной фи­зике имеют место гипотезы о сферах бытия, где объективное онто­логическое время течет в обратном направлении (например, в анти­мире).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.