КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Франк СЛ
Биографические сведения. Семен Людвигович Франк (1877— 1950) — известный российский философ. Родился в семье врача, учился на юридическом факультете Московского университета; уже в гимназические годы увлекся революционными идеями, а в студенческие занялся революционной деятельностью1, в 1899 г. был выслан за пропаганду марксизма (без права проживания в университетских городах). Уехал в Германию, где слушал лекции в Гейдельберге и в Мюнхене, затем в 1901г. сдал государственный экзамен в Казанском университете. Несколько лет активно занимался переводами с немецкого языка философской литературы (в частности, перевел ряд работ Шлейермахера), участвовал в издании нескольких журналов; в это время познакомился с П. Струве, который оказал на него большое влияние. С 1906 г. начал преподавательскую деятельность: сначала на высших курсах при гимназии, с 1912 г. преподавал2 в Санкт-Петербургском университете, с 1917 г. — декан историко-философского факультета Саратовского университета, с 1921 г. — профессор философии Московского университета, в это же время вместе с Бердяевым работал в Академии духовной культуры. В 1922 г., в числе многих других был выслан из Советской России за границу. Жил и работал в Германии. В 1930—1937 гг. читал лекции в Берлинском университете, в 1937 г. высланный фашистами из Германии, переселился во Францию, а в 1945 г. — в Англию. 1 В определенной степени это произошло под влиянием отчима, который был близок к народничеству. 2 После сдачи магистерского экзамена и принятия крещения. Основные труды. «Теория ценностей Маркса» (1900); «Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры» (1910); «Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания1» (1915); «Душа человека2» (1917); «Крушение кумиров» (Берлин, 1924); «Смысл жизни» (Берлин, 1926); «Духовные основы общества. Введение в социальную философию» (1930); «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии» (Париж, 1939); «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социологии» (написана во время войны, опубликована в Париже, 1949); «С нами Бог. Три размышления» (написана во Франции в период войны, опубликована в Англии на английском языке, 1946); «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» (написана в 1949 г., издана в Париже в 1956). Философские воззрения. Метафизика реальности. Одно из центральных мест во всем творчестве Франка занимает построение некой системы бытия, восходящей к системе неоплатоников и их христианских последователей, прежде всего Николая Кузанского. Франк выделяет несколько уровней бытия или видов реальности. Таблица 125. Виды реальности или уровни бытия
1 Эту работу он защитил как магистрскую диссертацию, она же принесла ему известность. 2 Эта книга была предназначена для защиты докторской диссертации, но в связи с революционными событиями защита не состоялась. Эти четыре уровня в целом совпадают с неоплатоновской градацией бытия: Единое — Ум — Мировая душа — Материя (см. схему 34). Каждый из этих уровней реальности относительно автономен, но в то же время (в духе пантеизма Кузанского) Франк говорит о том, что божественное бытие есть «всеобъемлющее единство» для всех видов реальности. Бог присутствует во всех людях, вне человечества Бога нет, Бог в нас и с нами, но он также и вне каждого из нас как отдельного человека. Бог есть духовный абсолют, придающий каждому человеку и всему миру внутренний смысл и ценность. Учение о познании. В отличие от западной рационалистической традиции (и прежде всего гегелевской), этот духовный Абсолют понимается в русской идеалистической философии XIX—XX вв. (особенно начиная с Соловьева) не как чистый ум, не «отвлеченное начало»1, а как Абсолютная личность, для понимания которой необходимо использовать методы как рационального, так и иррационального познания (чувство, мистическую интуицию и т.д.). Познание мира осуществляется посредством органов чувств, разума (рационально) и интуитивно (трансрационально). Последний способ познания бытия связан с трансцендированием — выходом за пределы себя, при этом происходит слияние субъекта познания (человека) с объектом, т.е. с миром и его божественной сущностью, что и позволяет соучаствовать с бытием вне себя2, воспринимая его единство. Этот способ познания («соучастие с бытием») получает у Франка характеристику «живого знания». Но при этом «бытие вне себя самого» обретает у Франка феноменологическую3 окраску, поскольку это, прежде всего, бытие, данное человеку в его опыте, в его восприятии. И, с его точки зрения, нет никакой разницы между «изображением» в нашем сознании и самим изображаемым объектом, т.е. представление, существующее в нашем сознании, и есть сам объект. Отсюда процесс познания есть мистическое обладание этим объектом. Возможно это только потому, что сам человек является частью бытия, а его сознание — это частная система отношений внутри абсолютного бытия. При таком подходе душа каждого человека оказывается как бы зеркалом Вселенной, она способна «отразить» все бытие во всей его полноте, и души разных людей отли- 1 Термин Соловьева, широко используемый и другими философами, в том числе Франком. 2 Задача преодоления различия между субъектом познания и его объектом (миром) впервые в Новое время была сформулирована Ницше, а получила развитие у целого ряда философов, в русской философии — прежде всего у Соловьева. 3 Большое влияние на Франка здесь оказали идеи Гуссерля. чаются лишь «глубиной» и «широтой» охвата, присущих им на данный момент времени. Личность и Абсолют. При таком подходе личность есть подобие Абсолюта (Бога), следовательно, «она и только она одна есть единственно адекватное выражение истины». Нравственный долг каждого человека состоит в духовном росте собственной личности, в творческой деятельности. Однако с позиции такого «всеединства бытия» остаются совершенно неразрешимыми две глобальные проблемы: человеческая смерть и существование в мире зла, источником которых не может быть Бог. Франк так и не смог найти удовлетворявшее его решение этих проблем, и потому вынужден был констатировать существование загадочной «трещины во всеединстве», происхождение и назначение которой остается совершенно непонятным. Судьба учения. Франк внес значительный вклад в развитие современной западной и русской философии, оказав влияние на феноменологию, экзистенциализм и персонализм.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |