Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К главе 7 1 страница




К главе 6

 

Основная

 

Бабкин В. А. Советская система социального обеспечения. М., 1971. Бадя Л. В., Демина Л. И., Егошина В. Н. и др. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.

Коржихина Т. П., Сенин А. С. История Российской государственности. М.,1995.

Социальное обеспечение в СССР. М., 1986.

Социальное обеспечение и страхование в СССР. М., 1964.

Фирсов М. В. Антология социальной работы в России. Т. 1-3. М.,1994-

1995.

ХанкинА.Д., Шарапов М. Е. и др. Трудовое устройство, профессиональное обучение и бытовое обслуживание инвалидов // 50 лет советского социального обеспечения. М., 1968.

Холостова Е. И. Генезис социальной работыв России. М., 1995.

 

Дополнительная

 

Винокуров А. Социальное обеспечение трудящихся: Исторический очерк. М.,1919.

Эльцин Б. Октябрьская революция и перспективы социального обеспечения. М.,1921.

 

 

Основная

 

Бадя Л. В., Демина Л. И., Егошина В. Н. и др. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.

Жуков В. И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития, МГСУ «Союз». М., 1995.

Коржихина Т. П., Сенин А. С. История Российской государственности. М.,1995.

Лобанова Е. Э. Региональные аспекты решения социальных проблем// Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.

Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России. М.,1995.

Митев Ю. К. Социальные проблемы города и структура управления// Территориальные службы города: теория и практика функционирования. М.,1995.

Нечаев В. Я. Благотворительная деятельность предприятий// Деньги и благотворительность М., 1995. № 4.

Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий.СПб., 1994.

Сорвина А. С. Инновационные идеи истории социальной работы в России и их использование в современных условиях// Проблемы социальной работы в России. М., 1995.

Социальная работа в условиях перехода России к рыночным отношениям: анализ, прогнозы. М., 1995.

 

Дополнительная

Серых Н.А. Территориальная социальная служба Орловской области: ее достоинства и недостатки// Российский журнал социальной работы. 1995. № 2.

Семенова Л. Российская благотворительность: воспоминания о прошлом или наказ на будущее?// Социальная работа. 1991.,№ 1.


Краткий историко-понятийный словарь социальной работы [1]

АГАПЕ — (греч.) — любовь к ближнему. В отличие от эроса, страстной любви, А. имела значение деятельной, одаряющей любви; специальный термин, в I в. н.э. обозначает вечернюю трапезу у ранних христиан, во II в. А. — самостоятельный культовый обряд; А. важное понятие в философии Плотина.

АЛЬТРУИЗМ — (франц. altruisme, от лат. alter — другой) — нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, готовность жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму; данное понятие вводится Контом.

АРХИАТЕР — начальник аптекарского приказа. Приказ состоял из несколько придворных медиков, начальствующий над ними и назывался архиатером. Звание просуществовало до 12 сентября 1763 года, когда была учреждена медицинская коллегия.

БАЛИЧ — обаятель; врач; отравитель; баловати врачевать, лечить.

БАНЯ — русск. церковнослав., с XI в., («баня пакибытия» — святое крещение, где омываются первородные грехи); др. русск — «мовь», от «мыть», впоследствии употребляется как «мовьница».

БЛАГОТВОРЕНИЕ — благодеяние, доброделание.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — впервые встречается у Н. Н. Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIX столетия, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты. Под Б. понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся. В XX веке до 90-х годов данное понятия интерпретируется в отечественной научной литературе как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе; сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся.

БОБЫЛЬ — по мнению Татищева, слово татарского происхождения, означающее неимущий. Бобыли принадлежали к крестьянству, которые не имели пашни. Основное занятие — промыслы, до 1625 г. не платили государственных податей.

БОГАДЕЛЬНИ — образовано от словосочетания «Бога деля», в XIX в. социальные учреждение приказов общественного призрения, предназначенные для убогих, увечных и престарелых всех сословий, не имеющих родственников для их материальной поддержки и обеспечения. В Б. за определенную плату принимались инвалиды, нижние чины сухопутных и морских войск, сыновья нижних почтовых чиновников, не имеющих средств к существованию, солдатки, вдовы, неизлечимо больные, умалишенные, престарелые, калеки.

БОЖЕДОМЬЕ — усыпальница, место погребения неизвестных лиц, погребаемых за счет общества.

БОЖНИЦА — храм, церковь; странноприимница, странноприимный дом. В летописи говорится, что в 1147 г. был убит князь Игорь Ольгович, «повелел Лазарь взяти Игоря и понестии и в церквовь св. Михаила, в новгородскую божницу, и ту положивши и во гробъ».

БОЖЬИ ДОМА (см. СКУДЕЛЬНИЦЫ)

БОЛЬНИЦА — место в монастыре, особенно отдаленное для призрения и врачевания скорбных, не только тут живущих, но и странников; больная женщина.

БРАТСКИЙ ДВОР — слободской двор, построенный или нанятый на общественные слободские деньги для собраний по делам общины. Такие дворы находились в каждой слободе и управлялись своими выборными людьми.

БРАТЧИНА — древнейший обрядовый обычай славян. «Братья» — люди, объединенные общими занятиями, условиями жизни; праздник, праздничный ритуал. Б. — так назывались совместные праздники в складчину: ссыпщина, ссыпка, мирщина (они несли не только обрядовый, но и благотворительный характер). У южных славян Б. выражалась в призрении больных и бедных, погребении усопших.

БРАШНО — яства (выносят вместе с вином кн. Олегу из Царьграда в 907 г.); б. — снедь, съестные припасы (согласно договору 945 г., б. выдают отправляемым из Царьграда); б. — мучное кушанье, борошно — ржаная мука; возможно, именно эти съестные припасы развозили по улицам русские князья для раздачи убогим, «больным по затворам» (упоминается в летописях о деяниях кн. Владимира, кн. Андрея Георгиевича, внука Владимира Мономаха, и др.)

ВДОВА, ВДОВИЦА — женщина, лишившаяся мужа; состояние, оцениваемое в народной традиции как социально ущербное. Согласно законам Моисея, вдовы имели те же льготы, что и бедные и неимущие, они предоставлялись попечению родственников, обществу, имели долю в жертвах и десятине, им отдавались снопы, забытые в поле, остатки маслин на деревьях и виноград. В период раннего христианства В. содержались на общественный счет, получая ежедневное пособие.

В Древней Руси (возможно, впервые) официально «институт вдов» на уровне княжеской власти узаконен Владимиром I (Устав 996 г.). Именно тогда вдовы попадают под защиту церкви с рядом других категорий нуждающихся.

В народных традициях у южных и восточных славян В. не могли участвовать в целом ряде культовых ритуалов, с ними связывают как злое, так и доброе начало. Так, во время мора скота В. совместно с невинными девушками и беременными опахивают село, либо для предохранения от чумы девять В. изготавливают обыденную рубашку.

ВЕНЕЧНЫЕ ПАМЯТИ (ПОШЛИНЫ) — денежный сбор со вступающих в брак. Московский собор при Иване Васильевиче установил брать за брак юноши с девицей по полторы деньги, с вдовы и вдовца — по три деньги, с троеженцев по алтыну. В 1667 году Патриарх Иоаким постановил брать со вступающих в первый брак — шесть алтын, с прочих «брачных» — по десяти алтын.

ВЕРВЬ — волость, округ, община, мир; мера земли в Древней Руси.

ВЗАИМОПОМОЩЬ — взаимовыручка, в более узком экономическом смысле форма обмена, зародившаяся в первобытной общине с появлением распределения по труду и личной собственности.

ВРАЧ — гадатель, первоначально знахарь, колдун, лечивший чарами, заговорами и наговорами.

ГОБИНО — урожай. В 1071 году волхвы говорили, что виновны в наступившем голоде старые женщины, которые держали «обилие», но если истребить их, как они утверждали, появится урожай, «будет гобино».

ГОСТИНИЦА — постоялый двор.

ГОШПИТАЛЬ — дома призрения для больных, увечных, престарелых обоего пола.

Выступали в качестве пенитенциарных учреждений для следующих социальных групп: увечных бродяг, не способных к следованию в Сибирь; женщин с грудными младенцами, высланных на поселение до истечения срока кормления; увечных из арестантских рот; исключенных за пороки из духовного звания; нищих из разночинцев, по состоянию здоровья не имеющих возможности к самообеспечению.

ДЕСЯТИНА — десятая часть чего -либо, выделяемая русскими князьями часть доходов от сбора различных налогов на нужды церкви.

ДЕТСКИЕ ДОМА — воспитательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Организовываются в 20-х гг. XX столетия в связи с ликвидацией детской беспризорности. Реорганизованы в 50-60-х гг. в школы-интернаты.

ДЕТСКИЕ ПРИЮТЫ — благотворительные (негосударственные) учреждения различных ведомств. Предназначены для призрения и воспитания сирот и бездомных детей (напр. Ведомство учреждений Императрицы Марии, Общество посещения бедных и т. д.).

Воспитание и призрение детей в Д.п. осуществлялось на средства частной благотворительности. Как правило, дети получали начальное сельское образование. В зависимости от финансирования в этих заведениях могли открываться ремесленные классы. Д.п. были распространены не только в городах, но и деревнях, к 1917 году их насчитывалось 538, где одновременно призревалось около 30 тыс. детей.

ДОМА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ — (то же, что и дома (гошпита-ли) для «зазорных младенцев» в XVIII в., дома ребенка в XX в.). С начала XIX в. специальные учреждения для призрения детей грудного возраста, покинутых родителями. После вскармливания младенцы отдавались на воспитание в семьи, которым выплачивалось денежное пособие. Детей могли усыновлять либо воспитывать до 18 лет с последующей припиской их к мещанским, цеховым, сельским казенным обществам.

ДОМА ДЛЯ ЗАЗОРНЫХ МЛАДЕНЦЕВ — (то же, что и воспитательные дома в XIX-XX вв., дома ребенка). В 1706 г. Митрополитом Иовом под г. Новгородом основан первый приют для «зазорных» (оставшихся без попечения) детей. Согласно Указу 31 января 1712 г., Петр I официально узаконил дома для зазорных младенцев, а 4 ноября 1715 г. в России официально запрещен инфатицид (убийство ребенка), за который приговаривали к смертной казни. Позднее в Д.м. позволялось принимать малолетних арестантских детей до выхода их родителей из тюрем; малолетних бродяг мужского пола, которые оставались на попечении по достижению совершеннолетия.

ДОМА ДЛЯ НЕИЗЛЕЧИМЫХ — в XIX в. учреждения общественного призрения, предназначенные для неимущих, неизлечимых больных.

ДОМА РЕБЕНКА — учреждения в РФ для воспитания и оказания помощи детям раннего возраста, оставшихся без попечения родителей, а также детей с дефектами психического и физического развития.

ДОМА СИРОТСКИЕ — в XIX в. государственные учреждения приказов общественного призрения, предназначенные для воспитания и призрения сирот обоего пола до 12 лет. В сиротские дома определялись дети из купеческих, мещанских слоев, людей цеховых, посадских, разночинцев, свободного состояния. Сироты-мальчики по достижению 12 лет устраивались в местные гимназии, в фельдшерские школы, в школы садоводства, шелководства, виноделия, земледельческие школы, к благотворителям, к купцам, фабрикантам, художникам, ремесленникам, в казенные и частные типографии. Сироты-девочки — в девичьи воспитательные заведения, частные пансионаты, к благотворителям, к мастерам. Сироты-мальчики по усмотрению приказов общественного призрения после окончания гимназии могли продолжать обучение в университетах (согласно Указу от 30 декабря 1852 г.).

ДОМА ТРУДОЛЮБИЯ — благотворительные заведения, осуществляющие трудовое перевоспитание нищих путем предоставления им работы и приюта. Основателем первого Д.т. в России был о. Иоанн Кронштадский, в 1881 г. открывший такое заведение.

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ — устав Российской православной церкви, по которому Правительствующий Синод в XVIII в. поступал в распоряжение Сената, а служители церкви приравнивались к чиновникам.

ДЬЯКОН — служитель, прислуживающий пресвитерам и епископам. К обязанностям дьяконов относилось: хранение сосудов, наблюдение за чистотой престола, церковное письмоводство.

ЕПИСКОП — главный надзиратель за паствой в епархии, управляющий нижними священными чинами.

ЖИТНЫЕ ДВОРЫ — учреждения на Руси, учрежденные в период правления Ивана IV. Они находились в городах и предназначались для запаса хлеба в период неурожая. Хлеб заготавливали так, чтобы его хватало натри года, с учетом того, чтобы в год продавать одну треть, а на место проданного вновь столько же закупать в деревнях. При Борисе Годунове хлеб заготавливают из расчета четырех лет. Преобразованы в дальнейшем в Житный приказ, а позднее в соединении со Стрелецким приказом реорганизованы в провиантскую канцелярию.

ЗАДУШНЫЙ ЧЕЛОВЕК — раб, осовобожденый господином для спасения своей души. В церковных Уставах кн. Владимира и Всеволода причисляется к церковным людям наряду с пономарем, вдовицей, каликой и другими.

ЗАЗОРНЫЕ МЛАДЕНЦЫ (НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫЕ) — понятие в XVIII в., применяемое к родившимся детям, чьи родители не состояли в законном браке.

ЗАТВОР — темница, тюрьма; иногда так называлась пещера, где в уединении жили монахи-отшельники «с целью христианскго богомыслия».

ИГУМЕН — настоятель мужского монастыря, сан ниже архимандрита.

ИЗГОЙ — субъект, в силу каких-либо обстоятельств не связанный с крестьянской, родовой, семейной общностью. «Гоить» — принадлежать общине, принимать ее уклад, образ жизни, следовать ее нормам и ценностным стереотипам. В Уставе о церковных судах XII в. к И. относились: попов сын, грамоте не обученный, холоп, разорившийся купец, «аще князь осиротеет».

ИНВАЛИДНЫЕ ДОМА — в XIX в. учреждения приказов общественного призрения, предназначенные для увечных воинов.

КАЛИКА — название происходит от названия греческой обуви — «калиги», которая надевалась паломниками, отправляющимися по святым местам. Калека, нищий, слепой, просящий милостыню обычно во время церковных праздников. В целях взаимной безопасности они объединялись в артели, выбирали себе атаманов, которые смотрели за нравами.

КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ — странники, побывавшие в святых местах; бродячие нищие, живущие подаянием «Христовым именем».

КЛИРОШАНИН— духовенство, «певчий».

КНИЖНОЕ УЧЕНИЕ — употребляется для обозначения Святого писания, под книгами в XI в. понимались священные тексты, подобно тому как переводится «библия» — книги.

КРЕСТОВЫЕ ПОПЫ — безместные священники, которые нанимались «править кресты», т. е. совершать в домах церковные службы.

КТИТОР — создатель храма или монастыря, вкладчик, попечитель, староста церковный.

МИЛОСЕРДИЕ — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемых посредством дел милостей телесных и милостей духовных. Дела милостей телесных: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить находящегося в темнице, посетить больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве. Духовные дела: обратить грешника от заблуждения, несведущего научить истине и добру, подать ближнему добрый совет, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали другие, от сердца прощать обиды. ВXI в. милостыня милосердие, сострадание, сочувствие, подаяние; милость милосердие, сострадание, сочувствие; благосклонность, особое расположение, любовь; милование сострадание, сочувствие, милосердие, прощение, снисхождение; миловати поддерживать, помогать. В XII в. милостыня благотворение, добрые дела; милость милостыня, подаяние; плата, жалованье.; милование готовность помочь, оказание милости; миление сострадание. В XIII в. милость прощение, снисхождение; милование благосклонность, любовь.

МИРСКОЕ ПРИЗРЕНИЕ — территориальная система помощи в XIX в., осуществляемая волостными обществами. Основные виды помощи: призрение сирот, инвалидов, больных, бедных; попечение умалишенных.

НИЩЕЛЮБИЕ — добродетель, состоящая в оказании помощи нищим, одна из обязательных добродетелей канонизированных русских князей. По мнению А. Гуревича, «исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милости» — основные доказательства святости. В русских летописях они имели определенную формулу: многих канонизированных русских князей характеризовали как «мнихолюбив», «страннолюбив», «нищелюбив».

НИЩЕПИТАТЕЛЬСТВО — кормление нищих; в XVI в. одна из открытых форм поддержки крайне бедных и убогих. Оформлено законодательно решениями Стоглавого Собора в 1551 г. (ст. 10, 73) применительно к людям церкви.

НИЩИЕ — определенное сословие, не имеющие собственности, навыков трудовой деятельности, промышляющие сбором подаяний; в народных поверьях нищий — посредник между реальным и потусторонним миром, непременный участник всех похорон и поминок, а также связанных с ними обрядов. К XVII в. оформляются определенные «разряды» нищих: богадельные, кладбищенские, дворцовые, церковные, гулящие, лежанки. В XVIII в. институт нищенства объявляется вне закона (Указ от 21 января 1712 года). Трудоспособных нищих определяют насильно в работные и прядильные дома. Тем не менее это явление продолжает существовать и в XIX и в XX в., как в его начале, так и в 90-х годах, приобретая формы профессиональной деятельности (см. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НИЩЕНСТВО).

НОМОКАНОН (НОМОКАНУН) — собрание законов или правил церковных и царских. Составитель законов — Иоанн Схоластик, патриарх Константинопольский (545 г.). Положения и правила номоканона использованы русскими князьями для составления свода древнерусских законов.

ОБЩЕСТВА ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ, ВСПОМОЖЕНИЯ — частная организованная благотворительная помощь; определенная форма сословной, профессиональной взаимопомощи в XIX в. В основе обществ — касса взаимопомощи, капитал, который образуется посредством ежегодных частных взносов. Касса используется для нужд лиц, не имеющих средств к существованию. Первые кассы учреждены в Саратове на содержание вдов и сирот пасторов протестантских колоний (1806 г.), в Дерпте (1813 г.), в С.-Петербурге в 1822 г. — для вдов и сирот биржевых маклеров.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ — организованная система помощи в XIX в. со стороны государственных институтов или общества нуждающемуся населению. Система общественного призрения представлена Министерством внутренних дел, земскими и городскими учреждениями, учреждениями Императрицы Марии, Императорским Человеколюбивым Обществом, попечительствами о бедных различных ведомств, частными благотворительными обществами (историческая парадигма помощи — модель защиты и поддержки нуждающихся).

ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ — государственная форма поддержки нуждающихся в XIX в. предоставление заработка крестьянам в период массового голода и неурожаев. Основные виды общественных работ: работы по водоснабжению, устройству плотин, водохранилищ, каналов; работы по укреплению почвы; дорожные работы; лесорубные и распилочные работы; строительные работы, работы по заготовке материалов.

ОБЫДЕННАЯ ЦЕРКОВЬ — строилась по обету за один день для избавления города или «земли» от какого-то общественного бедствия. Одним из примеров может служить Десятинная церковь в Василеве, построенная князем Владимиром в 996 году. Мор и моровые поветрия были главными причинами построения обыденных церквей.

ПАНСИОНЕРЫ ПРИКАЗОВ — стипендиаты приказов общественного призрения, обучающиеся за казенный счет в гимназиях и университетах. По окончании учебных заведений пансионеры обязаны служить по гражданскому ведомству не менее восьми лет, получая оклады согласно занимаемым должностям.

ПЕРЕПИСНЫЕ КНИГИ — появляются в период правления ' Федора Иоанновича, который запретил в 1597 г. переход крестьян от одного помещика к другому.

ПЕЧАЛОВАТЬСЯ — предаваться печали, заботиться о ком-либо. В Русской Правде печаловаться означало еще и быть опекуном; печальник — тот, который имеет о других попечение.

ПИТАНИЕ — образ жизни, уклад, обычай.

ПОГОСТ первоначально место «гощения», стан для князей, княжих мужей для сбора дани и суда; исторически сложившееся место строительства церквей, в дальнейшем церковный двор получил название погост, позднее — кладбище при церкви.

ПОДЬЯЧИЕ — чиновники. Подьячие делились на три класса: молодые, средние, старые. Из старых «искусные» выбирались в дьяки.

ПОЛЕ — судебный поединок тяжущихся сторон. В народных представлениях правда за сильным, победившим. На поединок могли вызывать любого свободного человека, при этом ни сан, ни знатность, ни богатство не освобождали от вызова. Если обвиняемый или обвинитель были старик, юноша, больной, увечный, монах, поп, женщина, то они могли нанимать себе «поединщика» и присутствовать при «суде Божьем». В этом случае на поединке обязательно присутствовали окольничий, дьяк, подьячий и стряпчие. Поединщики платили особые пошлины, полевые. В Москве было несколько полей для поединков — в Белом городе, у церкви Параскевы Пятницы, в Охотном ряду, у церкви Святого Георгия на Всполье, у Троицы, за городской стеной на берегу речки Ниглинной и в других местах. Судебные поединки были уничтожены в 1556 г.

ПОЛОНЯНИЧНЫЕ ДЕНЬГИ — сбор средств в патриарший казенный приказ для выкупа пленных.

ПОМОЧИ — совместная крестьянская работа в помощь кому-либо, за участие в которой работникам предлагалось угощение. Основные виды помочей: уборка чего-либо (хлеба, проса, и др. культур); «толоки», «зажоны», покос, молотьба, супряги (взаимное использование быков или коней для обработки земли); помочное — судебная пошлина; пособие невинно оклеветанному; помощник — в христианском мировоззрении «существо», подобное Адаму, которое должно «вспомоществовать», помогать в воспитании детей и во всех нуждах.

ПОМОЩЬ НА ДОМУ — особый вид лечебно-профилактической помощи в СССР. Медицинская помощь оказывается на дому всем больным, не могущим по состоянию здоровья явиться в поликлинику.

ПРАВДА — употреблялось в значении слова «закон»; старинный обычай.

ПРАКТИКА ЦЕРКВИ — совокупность учений, уставов, обычаев и обрядов для определенного исторического времени.

ПРЕЛЮБОДЕЙЧИШ — незаконнорожденный ребенок.

ПРИВЕНЧИВАТЬ — заимствованный от греков обычай в Древней Руси официально узаконивать детей, рожденных до брака. Во время венчания детей обводили вместе с отцом и матерью вокруг налоя, тем самым они официально признавались общностью. Древнейший пример встречается в Киевской летописи 1187 г.

ПРИЗРЕНИЕ — понятие, которое появляется в XVII в. и имеет следующие смысловые значения: видение; благосклонное внимание, отношение, покровительство; присмотр, забота, попечение; удобство. В активной профессиональной лексике XIX столетия употребляется в виде словосочетания «общественное призрение».

ПРИЗРЕТИ, ПРИЗРЮ — посмотреть, взглянуть; оказать внимание, оказать милость, приласкать. Даниил Заточник:

«Аще кто человека въ печали призритъ, как студеною водою напоитъ во знойный день».

ПРИЙМАЧЕСТВО — древнейший гражданский обычай у восточных и южных славян (просуществовал до XIX в.). Выражался в приеме в семейный круг лиц, не имеющих возможности самостоятельно решать вопросы своего жизнеобеспечения. К ним относились дети, оставшиеся в силу разных причин без попечения родителей («годованцы», «выхованцы»), старики, не имеющие родственников, работные люди, у которых нет земли.

ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ — территориально-административный орган управления учреждениями Государственной помощи. П.о.п. образованы 7 ноября 1775 г. Екатериной II. В их состав входили: народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных и сумасшедших, работные дома, смирительные дома. Капиталы П.о.п на 1857 г. составляли 133 056 662 рубля 37 копеек. Основные категории нуждающихся: убогие, не имеющие возможность по своим физическим или психическим данным получить работу и пропитание; дети, которые призреваются и воспитываются в данных учреждениях.

ПРИХОД — земская и церковная единица общественного управления; церковная община, принадлежащая к одной церкви.

ПРИХОДСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — система территориальной поддержки нуждающихся на основе конфессионального и гражданского благоустройства. Основные формы поддержки нуждающихся: милостыня, беспроцентное кредитование, материальная помощь, просветительская деятельность. П.б. в XIX в. осуществлялась на средства от кружечных сборов, пожертвований, членских взносов, подушного сбора, процентов с капитала и т. п. Приходское благоустройство включало в себя следующие мероприятия: строительство храма, приходской школы и других объектов конфессионального и жизненного обеспечения.

ПРОСКУРНИЦА — просвирня (пекущая просвиры). Старица, вдова или девица, обязанная печь просфоры. П. — определение этих особых лиц начинается со Стоглавого Собора, 1551г., к этой должности допускаются вдовицы или девственницы не ранее 50 лет.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НИЩИЕ — профессиональный нищий есть субъект, по своему состояния здоровья способный трудиться, но в виде промысла занимается прошением подаяния в той или иной форме. Основные типы П.н. в XIX в. — христорадники: богомолы, могильщики, горбачи, иерусалимцы, железнодорожники, севастопольцы, барабанщики, безродные, складчики, погорельцы, переселенцы; охотники: сочинители, протекционисты; нищие-калеки; нищие-дети; церковные сборщики. Как социальное явление П.н. существуют в России с 20-х гг. XX в. Новый виток П.н. наблюдается в России в начале 90-х годов, чему во многом способствовало решение Верховного Совета РФ (ноябрь 1991 г.) об отмене уголовной ответственности за бродяжничество. Основные типы П.н. в 90-е гг.: нищие-дети; нищие-инвалиды; жертвы: репрессий, администрации, психиатрических больниц, вымогательств; семейные пары: имеющие ребенка-инвалида, собирающие средства на дорогую операцию для ребенка, беженцы, просящие деньги на билет до дома, на обустройство на новом месте; женщины: «матери-одиночки», не имеющие работы, просящие на что-либо.

ПРОЩЕННИК — церковные люди, получившие исцеление от святых мощей или от иконы. По свидетельству иностранца Мажерота, в XVII в. лица, соборованные, но не умершие, носили до конца жизни монашеское платье, а их жены имели право выходить замуж за другого человека. Возможно, такие люди выбывали из своего сословия, а потому находились под патронажем церкви.

ПРЯДИЛЬНЫЕ ДОМА (ШПИНГАУЗЫ) — spinnhaus, прядильный дом — место, где в принудительном порядке женщинам, профессиональным нищим, предоставляли работу.

РАБОТНЫЕ ДОМА — учреждения общественного призрения, где в принудительном порядке осуществлялось трудовое воспитание профессиональных нищих.

РЕДИСТРИБУЦИЯ — передача части произведенного общинниками избыточного продукта в распоряжение вождей, на различные общественные нужды.

РЕЦИПРОКАЦИЯ — взаимопомощь, взаимный обмен дарами, услугами.

СВЕЩНИКИ — молодые люди, носившие восковые свечи жениха и невесты. Свеча жениха весила «пуд с четвертью», невесты — «пуд без четверти». С. во время обручения на дому стояли против новобрачных, по окончании обряда ставили свечи в спальни новобрачных, в «головах постели», где они горели всю ночь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.