Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Naturally speaking




 

Учебное пособие

по развитию навыков чтения

и устной речи

 

 


Данное учебное пособие предназначено для студентов 2-3 курсов и аспирантов биохимических специальностей биологических факультетов университетов и имеет своей целью дальнейшее совершенствование уже полученных навыков чтения и устной речи. Пособие содержит оригинальные тексты на английском языке, взятые из научных журналов (Science, Scientific American, New Scientist). Тексты и задания, представленные в пособии, рассчитаны на обучающихся продвинутого уровня и содержат задания для обсуждения и вопросы, предполагающие значительный уровень как лингвистической подготовки, так и знаний в сфере биологии.


 

Введение

 

Данное учебное пособие предназначено для студентов биологического факультета 2-3 курсов и аспирантов биохимического отделения и имеет своей целью совершенствование уже полученных навыков чтения и устной речи. Тексты и задания, представленные в пособии, рассчитаны на обучающихся продвинутого уровня и содержат задания для обсуждения и вопросы, предполагающие значительный уровень как лингвистической подготовки, так и знаний в сфере биологии.

Учебное пособие состоит из 3 разделов (section) по 5 уроков (unit) в каждом в соответствии с возрастанием объема и сложности текстов и заданий. Каждый раздел рассчитан на один семестр, а каждый урок – на 3-4 занятия. Тематическая подборка текстов и их расположение определяются помимо прочего и информированностью студентов: некоторые темы в полном объеме и с достаточным знанием фактического материала они могут обсуждать только к 3 курсу.

Чтение в данном учебном пособии представлено не только как цель, но и как средство обучения, выступая в качестве содержательной базы при совершенствовании навыков говорения. В каждом уроке представлены тексты, направленные на развитие трех основных видов чтения – просмотрового чтения (reading for general information), чтения с выборочным извлечением нужной информации (reading for specific information) и чтения с полным пониманием (reading for detail). После текстов даются задания, развивающие навыки монологического и диалогического высказывания, ведения беседы и аргументации, для совершенствования которых и предназначено учебное пособие. По этой же причине в него не включены упражнения по грамматике. В плане формирования грамматических навыков чтения задачи данного учебного пособия ограничиваются лишь увеличением количества легко распознаваемых грамматических явлений и развитием на этой базе механизма структурной антиципации.

В ходе обучения осуществляется совершенствование умения говорить как в диалогической, так и в монологической форме. При развитии диалогической формы речи акцент сделан на диалоге-обмене мнениями и информацией. При обучении монологической форме речи большое внимание уделяется работе над рассуждением, выражением своего отношения, сравнительной оценкой мнений и позиций, интерпретацией и выражением причинно-следственных связей.

В пособии представлены оригинальные неадаптированные тексты (в некоторых случаях – фрагменты текстов или их сокращенный вариант), взятые из авторитетных научных изданий и их интернет-версий – Nature, Scientific American, New Scientist, а также научной колонки The New York Times. Необходимо отметить, что приведенные в текстах точки зрения зачастую имеют провокационный характер и могут вызвать сильную реакцию учащихся – несогласие, неодобрение и даже полное отрицание заявленных фактов. Некоторые тексты прямо противоречат друг другу. Такая стратегия выбрана автором вполне сознательно и представляется оправданной, поскольку напрямую отвечает целям пособия – на основе прочитанного совершенствовать навыки устной речи, ведения научной дискуссии и аргументации. В задачи автора входило сделать каждый урок учебного пособия познавательным и интересным для студентов всех специальностей, сталкивая альтернативные мнения, и создавая тем самым условия для взаимообогащающего общения.

При отборе текстов пристальное внимание уделялось и их терминологической насыщенности; освоение лексики подчинено методическому принципу «снежного кома», когда лексика предыдущих уроков и текстов снова встречается и отрабатывается в последующих. Некоторые темы также перекликаются друг с другом, и уже проработанные ранее вопросы расширяются в следующих уроках. Так, например, нарушения сна и их причины (урок Sleep) позднее рассматриваются при обсуждении воздействия алкоголя на организм человека (урок Alcohol). Основные термины урока Human Genetics пересекаются с терминами урока Human Evolution.

Каждый урок (unit) открывается эпиграфом, отражающим его основную мысль. В первом упражнении предлагаются вопросы для обсуждения по теме урока (What do you know about…), а также в некоторых уроках даны основные термины, которые студенты должны объяснить.

Разделы различаются не только по объему и степени сложности текстов, но и по их количеству и предлагаемым упражнениям. В первом разделе даются самые простые небольшие тексты, а также упражнения на отработку лексики, которые далее уже не встречаются. Во втором и третьем разделах тексты становятся сложнее и длиннее с нарастающей степенью терминологической насыщенности. Предлагаемые к текстам задания в форме вопросов множественного выбора (multiple choice), вопросов «верно-неверно» (true/false), задания на заполнение пропусков (blank filling) и соотнесение информации (matching information) проверяют умение студентов извлекать информацию из текстов, выявлять причинно-следственные связи, интерпретировать отношение говорящего.

В связи с тем, что учебное пособие полностью построено на аутентичных текстах разного характера, большое значение придается самостоятельному обращению учащихся к словарям и справочным изданиям, тем самым у студентов и аспирантов формируется потребность и развивается умение использования одно- и двуязычной справочной литературы и источников.

Последним заданием каждого урока является составление краткого обзора всех рассмотренных в его рамках вопросов. Данное задание направлено на развитие навыков анализа, реферирования и устных презентаций.

В конце каждого из трех разделов учебного пособия (section) приводится список рекомендуемых тем для устных докладов и презентаций студентов.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.