Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 21. Теория социальной идентичности А.Тэшфела и Д.Тернера




Социальная идентичность – отождествление себя с той или иной социальной группой – одна из важнейших составляющих образа-Я, отвечающая на вопрос о том, что есть и где есть человек в социальном смысле.

(Тэшфел: теория социальной идентичности, Тернер: теория самокатегоризации – когнитивистский подход в европейской традиции)

Социальная идентинчость:

· знание индивида о том, что он принадлежит к определенной группе

· эмоциональная значимость группового членства

Осознание собственной идентичности:

1. социальная категоризация (группировка личностей)

2. социальная идентификация (процесс помещения себя в ту или иную категорию)

3. социальная идентичность (итог – полное социальное отождествление себя)

Тернер: группа формируется индивидом психологически через категоризацию себя с другими. Личностная и социальная идентичность – разные формы самокатегоризации. В зависимости от группы преобладает либо социальная (деперсонификация), либо личностная идентичность.

Принадлежность ко многим группам.
Тэшфел: сортировка групп и выбор наиболее «выпуклой» для индивида группы. Другие добавляют, что на выбор влияет ситуация. Например, латентная идентичность не осознается в нормальных обстоятельствах. Но однозначного ответа наука не имеет.

Следствия обретения идентичности:

1. Стремление к сохранению позитивной идентичности (восприятие мира как более стабильного и справедливого, гармония образа социального Я). Утрата позитивной идентичности – дезорганизация внутреннего мира и собственных впечатлений от окружающего мира.

2. Оценка своей группы в сравнении с другими группами (позитивными и негативными).

3. Нахождение отличительных особенностей своей группы (для дифференциации).

4. Степень идентификации со своей группой. Негативная оценка своей группы вызывает стремление покинуть ее и примкнуть к другой группе.

Тэшфел: характер социальной идентичности зависит от типа общества (например, степени стратификации).

Идентичность – инструмент социальной ориентации личности. Она формируется только в межгрупповом взаимодействии. Результат идентификации – построение личностью не только своего собственного образа, но и образа группы, к которой она принадлежит или не принадлежит.

Минимальная групповая парадигма – достаточно минимального ощущения себя членом группы для того, чтобы начать идентифицировать себя с нею.
Эксперимент: студенты-сторонники картин Клее и Кандинского. Несмотря на произвольность разделения на группы, их представители немедленно начали отождествлять себя с этими группами.

Межгрупповая дискриминация.
Эксперимент: анонимность испытуемых, произвольное разделение на группы. Единственный способ различения – распределение денег между членами своей и чужой группы. Стратегия максимализации отличия: распределяли чужим денег гораздо меньше, чем своим, даже в ущерб абсолютного выигрыша своей группы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.