Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурология 2 страница




Викторина озарит радостным отсветом игры серьезную позна­вательную работу. Вопросы лицейской викторины, учитывая жи­вое присутствие ребят в материале, должны давать возможность еще одной встречи со ставшими близкими лицами, событиями. Они могут строиться, например, на эффекте узнавания лицеис­тов по характеристикам, составленным наставниками, по отзы­вам лицеистов друг о друге, шуточным именинным стихам и пр. А заочная экскурсия в Лицей, царскосельский парк помо­жет семиклассникам «на время улететь в лицейский уголок все­сильной, сладостной мечтою».Познавательная деятельность подготавливает подростков к собственному художественному творчеству. Плодотворное использование опыта литературного творчества лицеистов, знаком­ство с лицейскими рукописными журналами («Неопытное перо», «Юные пловцы», «Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы»), где «явно доминирует стихия литературной игры», дает установку для «пробы пера» семикласс­никами. Темы подскажет лицейская журналистика: рассказ о ссорах лицеистов в стиле поэтического обозрения; сообщение о необыкновенном феномене или необычной находке; репортаж о достопримечательностях лицейских; хроника внутренней жизни лицея; история города Малого Лицея и стран, ему принадлежа­щих, и др.

Праздничный финал внеклассной работы по лицейской теме — литературный вечер, пронизанный «лирическим эмоциональным сюжетом», включаю­щий в себя и поэзию, и музыку, и инсценировку эпизодов лицей­ской жизни. Духовной традицией школы может стать проведение Дня Лицея.

VIII класс

Лейтмотив «Человек и время» созвучен, с одной стороны, формированию самосознания подростка, все большей его вклю­ченности в окружающую его действительность; с другой сторо­ны, сопряжен с драматическими коллизиями современности, пе­реосмыслением «судьбы человеческой, судьбы народной», раз­мышлениями о взаимоотношениях личности и «жестокого века». Темы «Моя родословная», «Образ Петра I в произведениях Пушкина» позволят рассмотреть взаимоотношения со временем и великой исторической личности, и самого поэта, и «обыкновен­ного» человека.Внеклассное чтение: «Начало автобиографии», «Моя родословная», фрагмент «Два чувства дивно близки нам...», «Арап Петра Великого», «Стансы», «Полтава», «Медный всадник».

Интерес ребят к ярким судьбам предков А.С.Пушкина, лако­нично охарактеризованным в прочитанных произведениях, до­полняется интересом к потомкам писателя. Этой теме может быть посвящен семинар или конференция «Предки и потомки Пушкина». Интересные страницы пушкинской родословной, от­крытые ребятами в самостоятельной познавательной деятельно­сти, можно включить и в устный журнал (альманах). Формой же первоначального ознакомления восьмиклассников с поэмой «Медный всадник», предполагающего постановку вопросов, от­веты на которые читатель обретет при дальнейшем изучении по­эмы, может стать новый тип экскурсии - «По следам литератур­ных героев» петербургской повести, «основанной на истине». Эта заочная экскурсия направлена на освоение художественного пространства поэмы. При этом используется живопись пушкин­ской эпохи и иллюстрации А.Бенуа.

Ознакомление с пушкинской родословной делает органичным путешествие в особенно дорогой сердцу поэта уголок его «стра­ны» — Михайловское, «родное пепелище». Проведение туристско-краеведческой экспедиции, включающей культурно-охран­ную деятельность в пушкинских местах, придаст идеальную цельность и законченность путешествиям в «страну поэта».Вариация лейтмотива «Человек и время» — «Пушкин в па­мяти поколений». Часто повторяемые слова о бессмертии пушкинского гения могут наполниться для восьмиклассников особым, живым смыслом, если мы предложим ребятам рас­спросить об отношении к поэту интересных им собеседников -родных, знакомых — и записать услышанное. Примерные во­просы собеседнику: Ваши детские впечатления о Пушкине. Как изучали Пуш­кина в школе? Самые сильные впечатления от встреч с Пушкиным.Менялось ли с годами Ваше отношение к поэту? Чем инте­ресен Вам Пушкин сейчас?В любом городе, крае можно найти людей, увлеченных Пуш­киным. Ребята воочию убедятся, что он - звено, связующее от­цов и детей, «наш вечный спутник». Материалы, собранные уча­щимися, оформляются в альбомах.К этим открыткам прибавится знакомство с прочтением Пуш­кина художниками разных поколений - Мариной Цветаевой, Надей Рушевой, Михаилом Аникушиным, Сергеем Юрским и др. Страницы устного журнала, литературно-музыкальная ком­позиция, вечер сделают эти встречи праздником. Чем больше разнообразных мнений, трактовок, интерпретаций предстанет пе­ред подростками накануне новой, «большой» встречи с Пушки­ным в IX классе, тем сильнее будет внутреннее неприятие ими шаблона, стереотипа, тем настойчивее^будет желание ребят найти у Пушкина свои страницы, прочитать его по-своему.

Как отмечалось выше, в VIII классе очевидно постепенное «выдвижение» восприятия как актуального вида деятельности, усиление роли созерцания и анализа. На активизацию художест­венного восприятия ориентированы и уроки внеклассного чте­ния, и экскурсии, и встречи с интересными читателями Пушки­на, и отзывы о книгах, выставках, телепередачах, рецензии вось­миклассников на спектакли, кинофильмы. Эта же возрастная тенденция определяет особенности заданий литературной олим­пиады, игр, форму вечеров.

Олимпиадные задания по литературе должны быть творчески-интерпретационными, отнюдь не сводиться к проверке памяти. Возможные типы олимпиадных заданий: Анализ стихотворения (например, «Туча», «Телега жизни» и др.).Эссе «Мое любимое стихотворение Пушкина».Выбор пушкинского стихотворения из нескольких стихов разных поэтов с обоснованием выбора. Представьте себе, что вы экскурсовод. Вы готовите экскур­сию по... (укажите сами). Вам очень хочется заинтересовать слушателей рассказом о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Ка­ким будет начало вашей экскурсии? Произведения искусства обладают удивительной способно­стью вступать в диалог с последующими эпохами. Докажитеэто на примере одного из произведений А.С.Пушкина.Публицист Ольга Чайковская, назвав свою статью о рома­не Пушкина именем главного героя «Гринев», утверждает: «Ка­питанская дочка» недаром включена в школьную программу для тринадцатилетних: им нужен Гринев». Согласны ли вы с этим мнением?

Вместе с тем олимпиада может пройти в форме диспута, кон­курса чтецов, защиты своего ответа, игры. Приведем варианты игровых конкурсов олимпиадного турнира знатоков Пушкина:• Представление команд (в пушкинском духе). Домашнее задание: а) снимите для «немого кино» фраг­мент одной из сказок Пушкина (инсценировка с музыкальным сопровождением); б) вы готовите телепередачу «Пушкинские места России»; представьте ее фрагмент об одном из адресов (сценарий, режиссура, исполнение). Разминка команд «Экзамен по Пушкину»." «Я к вам пишу...»: ребята читают команде-сопернице по­очередно фрагменты писем пушкинских героев. Нужно назвать произведение, автора письма, адресата. Пушкинский кроссворд (разновидность викторины). «Памятник Пушкину»: команды защищают свой проект па­мятника.

Варианты форм и тематика литературных вечеров в связи с лейтмотивом «Пушкин в памяти поколений» многообразны:«Мой Пушкин» (литературно-музыкальная композиция по стихам о поэте), «Тропа к Пушкину» (диалог поколений чи­тателей Пушкина). Восьмиклассников привлекает камерность, интимность поэтических вечеров, где каждый может прочи­тать полюбившиеся строки. Праздником для ребят может стать новогодний бал пушкинских героев: каждый участник представляет одного из пушкинских героев через костюм (или его детали), а также охарактеризовав его строками авторского текста, не называя имени. Желание остаться неузнанными (условие одного из конкурсов) побуждает обратиться не к са­мым известным массовому читателю произведениям, напри­мер: «Анджело», «Русалка» и др. Ребята сами готовят сцена­рий вечера, вписывая в него инсценировки, стихи, романсы, танцы, которые переносят участников вечера в далекую эпо­ху, воскрешая атмосферу бала.

Итак, система внеклассного освоения пушкинской темы под­ростками обширна. Большая часть ее реализуется параллельно программному изучению темы, создавая условия для «погруже­ния» учащихся в мир Пушкина. Некоторые формы, например утренники, вечера, встречи, могут быть предпосланы пушкин­ским датам (19 октября, 10 февраля, 6 июня), формируя пуш­кинские традиции школы, «календарь памяти». С VII класса (по мнению психологов, это пора кружковой активности) можно осу­ществлять программу на занятиях литературного кружка. В VIII классе, возможно проведение Пушкинской недели.

Рассмотренная нами система внеурочной работы потенциаль­но вариативна. Знание закономерностей смены видов деятельно­сти, подсказанной возрастной эволюцией школьников, отнюдь не сковывает инициативу учителя, напротив, побуждает его искать вариации конкретных методических решений с учетом особенно­стей литературного развития класса, своеобразия творческой ин­дивидуальности писателя.

Внеклассную работу в старших классах необходимо ориен­тировать на восприятие произведений искусства как актуаль­ный в этом возрасте вид деятельности, создавая условия для разнообразных ученических интерпретаций. Вместе с тем с возрастом - по мере самоопределения личности, выявления способностей, пристрастий ученика в искусстве - будет углуб­ляться процесс специализации, дифференциации в выборе школьниками сфер внеурочной работы. По справедливому за­мечанию Б.М. Неменского, «формы волно-поисковые в апогее должны проявиться именно в средних классах, чтобы в стар­ших классах передать главенство более серьезным, ответст­венным формам профессиональных знаний — факультативам, спецклассам, спецшколам» Во вне­классной работе по литературе незаменимыми на этом этапе будут клубы с разнообразными секциями, научные общества учащихся.

Своеобразие внеклассной работы в старших классах опреде­ляется не только откликом ее содержания и форм на возрастные возможности и потребности школьников. Вкусы, литературные пристрастия самого учителя, его творческая индивидуальность не менее важный фактор выбора путей внеурочного освоения лите­ратуры старшеклассниками. Внеклассная работа - в этом убеж­дает экскурс в ее историю- чутко реагирует на общественные перемены, и новые тенденции внеурочного общения школьников с миром искусства, обусловленные изменением социокультурной ситуации,со всей очевидностью проявляются именно в старших классах.

Обратимся к опыту внеклассной работы школы № 90 Санкт-Петербурга и школы им. А.С.Пушкина Гурзуфа.Литературный клуб «Дым отечества», появившийся в шко­ле-новостройке петербургского района Шувалово-Озерки, обязан своим рождением увлеченности словесника Аллы Ива­новны Корнеевой поэзией «серебряного века». В рекреации школы воспроизведен отдельными деталями кусочек старин­ной улицы Петербурга, помогая ощутить причастность к ми­нувшему. Литературные салоны Петербурга, литературный Крым, творчество Н.Гумилева, А.Ахматовой, М.Волошина, В.Хлебникова, М.Лозинского стали предметом серьезного изучения членов клуба. В увлечение поэзией было привнесено исследовательское начало, дух филологического поиска. Ребя­та представляли результаты своих изысканий на конференции научных обществ учащихся (НОУ) в Челябинске, на тради­ционных в Петербурге городских олимпиадах.

Но члены клуба поняли, что лишь изучения литературы не­достаточно, только наслаждения, восхищения прошлым мало — надо помогать его беречь. «Чем мы можем вам помочь?» - этот вопрос неизменно звучал в письмах, посланных в музеи. В Выре, в музее станционного смотрителя, заготовили на зиму дров; были приглашены переночевать в домике смотрителя, как в пуш­кинские времена обретали здесь ночлег путешественники. Стихи Пушкина читали при свечах, на печи сказки сказывали. А в сун­дучке Дуни, дочери смотрителя, появились привезенные ребята­ми подарки. Поездки в Выру стали традиционными, как и на Елагин остров, в Приютино, где благоустраивали старинную усадьбу Олениных, - здесь бывали Пушкин, Батюшков, декаб­ристы Муравьевы. Ребята не безразличны к боли и тревоге родного города. Клуб стал коллективным членом группы «Спасение»: помогали реставраторам восстанавливать музей А.С.Пушкина на набережно! Мойки, участвовали в спасении домика художника М.В.Матюшкина. Д.С.Лихачев, обращаясь к членам клуба «Дым Отечества», написал: «Вы заняты очень важным делом — не просто охраной памятников, а охраной культуры».Активное восприятие историко-культурного материала, человечески живой, действенный интерес к прошлому, когда сам ученики становятся субъектами культуры, - примета внеклассной работы по литературе в наши дни. Внеклассная работа по литературе включается в широкий общекультурный контекст. Создавая в Гурзуфе школу Диало­га культур, ее директор Анатолий Федорович Пазухин унас­ледовал идею М.М.Бахтина о том, что культурное самопозна­ние возможно только при учете других культур.Сад Диалога культур, где встретится дух Пушкина и Чехова, Вернадского и Рериха, Чижевского и Ганди, - отнюдь не утопи­ческая мечта. Школа установила связь с обществами Байрона в Англии, Гете - в Германии. В ней есть музей редкой книги и Пушкинская гостиная, где можно услышать ученические перево­ды Рериха с английского, чтение стихов Пушкина-лицеиста на языке оригинала - по-французски. Здесь выступали директор Пушкинского Дома Н.Н. Скатов, литературоведы В.Кожинов и В.Лакшин, поэт Белла Ахмадулина, историки, философы, ху­дожники, священники. В дерзких планах А.Ф.Пазухина - от­крытие школьного Малого Пушкинского Дома. Создание культурной среды в школе - условие приобщения к высотам художественной мысли и уровню своего времени.

 

 

Рекомендовано Научно-методическим советом по культурологии Министерства образования

Российской Федерации в качестве учебника для вузов

 

Гардарики

МОСКВА

2ООЗ

 

Рецензенты:

доктор философских наук Е.Н. Шапинская; кандидат философских наук О.И. Горяинова

 

Розин В.М.

Р64 Культурология: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 462 с.

 

ISBN 5-8297-0134-0 (в пер.)

Содержит обзор культурологии как научной дисциплины (основные направления, характеристики предмета, концепции культурологии, проблемы и дилеммы), образцы культурологического изучения, методологические основания культурологии. В отличие от первого издания (М., 1999) существенно расширено и проанализировано понятие личности, рассмотрены подходы к ее изучению, генезис личности в пространстве культуры. Заключительная глава посвящена культурологическому анализу музыки. В приложении приводятся определения понятия культуры и краткие сведения о культурологических школах.

Для студентов высших учебных заведений, а также всех, кого интересует природа и эволюция культуры и личности.

УДК 008 (075.8) ББК 71.0

В оформлении переплета использован фрагмент живописной композиции В. Кандинского (1920-е гг.)


Предисловие

Современная трактовка целей и содержания образования через знание и познание ставит школу в сложную ситуацию: объем знаний и число дисциплин растут значительно быстрее, чем совершенствуются методы и содержание образования. Школа оказывается перед дилеммой: учить небольшой части знаний и предметов из тех, которые реально созданы в культуре, или набирать фрагменты из разных предметов и дисциплин (и то, и другое не решают проблему современного образования). Попытки выделить так называемые основы наук, или базисные знания, пока также не удаются. Кроме того «знающий человек» не всегда способный и понимающий, а хороший специалист часто ограничен в личностном плане.

Каким же, если учитывать эти моменты, должен быть учебник культурологии нового поколения? Вероятно, в нем не надо стремиться изложить все, что мы знаем о культуре (культурах) или о культурологии. Да это и невозможно. Хотя культурология относительно молодая научная дисциплина (первые исследования культуры относятся ко второй половине XIX столетия), тем не менее в ней накоплен огромный объем знаний. Выход из подобных ситуаций был намечен в рамках методической школы, которая в России в конце XIX в. была очень сильна. Важны не столько знания, утверждали представители этой школы, а развитие мышления и способностей. «Известно, — писал, например, относительно преподавания геометрии методист В. Латышев, — что все приемы мышления сводятся к ограниченному числу основных и что количество различных способностей также невелико. Наконец, различные приемы мышления встречаются в одном и том же предмете, значит, занятие одним из них должно подготовить к другим. Разве мы не убеждены в том, что общее образование должно сделать ученика способным ко всякой умственной работе?» [87. С. 1322].

А вот как ставит вопрос Л. Ионин, написавший прекрасное учебное пособие по социологии культуры. «Как культура в целом представляет собой многообразное, многослойное явление, так и учебник по социологии культуры не может не быть своего рода введением в междисциплинарное исследование» [70. С. 7]. Поясняя дальше, что под этим нужно понимать, Ионин пишет: «В настоящей работе при всем желании не удастся исчерпывающе осветить развитие каждой из наук о культуре, которые, как уже было сказано, к тому же прихотливо переплетаются друг с другом. Поэтому в историческом обзоре мы остановимся скорее не на развитии дисциплин, а на смене глобальных парадигм видения культуры. Смена парадигм — это нечто большее, чем чередование теорий и концепций, выдвигаемых теми или иными авторами. Смена парадигм — это смена отношений к объект)[1] исследования, предполагающая изменение исследовательских методов, целей исследования, угла зрения на предмет, а часто и вообще смена самого предмета исследования» [70. С. 24—25]. К сказанному добавим следующее.

Современный учебник по культурологии, вероятно, должен решать две основные задачи: помочь педагогу и студенту войти, погрузиться в реальность культурологической работы (почувствовать эту реальность) и вооружить его средствами для ориентации и деятельности в этой реальности. Поэтому не имеет смысла излагать культурологические теории или представления сами по себе как некую информацию. Зато необходимо указать основные создаваемые и используемые в культурологии подходы и методы, охарактеризовать их назначение и границы, дать своеобразный путеводитель по культурологии как неоднородной сложной дисциплине.

Исходя из такого понимания, я и попытался построить материал. Начинается учебник не с традиционного объяснения предмета и понятия культуры, а с изложения трех доступных образцов культурологического исследования. Думаю, это поможет еще до всякого понимания (рефлексии) предмета культурологии почувствовать, что это такое. Затем будут предложены первый анализ и обозрение предмета культурологии. На этой основе можно будет сделать следующий шаг: охарактеризовать основные проблемы и альтернативы, возникшие к настоящему времени в культурологии. В свою очередь такой анализ позволит обсудить методологические основания культурологии и то, как в разных направлениях культурологии понимается культура. Но чтобы читатель смог опереться на эмпирический материал, предварительно будут представлены исследования этапов формирования культуры древнего мира, а также основных этапов формирования личности в культуре. Заключительная глава посвящена культурологическому анализу музыки; приложения содержат определения понятия культуры, а также краткие сведения о культурологических школах.


Глава первая




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.