КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурология 2 страница
Викторина озарит радостным отсветом игры серьезную познавательную работу. Вопросы лицейской викторины, учитывая живое присутствие ребят в материале, должны давать возможность еще одной встречи со ставшими близкими лицами, событиями. Они могут строиться, например, на эффекте узнавания лицеистов по характеристикам, составленным наставниками, по отзывам лицеистов друг о друге, шуточным именинным стихам и пр. А заочная экскурсия в Лицей, царскосельский парк поможет семиклассникам «на время улететь в лицейский уголок всесильной, сладостной мечтою».Познавательная деятельность подготавливает подростков к собственному художественному творчеству. Плодотворное использование опыта литературного творчества лицеистов, знакомство с лицейскими рукописными журналами («Неопытное перо», «Юные пловцы», «Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы»), где «явно доминирует стихия литературной игры», дает установку для «пробы пера» семиклассниками. Темы подскажет лицейская журналистика: рассказ о ссорах лицеистов в стиле поэтического обозрения; сообщение о необыкновенном феномене или необычной находке; репортаж о достопримечательностях лицейских; хроника внутренней жизни лицея; история города Малого Лицея и стран, ему принадлежащих, и др. Праздничный финал внеклассной работы по лицейской теме — литературный вечер, пронизанный «лирическим эмоциональным сюжетом», включающий в себя и поэзию, и музыку, и инсценировку эпизодов лицейской жизни. Духовной традицией школы может стать проведение Дня Лицея. VIII класс Лейтмотив «Человек и время» созвучен, с одной стороны, формированию самосознания подростка, все большей его включенности в окружающую его действительность; с другой стороны, сопряжен с драматическими коллизиями современности, переосмыслением «судьбы человеческой, судьбы народной», размышлениями о взаимоотношениях личности и «жестокого века». Темы «Моя родословная», «Образ Петра I в произведениях Пушкина» позволят рассмотреть взаимоотношения со временем и великой исторической личности, и самого поэта, и «обыкновенного» человека.Внеклассное чтение: «Начало автобиографии», «Моя родословная», фрагмент «Два чувства дивно близки нам...», «Арап Петра Великого», «Стансы», «Полтава», «Медный всадник». Интерес ребят к ярким судьбам предков А.С.Пушкина, лаконично охарактеризованным в прочитанных произведениях, дополняется интересом к потомкам писателя. Этой теме может быть посвящен семинар или конференция «Предки и потомки Пушкина». Интересные страницы пушкинской родословной, открытые ребятами в самостоятельной познавательной деятельности, можно включить и в устный журнал (альманах). Формой же первоначального ознакомления восьмиклассников с поэмой «Медный всадник», предполагающего постановку вопросов, ответы на которые читатель обретет при дальнейшем изучении поэмы, может стать новый тип экскурсии - «По следам литературных героев» петербургской повести, «основанной на истине». Эта заочная экскурсия направлена на освоение художественного пространства поэмы. При этом используется живопись пушкинской эпохи и иллюстрации А.Бенуа. Ознакомление с пушкинской родословной делает органичным путешествие в особенно дорогой сердцу поэта уголок его «страны» — Михайловское, «родное пепелище». Проведение туристско-краеведческой экспедиции, включающей культурно-охранную деятельность в пушкинских местах, придаст идеальную цельность и законченность путешествиям в «страну поэта».Вариация лейтмотива «Человек и время» — «Пушкин в памяти поколений». Часто повторяемые слова о бессмертии пушкинского гения могут наполниться для восьмиклассников особым, живым смыслом, если мы предложим ребятам расспросить об отношении к поэту интересных им собеседников -родных, знакомых — и записать услышанное. Примерные вопросы собеседнику: Ваши детские впечатления о Пушкине. Как изучали Пушкина в школе? Самые сильные впечатления от встреч с Пушкиным.Менялось ли с годами Ваше отношение к поэту? Чем интересен Вам Пушкин сейчас?В любом городе, крае можно найти людей, увлеченных Пушкиным. Ребята воочию убедятся, что он - звено, связующее отцов и детей, «наш вечный спутник». Материалы, собранные учащимися, оформляются в альбомах.К этим открыткам прибавится знакомство с прочтением Пушкина художниками разных поколений - Мариной Цветаевой, Надей Рушевой, Михаилом Аникушиным, Сергеем Юрским и др. Страницы устного журнала, литературно-музыкальная композиция, вечер сделают эти встречи праздником. Чем больше разнообразных мнений, трактовок, интерпретаций предстанет перед подростками накануне новой, «большой» встречи с Пушкиным в IX классе, тем сильнее будет внутреннее неприятие ими шаблона, стереотипа, тем настойчивее^будет желание ребят найти у Пушкина свои страницы, прочитать его по-своему. Как отмечалось выше, в VIII классе очевидно постепенное «выдвижение» восприятия как актуального вида деятельности, усиление роли созерцания и анализа. На активизацию художественного восприятия ориентированы и уроки внеклассного чтения, и экскурсии, и встречи с интересными читателями Пушкина, и отзывы о книгах, выставках, телепередачах, рецензии восьмиклассников на спектакли, кинофильмы. Эта же возрастная тенденция определяет особенности заданий литературной олимпиады, игр, форму вечеров. Олимпиадные задания по литературе должны быть творчески-интерпретационными, отнюдь не сводиться к проверке памяти. Возможные типы олимпиадных заданий: Анализ стихотворения (например, «Туча», «Телега жизни» и др.).Эссе «Мое любимое стихотворение Пушкина».Выбор пушкинского стихотворения из нескольких стихов разных поэтов с обоснованием выбора. Представьте себе, что вы экскурсовод. Вы готовите экскурсию по... (укажите сами). Вам очень хочется заинтересовать слушателей рассказом о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Каким будет начало вашей экскурсии? Произведения искусства обладают удивительной способностью вступать в диалог с последующими эпохами. Докажитеэто на примере одного из произведений А.С.Пушкина.Публицист Ольга Чайковская, назвав свою статью о романе Пушкина именем главного героя «Гринев», утверждает: «Капитанская дочка» недаром включена в школьную программу для тринадцатилетних: им нужен Гринев». Согласны ли вы с этим мнением? Вместе с тем олимпиада может пройти в форме диспута, конкурса чтецов, защиты своего ответа, игры. Приведем варианты игровых конкурсов олимпиадного турнира знатоков Пушкина:• Представление команд (в пушкинском духе). Домашнее задание: а) снимите для «немого кино» фрагмент одной из сказок Пушкина (инсценировка с музыкальным сопровождением); б) вы готовите телепередачу «Пушкинские места России»; представьте ее фрагмент об одном из адресов (сценарий, режиссура, исполнение). Разминка команд «Экзамен по Пушкину»." «Я к вам пишу...»: ребята читают команде-сопернице поочередно фрагменты писем пушкинских героев. Нужно назвать произведение, автора письма, адресата. Пушкинский кроссворд (разновидность викторины). «Памятник Пушкину»: команды защищают свой проект памятника. Варианты форм и тематика литературных вечеров в связи с лейтмотивом «Пушкин в памяти поколений» многообразны:«Мой Пушкин» (литературно-музыкальная композиция по стихам о поэте), «Тропа к Пушкину» (диалог поколений читателей Пушкина). Восьмиклассников привлекает камерность, интимность поэтических вечеров, где каждый может прочитать полюбившиеся строки. Праздником для ребят может стать новогодний бал пушкинских героев: каждый участник представляет одного из пушкинских героев через костюм (или его детали), а также охарактеризовав его строками авторского текста, не называя имени. Желание остаться неузнанными (условие одного из конкурсов) побуждает обратиться не к самым известным массовому читателю произведениям, например: «Анджело», «Русалка» и др. Ребята сами готовят сценарий вечера, вписывая в него инсценировки, стихи, романсы, танцы, которые переносят участников вечера в далекую эпоху, воскрешая атмосферу бала. Итак, система внеклассного освоения пушкинской темы подростками обширна. Большая часть ее реализуется параллельно программному изучению темы, создавая условия для «погружения» учащихся в мир Пушкина. Некоторые формы, например утренники, вечера, встречи, могут быть предпосланы пушкинским датам (19 октября, 10 февраля, 6 июня), формируя пушкинские традиции школы, «календарь памяти». С VII класса (по мнению психологов, это пора кружковой активности) можно осуществлять программу на занятиях литературного кружка. В VIII классе, возможно проведение Пушкинской недели. Рассмотренная нами система внеурочной работы потенциально вариативна. Знание закономерностей смены видов деятельности, подсказанной возрастной эволюцией школьников, отнюдь не сковывает инициативу учителя, напротив, побуждает его искать вариации конкретных методических решений с учетом особенностей литературного развития класса, своеобразия творческой индивидуальности писателя. Внеклассную работу в старших классах необходимо ориентировать на восприятие произведений искусства как актуальный в этом возрасте вид деятельности, создавая условия для разнообразных ученических интерпретаций. Вместе с тем с возрастом - по мере самоопределения личности, выявления способностей, пристрастий ученика в искусстве - будет углубляться процесс специализации, дифференциации в выборе школьниками сфер внеурочной работы. По справедливому замечанию Б.М. Неменского, «формы волно-поисковые в апогее должны проявиться именно в средних классах, чтобы в старших классах передать главенство более серьезным, ответственным формам профессиональных знаний — факультативам, спецклассам, спецшколам» Во внеклассной работе по литературе незаменимыми на этом этапе будут клубы с разнообразными секциями, научные общества учащихся. Своеобразие внеклассной работы в старших классах определяется не только откликом ее содержания и форм на возрастные возможности и потребности школьников. Вкусы, литературные пристрастия самого учителя, его творческая индивидуальность не менее важный фактор выбора путей внеурочного освоения литературы старшеклассниками. Внеклассная работа - в этом убеждает экскурс в ее историю- чутко реагирует на общественные перемены, и новые тенденции внеурочного общения школьников с миром искусства, обусловленные изменением социокультурной ситуации,со всей очевидностью проявляются именно в старших классах. Обратимся к опыту внеклассной работы школы № 90 Санкт-Петербурга и школы им. А.С.Пушкина Гурзуфа.Литературный клуб «Дым отечества», появившийся в школе-новостройке петербургского района Шувалово-Озерки, обязан своим рождением увлеченности словесника Аллы Ивановны Корнеевой поэзией «серебряного века». В рекреации школы воспроизведен отдельными деталями кусочек старинной улицы Петербурга, помогая ощутить причастность к минувшему. Литературные салоны Петербурга, литературный Крым, творчество Н.Гумилева, А.Ахматовой, М.Волошина, В.Хлебникова, М.Лозинского стали предметом серьезного изучения членов клуба. В увлечение поэзией было привнесено исследовательское начало, дух филологического поиска. Ребята представляли результаты своих изысканий на конференции научных обществ учащихся (НОУ) в Челябинске, на традиционных в Петербурге городских олимпиадах. Но члены клуба поняли, что лишь изучения литературы недостаточно, только наслаждения, восхищения прошлым мало — надо помогать его беречь. «Чем мы можем вам помочь?» - этот вопрос неизменно звучал в письмах, посланных в музеи. В Выре, в музее станционного смотрителя, заготовили на зиму дров; были приглашены переночевать в домике смотрителя, как в пушкинские времена обретали здесь ночлег путешественники. Стихи Пушкина читали при свечах, на печи сказки сказывали. А в сундучке Дуни, дочери смотрителя, появились привезенные ребятами подарки. Поездки в Выру стали традиционными, как и на Елагин остров, в Приютино, где благоустраивали старинную усадьбу Олениных, - здесь бывали Пушкин, Батюшков, декабристы Муравьевы. Ребята не безразличны к боли и тревоге родного города. Клуб стал коллективным членом группы «Спасение»: помогали реставраторам восстанавливать музей А.С.Пушкина на набережно! Мойки, участвовали в спасении домика художника М.В.Матюшкина. Д.С.Лихачев, обращаясь к членам клуба «Дым Отечества», написал: «Вы заняты очень важным делом — не просто охраной памятников, а охраной культуры».Активное восприятие историко-культурного материала, человечески живой, действенный интерес к прошлому, когда сам ученики становятся субъектами культуры, - примета внеклассной работы по литературе в наши дни. Внеклассная работа по литературе включается в широкий общекультурный контекст. Создавая в Гурзуфе школу Диалога культур, ее директор Анатолий Федорович Пазухин унаследовал идею М.М.Бахтина о том, что культурное самопознание возможно только при учете других культур.Сад Диалога культур, где встретится дух Пушкина и Чехова, Вернадского и Рериха, Чижевского и Ганди, - отнюдь не утопическая мечта. Школа установила связь с обществами Байрона в Англии, Гете - в Германии. В ней есть музей редкой книги и Пушкинская гостиная, где можно услышать ученические переводы Рериха с английского, чтение стихов Пушкина-лицеиста на языке оригинала - по-французски. Здесь выступали директор Пушкинского Дома Н.Н. Скатов, литературоведы В.Кожинов и В.Лакшин, поэт Белла Ахмадулина, историки, философы, художники, священники. В дерзких планах А.Ф.Пазухина - открытие школьного Малого Пушкинского Дома. Создание культурной среды в школе - условие приобщения к высотам художественной мысли и уровню своего времени.
Рекомендовано Научно-методическим советом по культурологии Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника для вузов
Гардарики МОСКВА 2ООЗ
Рецензенты: доктор философских наук Е.Н. Шапинская; кандидат философских наук О.И. Горяинова
Розин В.М. Р64 Культурология: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 462 с.
ISBN 5-8297-0134-0 (в пер.) Содержит обзор культурологии как научной дисциплины (основные направления, характеристики предмета, концепции культурологии, проблемы и дилеммы), образцы культурологического изучения, методологические основания культурологии. В отличие от первого издания (М., 1999) существенно расширено и проанализировано понятие личности, рассмотрены подходы к ее изучению, генезис личности в пространстве культуры. Заключительная глава посвящена культурологическому анализу музыки. В приложении приводятся определения понятия культуры и краткие сведения о культурологических школах. Для студентов высших учебных заведений, а также всех, кого интересует природа и эволюция культуры и личности. УДК 008 (075.8) ББК 71.0 В оформлении переплета использован фрагмент живописной композиции В. Кандинского (1920-е гг.) Предисловие Современная трактовка целей и содержания образования через знание и познание ставит школу в сложную ситуацию: объем знаний и число дисциплин растут значительно быстрее, чем совершенствуются методы и содержание образования. Школа оказывается перед дилеммой: учить небольшой части знаний и предметов из тех, которые реально созданы в культуре, или набирать фрагменты из разных предметов и дисциплин (и то, и другое не решают проблему современного образования). Попытки выделить так называемые основы наук, или базисные знания, пока также не удаются. Кроме того «знающий человек» не всегда способный и понимающий, а хороший специалист часто ограничен в личностном плане. Каким же, если учитывать эти моменты, должен быть учебник культурологии нового поколения? Вероятно, в нем не надо стремиться изложить все, что мы знаем о культуре (культурах) или о культурологии. Да это и невозможно. Хотя культурология относительно молодая научная дисциплина (первые исследования культуры относятся ко второй половине XIX столетия), тем не менее в ней накоплен огромный объем знаний. Выход из подобных ситуаций был намечен в рамках методической школы, которая в России в конце XIX в. была очень сильна. Важны не столько знания, утверждали представители этой школы, а развитие мышления и способностей. «Известно, — писал, например, относительно преподавания геометрии методист В. Латышев, — что все приемы мышления сводятся к ограниченному числу основных и что количество различных способностей также невелико. Наконец, различные приемы мышления встречаются в одном и том же предмете, значит, занятие одним из них должно подготовить к другим. Разве мы не убеждены в том, что общее образование должно сделать ученика способным ко всякой умственной работе?» [87. С. 1322]. А вот как ставит вопрос Л. Ионин, написавший прекрасное учебное пособие по социологии культуры. «Как культура в целом представляет собой многообразное, многослойное явление, так и учебник по социологии культуры не может не быть своего рода введением в междисциплинарное исследование» [70. С. 7]. Поясняя дальше, что под этим нужно понимать, Ионин пишет: «В настоящей работе при всем желании не удастся исчерпывающе осветить развитие каждой из наук о культуре, которые, как уже было сказано, к тому же прихотливо переплетаются друг с другом. Поэтому в историческом обзоре мы остановимся скорее не на развитии дисциплин, а на смене глобальных парадигм видения культуры. Смена парадигм — это нечто большее, чем чередование теорий и концепций, выдвигаемых теми или иными авторами. Смена парадигм — это смена отношений к объект)[1] исследования, предполагающая изменение исследовательских методов, целей исследования, угла зрения на предмет, а часто и вообще смена самого предмета исследования» [70. С. 24—25]. К сказанному добавим следующее. Современный учебник по культурологии, вероятно, должен решать две основные задачи: помочь педагогу и студенту войти, погрузиться в реальность культурологической работы (почувствовать эту реальность) и вооружить его средствами для ориентации и деятельности в этой реальности. Поэтому не имеет смысла излагать культурологические теории или представления сами по себе как некую информацию. Зато необходимо указать основные создаваемые и используемые в культурологии подходы и методы, охарактеризовать их назначение и границы, дать своеобразный путеводитель по культурологии как неоднородной сложной дисциплине. Исходя из такого понимания, я и попытался построить материал. Начинается учебник не с традиционного объяснения предмета и понятия культуры, а с изложения трех доступных образцов культурологического исследования. Думаю, это поможет еще до всякого понимания (рефлексии) предмета культурологии почувствовать, что это такое. Затем будут предложены первый анализ и обозрение предмета культурологии. На этой основе можно будет сделать следующий шаг: охарактеризовать основные проблемы и альтернативы, возникшие к настоящему времени в культурологии. В свою очередь такой анализ позволит обсудить методологические основания культурологии и то, как в разных направлениях культурологии понимается культура. Но чтобы читатель смог опереться на эмпирический материал, предварительно будут представлены исследования этапов формирования культуры древнего мира, а также основных этапов формирования личности в культуре. Заключительная глава посвящена культурологическому анализу музыки; приложения содержат определения понятия культуры, а также краткие сведения о культурологических школах. Глава первая
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |