Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Конкуренция в механизме рынка




Термины и понятия

Конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция. Межотраслевая конкуренция. Рыночная монополия. Барьеры перелива ресурсов. Экономические барьеры. Технологические барьеры. Юридические барьеры. Естественная монополия. Искусственная монополия. Закрытая (административная) монополия. Открытая монополия. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Дуополия. Чистая монополия. Стандартизированный товар. Дифференцированный товар. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. Монопольная (рыночная) власть. Монопольная цена. Полиполия. Монопсония. Олигопсония. Двусторонняя олигополия. Двусторонняя монополия.

Примерные задачи и упражнения

1. Для каждой ситуации, приведенной ниже, определите тип рыночной структуры (совершенная конкуренция; монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония):

а) на рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам;

б) на рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг;

в) имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования;

г) единственная фирма производит штурманские приборы;

д) автомобилестроение в России;

е) бабушки, торгующие яблоками и огурцами по обочинам Куйбышевского шоссе;

ж) рынок специфических услуг – «лечу запои» (информация в рекламных отделах газет);

з) фермерские хозяйства, предлагающие на рынке картофель по одинаковым ценам.

2. Определите методы ценовой и неценовой конкуренции:

а) более высокая надежность товара;

б) более современный дизайн;

в) зачет сданного старого товара в качестве первого взноса за новый;

г) продажа нового товара с существенно улучшенными потребительскими качествами и незначительным (по сравнению с улучшением) повышением цен.

3. В таблице содержатся данные для отдельных отраслей экономики гипотетической страны с развитой рыночной экономикой.

Поставки продукции крупными производителями

Отрасль экономики Количество компаний Доля в стоимости, производимой продукции, %
Четырех крупнейших фирм Пятидесяти крупнейших фирм
1. Производство деталей и запчастей к автомобилям 1 200    
2. Индустрия программного обеспечения      
3. Полиграфическая промышленность 10 000    
4. Мебельная промышленность 3 000    
5. Виноделие      
6. Швейная промышленность 5 000    

В каких из этих отраслей конкуренция:

а) наиболее остра;

б) наименее остра;

Чем это объясняется?

 

Работа в малых группах

Подготовка деловой игры «Конкуренция на рынке компьютеров».

 

Темы докладов / исследований

1. Методы и средства конкурентной борьбы: теория и практика.

2. Проблемы конкурентоспособности российских компаний.

3. Естественные монополии в экономике современной России.

4. Монополия: зло или благо?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.