Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка задачи. Транспортная задача линейного программирования




Транспортная задача линейного программирования

Экономические задачи, сводящиеся к транспортной модели

 

 

Для изучения данного раздела дисциплины необходимы знания, полученные при изучении тем 3 и 4.

Изучив данную тему, студент должен:

- уметь решать транспортную задачу;

- иметь общие представления о экономических задачах, сводящихся к транспортной модели.

Цель изучения – получить представление об особенностях решения транспортной задачи и задачи о назначении.

В данной теме рассматриваются транспортная модель и ее варианты. Такая модель используется для составления наиболее экономичного плана перевозок одного вида продукции из нескольких пунктов (например, заводов) в пункты доставки (например, склады). Транспортную модель можно применять при рассмотрении ряда практических ситуаций, связанных с управлением запасами, составлением сменных графиков, назначением служащих на рабочие места, оборотом наличного капитала, регулированием расхода воды в водохранилищах и многими другими. Кроме того, модель можно видоизменить, с тем чтобы она учитывала перевозку нескольких видов продукции.

Транспортная задача представляет собой ЗЛП, однако ее специфическая структура позволяет так модифицировать симплекс-метод, что вычислительные процедуры становятся более эффективными. При разработке метода решения транспортной задачи существенную роль играет теория двойственности.

В классической транспортной задаче рассматриваются перевозки (прямые или с промежуточными пунктами) одного или нескольких видов продукции из исходных пунктов в пункты назначения. Эту задачу можно видоизменить, включив в нее ограничения сверху на пропускные способности транспортных коммуникаций. Задачу о назначениях и задачу управления запасами можно рассматривать как задачи транспортного типа.

 

 

 

Некоторый однородный продукт, сосредоточенный у m поставщиков Аi в количестве аi(i = 1,..., m) единиц соответственно, необходимо доставить n потребителям Вj в количестве bj(j = 1,..., n) единиц. Известна стоимость сij перевозки единицы груза от i-го поставщика к j-му потребителю.

Необходимо составить план перевозок, позволяющий вывести все грузы, полностью удовлетворить потребности и имеющий минимальную стоимость.

Обозначим через хij количество единиц груза, запланированных к перевозке от i-го поставщика к j-му потребителю. Так как от i-го поставщика к j-му потребителю запланировано к перевозке хij единиц груза, то стоимость перевозки составит сijxij.

Стоимость всего плана выразится двойной суммой:

.

Систему ограничений получаем из следующих условий задачи:

а) все грузы должны быть перевезены, т.е.

б) все потребности должны быть удовлетворены, т.е.

.

Таким образом, математическая модель транспортной задачи имеет следующий вид:

найти минимальное значение линейной функции

; (6.1)

при ограничениях

; (6.2)

(6.3)

xij ³ 0, i = 1,…, m; j = 1,…, n. (6.4)

 

В рассмотренной модели предполагается, что суммарные запасы равны суммарным потребностям, т.е.

. (6.5)

 

Транспортная задача, в которой суммарные запасы и потребности совпадают, т.е. выполняется условие (6.5), называется закрытой моделью; в противном случае – открытой. Для открытой модели может быть два случая:

а) суммарные запасы превышают суммарные потребности

;

 

б) суммарные потребности превышают суммарные запасы

.

 

Линейная функция одинакова в обоих случаях, изменяется только вид системы ограничений.

Найти минимальное значение линейной функции:

.

 

При ограничениях

(случай «а»)

(случай «б»)

 

Открытая модель решается приведением к закрытой модели.

В случае «а», когда суммарные запасы превышают суммарные потребности, вводится фиктивный потребитель Вn + 1, потребность которого:

.

 

В случае «б», когда суммарные потребности превышают суммарные запасы, вводится фиктивный поставщик Аm + 1, запасы которого:

.

 

Как стоимость перевозки единицы груза до фиктивного потребителя, так и стоимость перевозки груза от фиктивного поставщика полагаются равными нулю, поскольку груз в обоих случаях не перевозится.

Транспортная задача имеет n + m уравнений с mn неизвестными.

Матрицу Х = (хij)m,n, удовлетворяющую условиям (6.2) – (6.4), называют планом перевозок транспортной задачи (хij-перевозками).

 

План Х*, при котором целевая функция (6.1) обращается в минимум, называется оптимальным.

Теорема 6.1. Для разрешимости транспортной задачи необходимо и достаточно, чтобы выполнялось условие баланса:

.

 

План транспортной задачи называется опорным, если положительным перевозкам соответствует система линейно независимых векторов (i = 1... m, j = 1… n), где – векторы при переменных хij (i = 1… m, j = 1… n) в матрице системы ограничений (6.2) – (6.4).

Теорема 6.2. Существует план, содержащий не более m + n – 1 положительных перевозок, при этом система векторов , соответствующая таким перевозкам (хij > 0), линейно независима.

Таким образом, опорный план транспортной задачи содержит m + n – 1 положительных перевозок. Если менее (m + n – 1) компонент оперного плана положительны, то он называется вырожденным. Дадим другое определение опорного плана.

План транспортной задачи называется опорным, если из его основных коммуникаций невозможно составить замкнутый маршрут.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.