КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внутренние и внешние 1 страница
Ff Ш Так, члены социальной группы в сфере производства (бригады, Общности, возникающие на основе совместного проведения досуга, предполагают единство общих представлений о содержании досуга, стиле поведения, вкусах, привязанностях. Совпадение, схожесть системы ценностей, норм поведения становится условием и (в то же время) результатом устойчивости, прочности внутренних связей между членами социальной группы. Человек не может ощущать себя частью группы, если придерживается иных принципов, разделяет иные (чем у группы) нормы, ценности. Он должен или подчиниться принятым в групповой общности нормам, представлениям, или выйти из группы, утратив соответствующие преимущества. 2. Другой отличительной чертой духовной жизни высокоинтег- • признании индивидом значимыми для себя успехов груп • признании индивидом значимым для себя мнения груп 3. Синтез перечисленных (и других) особенностей духовно- * См. подробнее о феномене референтности групп: Келли Г. Две функции референтных групп. В кн.; Современная зарубежная социальная психология. — М., 1984, с. 197—203. 297 себя к какой-либо группе — признак вашей принадлежности к этой группе*. «Мы-сознание» — это самый точный и легко обнаруживаемый признак групповой ориентированности мотивационной сферы личности. При этом следует иметь в виду следующее: • как правило, «Мы» не поглощает личность полностью. Чем • «Мы» может обладать различной обязывающей силой: «Мы», конечно, возникает и в социальных кругах, толпе, но в этих контактных общностях оно слабо обязывающе, неустойчиво, кратковременно. Вы не будете сильно переживать по поводу успехов или неуспехов такой общности, ее авторитета, отношения ее участников к вам; «Мы» в высокоразвитой социальной группе сильно обязывающее, переживания за успехи, неудачи «Мы», готовность идти на уступки ради «Мы» весьма ощутимы. Какая группа людей вызывает у вас эффект «Мы»? Наверняка, ваша семья. А можете ли вы то же сказать о своей студенческой группе? Можно ли говорить о современном российском студенчестве не как о социальной категории людей, обучающихся в вузах, а именно как о социальной группе? 4. Тем самым, возникает еще один аспект — «Я» как член «Мы». Индивид начинает" оценивать свои возможные поступки с точки зрения группы, предполагая ее возможные реакции. Отметим особенности духовной регуляции «Я» в социальной группе, в «Мы»: • тот, кто включает свое «Я» в какое-либо «Мы», сам берет • причисление себя к «Мы» вызывает желание, обязывает * См. о сложности и противоречивости идентификации личности в современной России: Ядов В.А. Символические и примордиальные солидарности (социальная идентификация личности) в условиях быстрых социальных перемен. В кн.: Проблемы теоретической социологии —СПб., 1994, с. 169—183. 298 туры, присущей именно данной социальной группе. Группа благодаря механизмам причисления «Я» к «Мы» определяет, а подчас и навязывает определенные нравственные эталоны поведения своим членам; • индивид начинает анализировать, оценивать свое «Я» с точки зрения «Мы». В этом случае самооценка основывается на ценностях, нормах, принципах, которые индивид усмотрел в поведении тех, к которым он себя хотел бы причислить или уже причислил. Без внутреннего контроля (типа «что скажут обо мне мои коллеги»?) невозможно не только органичное включение личности в группу, но и (опосредованно) признание ее членом данной группы со стороны партнеров. 5. Яркой чертой (во многом интегральной) духовной жизни в группе является конформизм — коррекция ценностей, поведения отдельных членов группы в соответствии с нормами, традициями, требованиями группы. Ввиду многозначности трактовок понятия «конформизм» уточним его. Мы понимаем конформизм как вынужденное или добровольное усвоение индивидом принятых в группе оценок, идей, норм, ценностей. Соответственно, конформизм может проявляться в тех случаях, когда индивид в угоду группе меняет свою точку зрения, свои стандарты поведения, и в тех случаях, когда человек, не имевший своей точки зрения на то или иное событие, своего мнения, перенимает позицию, сложившуюся в группе, и в тех случаях, когда личность, отдавая приоритет групповым интересам, стремясь укрепить группу, в знак солидарности осознанно принимает мнение группы, ее нормы. В последнем случае речь идет о добровольном, сознательном изменении своей точки зрения, а не под давлением группы или из-за опасения такого давления*. Конформизм порождается и авторитетностью группы, и ее ре-ферентностью, и идентификацией личности с группой. В отдельных случаях он невозможен без группового давления, группового контроля за поведением человека (см. § 3 данной главы). Конформизм обеспечивает ощутимое единообразие мыслей, отношения членов группы к решению важнейших проблем ее развития, ее отношений с конкурирующими группами, норм поведения в группе. Конформизм является необходимым^условием обеспечения целостности группы, ее способности выступать как единое целое. * См.: Петровский А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности// Вопросы психологии. — 1973. — № 5. 299 Ряд научных экспериментов показал, что личность под давлением группы может согласиться с ее мнением, если даже оно не совпадает с его собственным мнением. Так, С. Аш в своем классическом исследовании конформизма предложил восьми испытуемым сравнить отрезок, -изображенный на одном куске картона, с тремя отрезками, изображенными на другом листе, и определить, какой из последних трех отрезков равен первому по длине. «Неосведомленным» был лишь один, остальные находились в сговоре с экспериментатором и давали то правильные, то неправильные ответы. С. Эш установил, что 77% испытуемых по меньшей мере однажды соглашались с очевидно неправильными утверждениями других и из каждых трех испытуемых один систематически давал ответ, совпадающий с ответами остальных членов группы, даже если это противоречило собственному восприятию испытуемого. Кстати, оказалось, что столь выраженное давление конформ Как видим, стремление высказывать такое же мнение, вести себя так же, как другие (большинство), даже если это не соответствует собственным представлениям, проявляется даже в экспериментальной группе. Что же касается реальной социальной группы, участники которой объединены подлинными целями, интересами, то в этом случае сила конформного склонения (конечно, при условии авторитетности и референтности группы, самоидентификации личности с группой, включения «Я» в «Мы») существенно увеличивается. Конформизм имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, конформизм усиливает целостность, интегрированность группы. С другой стороны, он таит в себе немало опасностей, посколь I:- О конкретных аспектах формирования коллективных ошибок свидетельствуют исследования американских специалистов! В частности, И. Дженис заинтересовался тем, в какой степени «Мы-чув-ство» вызывает конформизм и отказ от разногласий, насколько эти феномены помогут объяснить удачные и неудачные групповые решения, принятые американркими президентами и их советниками, — имелись в виду Перл-Харбор (декабрь 1941 г.), втор-_^. жение на Кубу (1961 г.), война во Вьетнаме (1964—1967 гг.). И. Дженис предположил (и в ходе исследования это прдтверди-: лось), что столь грубые ошибки были вызваны стремлением групп, принимающих решения, подавить свое несогласие в интересах групповой гармонии. Он назвал этот феномен «огрупплением мышления» — ему способствуют дружеская сплоченность группы, сравнительная изоляция группы от противоречащих мнений и директивный лидер, дающий понять, какое решение ему по душе. И. Дженис выявил и внешние симптомы огруппления мышления: групповая иллюзия о неуязвимости, неоспоримая вера в этичность группы, давление конформизма, самоцензура и в результате — «иллюзия единомыслия»*. 6. Рассматривая «Мы», хотелось бы отметить еще одну специфику духовной регуляции связей в социальной группе — наличие у членов группы чувства собственного отличия, а подчас и преимущества над другими. Определенная притягательность, привлекательность «Мы» для обеспечения устойчивой связи индивидов в общности всегда необходима. Но выбор способа достижения этой привлекательности зависит от общей культуры, типа связей общности, ее целей, остроты конкуренции с другими общностями. Одни могут подчеркивать богоизбранность своего народа, другие — величие народа — строителя коммунизма, третьи — говорить об интеллектуальной элите нации и т.д. Вполне естественна гордость всей группы за успехи одного из ее членов, которая усиливает гордость и за всю группу, усиливает чувство «Мы» со всеми вытекающими отсюда последствиями — этим чувством объясняется и стремление отпраздновать какой-то успех члена своей семьи, что сплачивает всех ее участников, и ношение футболок с эмблемой того или иного вуза, галстуков с эмблемой своей фирмы и т.д. Итак, наличие общегрупповых целей, стремление укрепить авторитет и позиции группы в конкуренции с другими группами, принятие индивидом групповых норм (благодаря авторитетности, референтности группы, конформизму), формирование «Мы» как особого пласта сознания личности,"ее мотиваций, ожиданий, связанных с интересами группы как целого, стремление подчеркнуть, выделить свою особость — вот, вероятно, главные черты общегруппового солидарного сознания.
* См. подробнее: Аш С. Влияние группового давления на модификацию и искажение суждений. В кн.: Практикум по социальной психологии. — Спб., 2000, с. 210—224. 300 * См. подробнее: Дженис И. Огрупление мышления. В кн.: Практикум по социальной психологии, с. 243—255. 301 § 3. Основные признаки групповой общности: специфика солидарных взаимодействий в группе Как вычленить в многообразии отношений между людьми те, которые являются групповыми (а не межличностными и т.д.)? Конечно, объединение в группу не исключает индивидуальную личную жизнь, межличностные отношения, иными словами, в реальной жизни индивидуальное, межличностное и групповое переплетается. Но объединение в группу не только дает надежду на поддержку, защиту со стороны других членов группы, но и формирует новый пласт практики социальных взаимоотношений — групповые взаимодействия, общими признаками которых являются: • непосредственная их мотивированность не личными потреб • систематический, самовозобновляемый характер действия, Если мы хотим понять, способна ли группа выступать как единое целое, давать устойчивый эффект солидарных действий, защищать, приумножить усилия и т.д., надо определить, присутствует ли в этом сообществе этот «групповой пласт» практики взаимодействий, насколько он эффективен и институализирован. Проанализируем первый признак групповых «мы - ДЕЙСТВИЯ» взаимодействий — их мотивированность не личными потребностями, а интересами всей группы («Мы-действия»),. — сопоставляя его с простыми меж- личностыми (парными) интеракциями. К примеру, проследим связи индивида в рамках своего трудо-вого коллектива (бригады, кафедры, отдела и др.): • парная, личная связь с партнерами, отдельными членами 302 позиций последнего. Хотя тот или иной поступок партнера может никак и не сказаться на решении личных целей индивида, он оценивает его поступок, с точки зрения «нас», оказывает ему помощь, ориентируясь на пользу (или вред), которую приобретёт коллектив («Надо ему помочь, а то он нас всех подведет», «Ты подвел коллектив», «Ты выручил всех нас» и т.д.); • оценка индивидом взаимодействия между двумя другими членами коллектива с точки зрения того, как эти отношения отразятся на решении лишь его личных проблем. Если они никак не влияют на его интересы, он безразличен к ним; • оценка индивидом взаимодействий коллег между собой с точки зрения функционирования коллектива, укрепления его позиций («Не выполнив обещания; ты подвел не только своего напарника, но и всех нас»); • заимоотношения индивида с членами конкурирующих («союзнических») общностей с точки зрения возможности достижения своих личных целей («Мало ли что он из дружественной фирмы, — зачем я должен ему помогать?»); • взаимоотношения индивида с членами «конкурирующих» («союзнических») общностей с учетом интересов своего коллектива («Для работников фирмы, с которой мы сотрудничаем, мы сделаем исключение»); • взаимоотношения с членами своего коллектива в условиях противостояния «конкурирующей» общности («Мы должны забыть о наших противоречиях и помогать друг другу в конкурентной борьбе»). Это только некоторые связи, в которые вступает индивид в группе и посредством группы, — и парные (межличностные) связи, и ряд связей и взаимодействий, которые реализуются и развиваются лишь в группе. Своеобразие последних связей в том, что они ориентированы не на другого, а на нас, на группу в целом. «Мы — действия» осуществляются и развиваются с целью сохранения тех условий, тех преимуществ, которые заложены в координации, взаимопомощи, получаемой от значительного числа людей (а не одного партнера). Конечно, при этом в групповой общности возникает сложное переплетелие связей: человек, который никак вам не навредил, вами осуждается с точки зрения интересов группы, к которой вы принадлежите; в условиях конкуренции с другой фирмой, ее' представителями вы готовы простить своему коллеге все обиды и т.д. Более того, целый ряд действий ориентирован исключительно на группу как социальный субъект: организация какого-то коллективного праздника, мероприятия, с целью поддержать коллективный дух, сформировать чувство коллективизма, хотя 303 каждому в отдельности это никакой сугубо личной пользы не принесет, и т.д. Взаимодействия в групповой общности многослойны, парные связи опосредуются интересами группы, связи внутри группы — конкуренцией с другой общностью, личное входит в сложное и противоречивое взаимодействие с общим, групповым.
Проанализируем второй признак групповых взаимодействий — институализацию солидарных взаимодействий в группе. Связи взаимной помощи, координации, солидарности именно' в группах институализируются, т.е. приобретают предсказуемый, самовозобновляемый характер, становятся не произвольными, не хаотичными, а регулярными, во многом гарантированными. Уровень институализации солидарных связей определяет эффективность группы, надежность помощи, взаимовыручки, координации действий Акторов, их сплоченность. Устойчивые солидарные взаимоотношения благодаря основным эффектам институализации (возникновению четких норм солидарного поведения, санкций, статусов, ролей, структуры групп и т.д.) становятся не просто желательными, возможными, а обязательными, неизбежными. Именно процесс институализации солидарных взаимодействий приобретает основное значение в перерастании контактных общностей в группу, является решающим фактором ее становления и развития. Уровень институализации солидарных связей определяет эффективность групповых взаимодействий для личности, ее способность дать своим участникам больше, чем конкурирующая группа, поэтому институализация становится предпосылкой, основой авторитетности группы, конформизма, единства норм группового поведения и т.д. Существует несколько признаков институализации солидарных связей: • Статусно-ролевое размежевание в целях обеспечения высокой эффективности и самовозобновляемости солидарных отношений. Происходит выделение и разделение функций по обеспечению координации, взаимопомощи, решению общегрупповых целей, отстаиванию интересов группы в целом, ее престижа и авторитета, —-> в результате чего появляются статусные «гнезда», «ячейки», которые предуказывают участникам группы определенный порядок солидарных действий, обязанностей. За этими «гнездами» закрепляется деиндевидуализированный набор ожидаемых действий (роль), обязывающий к определенному поведению. 304 В группе формируются лидеры, идеологи и т.д., прямая обязанность которых — выполнение определенных функций, осуществление практик, связанных с организацией солидарных взаимодействий между членами группы (оказание помощи, координация, налаживание связей с «союзническими» группами и т.д.), т.е. возникают статусы, роли, которые непосредственно отвечают за дееспособность группы как единого целого. • Формируется определенная структура групповой общности как устойчивая, относительно неизменная система связей между членами группы, обеспечивающая эффективное функционирование солидарных взаимодействий. Отработанность, отрегулирован-ность этой структуры является залогом дееспособности группы. Статусно-ролевые позиции этой структуры наделяются определенными правами, привилегиями, обязанностями: лидер — властными полномочиями (но в то же время и ответственностью за группу), «идеолог» — признанием, уважением (но он обязан и продуцировать» новые идеи, приводить аргументы в их пользу, давать своевременную идейно-нравственную оценку поведения отдельных индивидов и т.д.), «лидер общественного мнения» призван своевременно формировать оценки тех или иных поступков, отвергать вредные инициативы и т.д. Конечно, в зависимости от целей группы в ней возникают свои названия статусов и соответствующих ролей. Солидарными статусно-ролевыми предуказаниями должны быть наделены все, включая рядовых членов группы, — они обязаны выполнять требования, указания, которые необходимы для функционирования группы, проявлять лояльность к общегрупповым целям, помогать своим товарищам, и т.д, и в то же время имеют основание твердо рассчитывать на такую же поддержку при необходимости. Благодаря статусно-ролевому размежеванию, структуре солидарные взаимодействия в группе приобретают надежность, обязательность. Есть люди, которые отвечают за это, получив необходимые права и полномочия. Вероятность получения эффектов солидарности ввиду этого значительно повышается. В неформальных группах статусно-ролевая структура может создаваться методом дискуссии (явной или латентной), методом проб и ошибок исходя из целей, культуры, способностей, амбиций участников этой группы. В формальных группах, а также в больших группах каждый вновь приходящий застает уже сформировавшуюся статусно-ролевую * В момент создания, в течение первых лет существования организации ее структура, особенно нормы, стандарты, традиции, также формируются во многом «на наших глазах», методом проб и ошибок и т.д. *. 305 структуру, уже распределенную по вертикали и горизонтали систе Следовательно, институализация групповых связей порождает еще один важный феномен групповой общности: воспроизводимость групповых норм, стандартов от поколения к поколению. • Формальные — неформальные отношения • Наряду с формальной (официальной) статусно-ролевой си К сожалению, в науке существует путаница по поводу неформального пласта отношений. На наш взгляд, в пласте неформальных отношений можно условно выделить три слоя: 1) неформализованные нормы, традиции осуществления офици Например, ни в одном законе или инструкции не регламентированы взаимоотношения студента и ректора (преподавателя), но принято, что стиль этих взаимоотношений предполагает учитывать со стороны студента. Такова неписаная традиция взаимоотношений; 2) неформальная структура социальных взаимодействий, кото 306 * степенью ответственности перед внешними органами, ресурсами влияния, уровнем развитости группового «эгоизма»; 3) неформальные взаимоотношения между участниками групп, которые в отличие от первых двух слоев неформальных отношений никак не связаны с групповыми целями. Речь идет о совместном проведении свободного времени, отдыхе, спортивных занятиях, развлечениях, учебе и т.д. В результате внутри организации могут быть созданы неформальные микрогруппы, которые (в отличие от первых двух слоев) не связаны с решением проблем группы. Однако эти неформальные микрогруппы эмоционально особо близких, доверяющих друг другу работников вполне могут превратиться (а могут и не превратиться) в элемент неформальной структуры организации, оказывающий существенное влияние на работу организации в целом. В хотторнском эксперименте была выявлена й особая роль небольших групп работников, которые совместно проводили свободное от работы время. Но эти микрогруппы оказались способными оказывать влияние на производственную деятельность всего завода. Несмотря на попытки руководства контролировать выработку путем установления норм, эти группы сами неофициально регулировали темп работы. Те, у кого темп работы был слишком высок (их называли «выскочками»), подвергались социальному давлению со стороны группы, которое, по свидетельству Ф. Ретлисбергера и У. Диксона, зачастую оказывалось столь сильным, что рабочие специально работали медленнее и отказывались от премий за превышение норм выработки.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |