Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гомель 2006




Имени П. О. Сухого

Кафедра «Маркетинг»

 

Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова

 

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

 

П О С О Б И Е

 

по одноименному курсу

для студентов экономических специальностей

дневной и заочной форм обучения

 

УДК 336.2:339.9

ББК 65.261.4

 

Рецензенты: к.э.н., доцент кафедры «Экономика» Лапицкая Л. М.

 

 

Авторы – составители: Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова

 

Ценообразование: пособие по одноименному курсу для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2006. – с.

 

В данной работе излагаются теоретические основы ценообразования, порядок формирования отпускных цен на товары (услуги), реализуемые на территории Республики Беларусь, этапы ценовой политики предприятия.

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный технический университет

имени П.О. Сухого», 2006

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................. 5

 

Раздел 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ............ 7

1.1. Теоретические основы цены.................................................................. 7

1.2. Место и роль цены в рыночном хозяйстве........................................ 13

1.3. Функции цен.......................................................................................... 15

1.4. Методологические вопросы ценообразования.................................. 21

1.5. Факторы ценообразования................................................................... 23

 

РАЗДЕЛ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН И ИХ СИСТЕМА......................... 28

2.1. Виды и система цен............................................................................... 28

2.2. Состав цены по элементам................................................................... 38

2.3. Формирование цен с учетом зачетного метода исчисления НДС... 41

 

Раздел 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ............................................................................................... 44

3.1. Формы государственного ценового регулирования.......................... 44

3.2. Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь 46

3.3. Ценовое регулирование деятельности монополий............................ 52

3.4. Регулирование цен и доходов населения............................................ 58

 

РАЗДЕЛ 4. ЦЕНЫ В ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.............................. 62

4.1. Отпускная цена предприятия и порядок ее формирования на основе затратного метода............................................................................................................ 62

4.2. Обоснование управленческих решений с использованием цен и действующей системы налогообложения.......................................................................... 65

4.3. Торговые наценки как цены услуг торговых организаций............... 67

4.4. Формирование цен на импортируемые товары................................. 69

 

РАЗДЕЛ 5. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ............................. 77

5.1. Процесс ценообразования. Его основные этапы................................ 77

5.1.1. Характер ценообразования на различных типах рынка................. 79

5.1.2. Определение целей ценовой политики............................................ 85

5.1.3. Определение спроса........................................................................... 87

5.1.4. Оценка издержек................................................................................ 89

5.1.5. Анализ предложения и цен конкурентов......................................... 90

5.1.6. Методы ценообразования, основанные на издержках производства 91

5.1.7. Методы ценообразования, ориентированные на качество, потребительские свойства продукции..................................................................................... 94

5.1.8. Методы ценообразования с учетом спроса, уровня конкуренции 98

5.1.9. Установление окончательной цены............................................... 100

5.2. Стратегии ценообразования в маркетинговой политике предприятия 102

5.2.1. Стратегии дифференцированного ценообразования.................... 103

5.2.2. Стратегии конкурентного ценообразования................................. 104

5.2.3. Стратегии ассортиментного ценообразования............................. 105

 

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................. 108

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.................................................................................................111

ПРИЛОЖЕНИЕ 2................................................................................................119

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Цены являются важнейшим инструментом управления экономикой. особенно возросла их роль в современных условиях, когда они стали одним из главных инструментов регулирования рыночной экономики.

Теоретические основы и практические аспекты построения цен являются основой подготовки экономистов, менеджеров и маркетологов рыночной экономики. Это определяет место и роль курса «Ценообразование» в учебных планах и программах высших государственных и негосударственных учебных заведений. Вопросы ценообразования были в центре внимания исследований ученых-экономистов прошлого и настоящего.

Ценообразование является наиболее сложным и важным процессом законодательной и исполнительной деятельности государства, производителей товаров и исполнителей услуг. В ценах перекрещиваются все основные политические, экономические и социальные проблемы развития общества. И не случайно успех перехода к рыночным отношениям большинство специалистов связывают с проведением реформы ценообразования, созданием нового механизма формирования цен и их государственного регулирования. Без гибкого и действенного механизма управления ценами нельзя представить себе развитый рынок.

Вместе с тем, цены как рычаги экономического управления могут эффективно функционировать в условиях рыночной экономики лишь в совокупности с согласованной кредитной, финансовой, таможенной, эмиссионной, внешнеторговой и налоговой политикой, принятой системой оплаты труда и получения доходов, действующим порядком социальной защиты населения и т.д.

Система ценообразования должна стимулировать ускорение научно-технического прогресса, способствовать ресурсосбережению и структурной перестройке экономики. Цены должны учитывать потребности человека, их изменение должно способствовать созданию условий для перспективного повышения благосостояния народа и проведения разумной социальной политики.

Ценообразование в условиях рыночных отношений необходимо рассматривать в увязке с происходящими изменениями в формах собственности, дальнейшим развитием товарно-денежных отношений и формированием собственного внутреннего рынка Республики Беларусь.

В учебном пособии рассмотрены механизм ценообразования и система цен, цели и способы государственного регулирования цен в Республике Беларусь. Показан порядок формирования отпускных цен в промышленности, отпускных цен на товары иностранного производства, розничных цен, торговых надбавок. Особое внимание в учебном пособии уделено вопросам разработки ценовой политики и ценовой стратегии предприятия. В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги.

При рассмотрении практических вопросов ценообразования использованы нормативно-правовые материалы государственных органов ценообразования, в первую очередь Департамента антимонопольной и ценовой политики Министерстве экономики Республики Беларусь, монографии, журнальные статьи, статистическая информация.


Раздел 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.