КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Публично-правовые основы обеспечения надлежащего качества товаров, работ, услуг
Качество товаров, работ, услуг имеет как частноправовое (гражданско-правовое), так и публично-правовое содержание. При этом в праве принято использовать термин «надлежащее качество». В противовес ему может быть ненадлежащее качество товара, работы, услуги, а также существенные или неустранимые недостатки товара. В зависимости от того, какой отраслью права регламентируется проверка надлежащего качества товара, различается ее порядок и субъектный состав. Так, согласно Гражданскому кодексу РФ (основному акту гражданского законодательства), качество товара вправе проверять его покупатель, в том числе потребитель[55], а продавец обязан содействовать такой проверке, в том числе продемонстрировать свойства товара, его работоспособность, техническую документацию, представить результаты выполненной работы. Сложность установления надлежащего качества связана с тем, что результаты не имеют явный, овеществленный характер, нежели чем свойства товара (имущества, вещи, продукции) или результаты выполненных работ. Например, консультационные услуги (юридические, бухгалтерские, экономические, социологические и иные), как правило, не имеют вещественного выражения, поскольку представляют собой сведения, предоставленные клиенту. В частноправовом (гражданско-правовом) регулировании проверка надлежащего качества товара основывается на диспозитивных началах. То есть покупатель вправе проверить качество товара, но не обязан. В связи с этим, он может и не требовать от продавца демонстрации надлежащего качества товара, работы, услуги. Но публично-правовое регулирование обеспечения надлежащего качества товаров, работ, услуг имеет иное содержание. Во-первых, такое регулирование предусматривает участие уполномоченного государственного (муниципального) органа – выдача сертификатов соответствия, проверка товара в специализированных лабораториях. Во-вторых, проверка надлежащего качества товара, работы, услуги является обязательной. Продавец товаров (исполнитель работ или услуг) перед тем, как предлагать их потребителю всегда обязан убедиться в их надлежащем качестве, в том числе в безопасности, а также получить документы об их полном соответствии требованиям законодательства. Законодательство всегда направлено на обеспечение надлежащего качества товаров, работ, услуг, их безопасности для любых лиц. В связи с этим, приняты нормативные правовые акты о техническом регулировании, предусматривающие несколько систем обеспечения надлежащего качества и безопасности, товаров (продукции), работ, услуг: – техническая регламентация; – стандартизация; – сертификация (подтверждение соответствия). Названные системы обеспечения надлежащего качества и безопасности, товаров (продукции), работ, услуг объединены общим понятием «техническое регулирование». Они установлены Федеральным законом «О техническом регулировании» и применяются одновременно. Кроме того, указанный федеральный закон содержит определения основных понятий в данной области: «продукция», «безопасность», «риск», «сертификация», «стандартизация», «техническое регулирование», «технический регламент». Безопасностью продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации признается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Риск – это вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда. Продукцией признается результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Названный федеральный закон содержит определение общего понятия «техническое регулирование» – это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, ее производству, к строительству, монтажу, наладке, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Кроме того, данныйфедеральный закон устанавливает принципы технического регулирования: – применение единых правил установления требований к продукции и процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; – (см. текст в предыдущей редакции) соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития; – независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей; – (см. текст в предыдущей редакции) единой системы и правил аккредитации; – единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; – единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок; – недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; – недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю и надзору, за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации; – (см. текст в предыдущей редакции) недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации; – (см. текст в предыдущей редакции) недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов; – недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов. Техническая регламентация. Это система обеспечения безопасности продукции как на стадии ее разработки (проектирования) и производства, так и при ее применении (использовании) всеми субъектами, в том числе потребителями. Технический регламент – это документ, который принят международным договором Российской Федерации или федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные требования к продукции, ее производству, строительству, монтажу, наладке, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации.
Технические регламенты принимаются в целях: – защиты жизни или здоровья граждан, имущества; – охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; – предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей товаров, в том числе потребителей; – (см. текст в предыдущей редакции)
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. (см. текст в предыдущей редакции)
Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: – безопасность излучений; – биологическую безопасность; – взрывобезопасность; – механическую безопасность; – пожарную безопасность; – безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); – (см. текст в предыдущей редакции) термическую безопасность; – химическую безопасность; – электрическую безопасность; – радиационную безопасность населения; – (см. текст в предыдущей редакции)
электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; – единство измерений; – другие виды безопасности в целях, в соответствии с которыми могут приниматься технические регламенты. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», технические регламенты устанавливают также ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции из отдельных стран. Могут предусматриваться ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность. Важно, что требования технических регламентов не могут служить препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных выше. Таким образом, произвольное принятие технических регламентов, ограничивающее или иным образом препятствующее осуществлению хозяйственной деятельности, не допускается. В развитие Федерального закона «О техническом регулировании» приняты специальные акты законодательства: – Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (устанавливает особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений); – Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» (устанавливает особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности продукции, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, применяемых на территории инновационного центра «Сколково»); – Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»; – Федеральный закон «Технический регламент на масложировую продукцию» и другие нормативные правовые акты. Стандартизация. Это система обеспечения безопасности продукции, направленная на обеспечение соблюдения ее единых характеристик, установленных законодательством. Федеральный закон «О техническом регулировании» предусматривает, что стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандарт – это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает цели, принципы, содержание стандартизации. (см. текст в предыдущей редакции)
Целями стандартизации являются: – повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений; – обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг); – содействие соблюдению требований технических регламентов; – создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации. Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: – добровольного применения документов в области стандартизации; – (см. текст в предыдущей редакции) максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; – применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта [56]; – недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей установления стандартов; – недопустимости установления стандартов, противоречащих техническим регламентам; – обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: – национальные стандарты; – правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; – классификаторы технико-экономической и социальной информации ; – стандарты организаций; – своды правил; – международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов; – надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации[57]; – предварительные национальные стандарты.(см. текст в предыдущей редакции)
Сертификация (подтверждение соответствия). Это форма подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Подтверждение соответствия осуществляется в целях: – удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров; – (см. текст в предыдущей редакции) содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг; – (см. текст в предыдущей редакции) повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; – создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов: – доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам; – недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов; – установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте; – уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя; – недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации; – защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия; – недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией. (см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает, что подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: – принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия); – обязательной сертификации. Публично-правовое регулирование обеспечения надлежащего качества и безопасности товаров, работ, услуг, основываясь на положениях Федерального закона «О техническом регулировании», имеет развитие в нормах федеральных законов «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |