Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Практическая психология. Учебник




Практическая психология. Учебник

З а д а н и я

В о п р о с ы

1. Когда результаты правильные?

2. Когда результаты неправильные?

3. Когда способ решения правильный?

4. Что такое постановка задачи?

4. Что такое метод решения?

5. Когда метод решения правильный?

6. Когда метод решения неправильный?

 

1. Приведите постановку задачи и общий метод решения квадрат­ного уравнения.

2. Приведите калькуляцию для решения квадратных уравнений на компьютере.

3. Докажите правильность общего метода решения квадратного урав­нения.

4. Приведите калькуляцию для решения системы уравнений с двумя неизвестными:

 

а×х + b×у = е

с×х + d×y = f

 

с помощью следующего общего метода:

 

х = Dx/D у = Dy/D

Dx = e×d - b×f Dy = a×f - b×e

D = a×d - b×c

 

http://nkozlov.ru/library/psychology/d4483/

Под редакцией доктора психологических наук, профессора, акад. БПА М.К. Тутушкиной

4-е издание, переработанное, дополненное, Санкт-Петербург
Издательство «Дидактика Плюс», 2001

Учебник рекомендован Министерством образования Российской Федерации в качестве основной литературы в Программе курса «Психология и педагогика»

Рецензенты: Р. М. Грановская, д-р. психол. наук, проф., Н. Н. Обозов, д-р. психол. наук, проф. (Академия психологии предпринимательства и менеджмента).

Изложена концепция практической психологии в связи с гуманизацией высшего образования в современных условиях. Книга состоит из четырех частей. В первой части дается анализ психологии индивидуальности, предлагаются психологические тесты, которые помогут составить психологический портрет индивидуальности.

Во второй части раскрываются особенности групповой деятельности, общения и конфликтных ситуаций.

В третьей части дается анализ профессиональной и предпринимательской деятельности, инженерного творчества, психологии безопасности и рекламы.

В заключительной четвертой части раскрываются проблемы психологии личной и обыденной жизни, психологической помощи. Даются рекомендации и упражнения по выходу из психологических кризисов и выбору жизненных позиций: выигрывающего и проигрывающего.

Книга может быть рекомендована как учебник «по курсу психологии для вузов и для широкого круга читателей и специалистов.

Оказалось более просто спроектировать сверхразумных роботов, чем представить облик человеческой индивидуальности.

Б. Г. Ананьев

В новом столетии внимание людей все больше и больше привлекают науки, связанные с человеком. Ученые предсказывают, что особую роль будет играть психология — наука о внутреннем психическом мире и духовном развитии человека.

Наша сложная жизнь, многообразная жизнь постоянно ставит перед человеком массу проблем как профессиональных, так и личных. Они причудливо переплетаются, и человек ищет выход из создавшихся противоречивых жизненных ситуаций. Как же его найти? Можно методом проб и ошибок, но это самый сложный путь с огромными нервно-психическими затратами. Лучше всего идти путем самоанализа своего поведения и поведения другого человека, предвидения последствий своих поступков и отношений с другими людьми, формирования умений управлять своим поведением, эмоциями и общением. В этом нам может помочь психологическая подготовка. Зачем она нужна человеку?

Мы выделяем три основных компонента в такой подготовке: формирование психологической культуры, психологической компетентности в профессиональной деятельности и умения человека представить себя на рынке труда.

Психологическая культура продолжает линию физической культуры в плане заботы человека о своем психическом здоровье и включает следующие моменты: познание самого себя, другого человека, культуру поведения и общения.

Психологическая компетентность — комплекс знаний и умений по психологии, необходимый для решения задач в различных областях деятельности. Для каждой специальности должен быть подготовлен и освоен свой комплекс психологических знаний. Особенно это касается подготовки современных специалистов по менеджменту, маркетингу, гуманитарным и медицинским наукам.

Умение человека представлять себя очень важно в условиях современного общества, когда молодому специалисту приходится самому искать работу после окончания вуза. И от того, насколько он знает и понимает сильные и слабые стороны своей индивидуальности, свой внутренний потенциал, зависит возможность получения творческой, интересной работы по специальности. А этому молодой человек, студент может научиться на занятиях по практической психологии.

Высшая школа претерпевает в настоящее время серьезные изменения, осуществляется переход к многоступенчатой системе образования, что значительно расширяет возможности выбора пути в сфере профессиональной деятельности. Свободный выбор может быть осуществлен только на основе осознания и понимания молодыми людьми своих индивидуальных возможностей. Большую роль здесь должна сыграть психологическая наука, которая призвана помочь создать благоприятные условия для развития индивидуальности человека, раскрытия его творческого потенциала.

Возникла проблема гуманизации и гуманитаризации высшего образования. С позиции «экономического человека» надо переходить на позиции «человеческого человека», то есть на гуманистическую, психологическую позицию, образование должно способствовать интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию личности.

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) — признание человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Гуманизация труда включает в себя оптимальное использование свойств индивидуальности, совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки с учетом психологических особенностей работающего. Очень важно создать условия, при которых человеку было бы легко и приятно трудиться, но не менее важно, чтобы человек понимал, что он делает, зачем он это делает и видел результаты своего труда, а также мог предвидеть социальные и психологические последствия своего труда.

И начинать коренную перестройку на пути к гуманизации надо с технического образования. Есть разные подходы к пониманию гуманизации в техническом вузе, наиболее перспективной нам кажется точка зрения, которая выделяет фундаментальное понятие гуманизации как поворот образования лицом к человеку. В техническом образовании гуманизация имеет два важнейших направления. Первое — это гуманизация самого технического знания, она должна войти в ткань преподаваемых предметов через повышение общекультурной и психологической подготовки преподавателей технических вузов, второе — это гуманизация образования через раскрытие творческого потенциала индивидуальности преподавателя и студента, поиск и диагностику одаренной молодежи, а также через непрерывную психологическую подготовку во время их обучения в вузе.

В настоящее время ряд проблем, стоящих перед вузом, имеют чисто психологические корни и могут быть решены только с применением новых психологических методов оценки и коррекции особенностей личности студентов. К этим проблемам относятся:

— неадекватная структура мотивов студентов в процессе обучения в вузе;

— низкий уровень осознания студентами своих возможностей, способностей, особенностей личности;

— отсутствие методов, развивающих личность студента в процессе обучения в вузе;

— низкий уровень психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности;

— недостаточный уровень развития навыков взаимодействия с другими людьми;

— недостаточный учет в процессе профессиональной подготовки склонностей, возможностей и типа личности студента.

Наша книга-учебник «Практическая психология» охватывает комплекс проблем, которые входят в основной курс психологии, предлагаемый студентам технического вуза.

Кафедра практической психологии Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета разработала программу психологической подготовки студентов технического вуза и успешно внедрила ее в практику преподавания. Курс состоит из двух частей: первая — «Психология индивидуальности», вторая — «Психология взаимодействия в группе, социально-психологические основы управления организацией». В конце первой части курса студентам предлагается самостоятельная курсовая работа на тему «Мой психологический портрет», который составляется на основе анализа свойств своей индивидуальности, полученных при бланковом и компьютерном тестировании.

Предлагаем читателям составить психологический портрет своей индивидуальности после изучения первой части нашего учебника по «Психологии личности».

Несколько слов о предмете психологии и практической психологии (более подробно об этом написано в 1 части учебника).

Психология, в буквальном значении этого слова — наука о душе, история ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественно-научную, физиологическую основу.

Датой начала научной психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге была открыта Вундтом первая психологическая лаборатория. Путь развития научной психологии был не простым, он отражает многообразие и сложности практики и жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но затем, особенно в связи с развитием производства и техники, все больше и больше выдвигались практические проблемы, которые необходимо было решать психологии (работоспособность, взаимоотношения в группе, мотивация поведения и т. д.).

В середине двадцатого века наблюдается активный процесс дифференциации психологии на многочисленные отрасли — возрастная, медицинская, инженерная, социальная, педагогическая, космическая, спортивная, творчества и т. д.

Психология, развиваясь и как теоретическая наука, все ближе и ближе подходит к практике. И возникает необходимость в интеграции знаний из различных областей психологии для решения жизненно-важных проблем конкретных людей. Это приводит к появлению нового направления в психологической науке — практической психологии.

В чем же суть и особенности практической психологии?

Известные психологи Ю. М. Забродин и В. В. Новиков отмечают, что различие теоретической (научно-исследовательской) и научно-практической психологии состоит прежде всего в предмете и объекте изучения. Научно-практическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором есть все: и личностная структура, и система функциональных и психических состояний со своей динамикой.

Понимание природы реального объекта при работе практического психолога должно опираться не только на определенное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот объект, то есть человек.

Следовательно, в центре внимания практической психологии должен стоять реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.

Задача психологии и психологов помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений.

В этом суть практической психологии, которая понимается нами как интеграция знаний и методов из различных областей психологии с целью решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности.

В соответствии с этим пониманием мы рассматриваем структуру, методы практической психологии и результат, к которому можно прийти, использовав рекомендации практической психологии.

Практическая психология состоит из четырех частей:

1) психология индивидуальности;

2) психология взаимоотношений и взаимодействия в группе;

3) психология профессиональной деятельности;

4) психология личной и обыденной жизни.

Логика такого разделения заключается в том, что в центре стоит человек с его неповторимой индивидуальностью, и он должен знать и понимать себя и другого человека. Но человек редко бывает один, обычно он включен в групповые отношения, которые могут быть очень различными, но вместе с тем, имеются определенные закономерности взаимоотношений и взаимодействия в группе, знание которых помогает человеку рационально строить свое поведение. Две остальных части практической психологии раскрывают возможности и особенности поведения человека в основных сферах его жизнедеятельности: профессиональной, личной и обыденной жизни. В целом, мы подходим к пониманию того, что такое внутренняя гармония у человека, как сам человек может способствовать ее развитию и укреплению психического здоровья.

В практической психологии применяются методы, используемые в научной психологии. Мы предлагаем описание сущности основных методов психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.