КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психические познавательные процессы
Тест 3 Тест 2 Тест 1 Определите какой из представленных фигур соответствует приведенная слева развертка? На развертке всегда приводится внешняя поверхность фигуры. Обратите внимание на серые поверхности. На выполнение задания отводится 30 секунд. Вам предстоит решить 4 логические задачи в течение 80 секунд. Путем рассуждения нужно определить больше или меньше величина в знаменателе, на основании сравнения двух численных отношений в числителе. В этом задании Вам предлагается слева исходная пара слов, которая будет служить эталоном для определения взаимосвязи, отношения. Например: лес/деревья. Деревья находятся, принадлежат, составляют часть леса. Справа — слово (например, библиотека) и 5 других (например, сад, двор, город, театр, книги) слов, из которых одно (книги) находится в том же отношении к библиотеке, как деревья к лесу. Это слово Вы и должны определить. На выполнение задания относится 20 секунд.
Проверьте правильность ответов: В 1 тесте правильный ответ Д (4 балла) Во 2 тесте правильные ответы: А меньше В В больше А В меньше А В больше А (за каждый правильный ответ 1 балл) В 3 тесте правильные ответы: 1) 4; 2) 2; 3) 4; 4) 5. (за каждый правильный ответ 1 балл) Если в сумме получилось 10-12 баллов, основные умственные операции технического интеллекта сформированы. Если 7-9 баллов, то какие-то операции не освоены Вами (посмотрите какие именно). Если результат меньше 6, то, возможно, у Вас формируется другой тип интеллекта, а не технический. Отсюда можно сделать вывод, что для формирования современного творческого специалиста важно всестороннее развитие интеллекта, а не только узкая специализация. Поэтому человек, познакомившись со своим профилем интеллекта, должен стремиться к развитию наиболее слабых сторон, естественно, опираясь на сильные. Несколько рекомендаций по развитию интеллекта: определить свой профиль интеллекта; развивать как вербальный, так и невербальный интеллект; развивать умение выходить за рамки узкопрофессиональных задач, дабы предотвратить профессиональную деформацию и ограниченность; учиться находить решения в сложных, нестандартных ситуациях; искать пути активизации умственных процессов и реализации задуманного в практической деятельности (собственно, это и есть интеллект — познание + действие); знать о существовании эмоциональных барьеров, мешающих перестройке умственной деятельности, и учиться их преодолевать, как бы это не было тяжело. Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный, а также социальный. Профессиональный ориентирован на специализацию в деятельности, на это настраивается вся его структура. Социальный интеллект — умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из ситуации (об этом более подробно в части 2). Психические процессы (рис. 5, 6) — ощущения, восприятие, мышление, память, эмоции, воля и т. д. — поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира. Аристотель говорил, что знания «о душе» являются необходимым условием понимания природы. Понимание же природы — это то, чем человек отличается от животных, тот «орган», который позволил ему выжить в жестких условиях естественного отбора. Еще задолго до Аристотеля, в период архаики, греки создали миф о Прометее. Нам известен революционный образ Прометея — носителя огня. Но не только этим прогневал он своего двоюродного брата Зевса, а и тем, что наделил людей разумом. Боги велели Прометею и его брату Эпиметею, что переводится как «крепкий задним умом», распределить между людьми и животными разнообразные способности и средства к существованию. Прометей где-то задержался, а его глупый брат распределил все между животными: способности высоко летать, быстро бегать, плавать, видеть в темноте, различать малейший шорох или запах. Отдал животным шерсть, перья, когти, зубы и т. д., а людям ничего не оставил. И Прометей, чтобы как-то исправить положение, научил людей читать, считать, делать одежду, строить дома и корабли, приносить богам жертвоприношения, но так, чтобы лучшую часть жертвенного животного оставлять себе. А для того, чтобы люди никогда не останавливались в своей деятельности и познании, он дал им несбыточные надежды и мечты. Так что еще древние понимали, что психика и познание — этонаши высшие способности. Что же представляют собой познавательные процессы? Это — различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему. Ощущения Восприятие Память Представления Внимание Воображение Мышление Ощущение — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированное и неопредмеченное впечатление от окружающего. Возможно и другое определение: ощущение — это отражение свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Он обладает следующими свойствами: локализация, или положение в пространстве и времени; интенсивность, модальность. По модальности сенсорные образы делятся на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. Для нас более известна экстероцепция — это всем знакомые пять видов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Каждое из них имеет свой орган-анализатор, у которого специфичен не только «вход» (глаз, ухо, нос, кожа и язык), но и соответствующее мозговое звено (зрительная кора, слуховая, обонятельный мозг и т. д.). Интероцептивный образ — это то внутреннее, «смутное» чувство, которое мы имеем относительно исходящих от наших внутренних органов сигналов. Нам обычно трудно выразить их словами и точно локализовать. Но роль этих внутренних ощущений велика, особенно в формировании наших потребностей и возникновении эмоций. Тревожность, страх — отрицательные эмоции не только потому, что предвещают что-то плохое, но и потому, что сопровождаются неприятными переживаниями: «сосет под ложечкой», сжимается сердце, бросает то в жар, то в холод, «мурашки» по коже и др. Радость — положительная эмоция, которая сопровождается ощущением невесомости, легкости. Контроль за эмоциями — это во многом контроль за интероцепциями. Проприоцепция, или кинестетические ощущения — неосознаваемые ощущения в мышцах и сухожилиях. Проприоцепция отвечает не только за все наши движения, но и за последующее психическое развитие. Не случайно для новорожденных «тестами на интеллект» являются показатели физического развития. Массаж и упражнения (тактильно-мышечная тренировка) младенцев, лишенных зрения, в некоторых случаях приводят к его восстановлению. «Кожный голод» в раннем детстве, отсутствие прикосновений, ласк приводят к формированию агрессивности ребенка и вносят свой вклад в развитие шизофрении. Движение полезно не просто как физическая активность, а как деятельность, способствующая координации системы «глаз — рука». Именно эта система лежит в основе следующего уровня познания — восприятия. Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Из всех видов ощущений только зрение и осязание позволяют создать такой образ действительности, в котором отражаются целостные характеристики предметов и явлений. Образ восприятия изоморфен, т.е. соответствует реальному объекту. И в этом изоморфизме присутствует не только внешняя метрика объекта — его месторасположение, как это бывает в сенсорном образе, но и внутренняя метрика — его форма и видимое содержание, что и создает целостность. Из всех видов модальностей (зрение, слух, обоняние и др.) зрение стало для человека ведущей. Для животных роль ведущей модальности чаще всего выполняют слух и обоняние. Благодаря звукам или запахам животные представляют, кто к ним приближается. Собаки по запаху определяют даже намерения человека: плохие или хорошие. Ведь наши эмоции сопровождаются выбросом определенных гормонов и, значит, соответствующим запахом кожных выделений. Люди их не чувствуют (за исключением некоторых ситуаций), а собаки различают. Известно, что животные чаще бросаются на тех, кто их боится, но не потому, что любят нападать на слабых, а потому, что страх у человека нередко переходит в агрессию, и животное предпочитает нападать первым. Возможности обоняния и вкуса у человека невелики. Если обычному человеку закрыть глаза и нос и дать попробовать из одинаковых сосудов холодный кофе и красное вино, то он не отличит одно от другого (разница проявится позже), так же как не отличит яблоко от сырой картошки. С обонянием у человека все намного сложнее и проще, так как обонятельный центр в головном мозгу примыкает к подкорковым структурам памяти и эмоций. И иллюзия «дежа вю»* — того, что с нами это уже было, очень часто возникает на специфичные для каждого из нас запахи. _____________________ * От франц. deja vu — уже было.
В зрительном образе отражено все: форма предмета, качество его поверхности, запах, вкус и даже звучание — т. е. все качества реальности. Другой возможностью адекватного и целостного отражения мира является осязание. Слепоглухонемые познают мир с помощью осязания. И в этом им помогает не только азбука Брейля, ведь для того, чтобы читать, нужно представлять, что означает каждое слово. При этом восприятие не сводимо к простой сумме разнообразных элементарных ощущений — целое всегда больше составляющих его частей. Прошлый опыт, эмоции, личностные особенности вносят свой вклад в восприятие. Форма в восприятии относительно независима от содержания. Одну и ту же мелодию можно сыграть на разных музыкальных инструментах, пропеть в разных регистрах, т. е. звуки будут различными, высота и тембр будут меняться, но если отношение между звуками сохраняется, и мелодия инвариантна оригиналу, то мы всегда сможем ее узнать. Представление о целостности структуры образа восприятия (перцептивного образа) разработано гештальт-психологией. Какими же свойствами обладают эти перцептивные гештальты: 1. Восприятие всегда относится к конкретному предмету и конкретному моменту времени. И первое свойство восприятия — константность, которая выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия. Например: а. Если воспринимаемый предмет удалить на некоторое расстояние, то его отображение на сетчатке уменьшится, а образ сохранит прежнюю величину, и сидящие в аудитории на последних рядах не будут казаться меньше по росту тех студентов, которые сидят на первых. Мы только можем сделать вывод, что они меньше интересуются психологией. б. Форма отображения предмета на сетчатке будет меняться при каждом изменении угла зрения, но восприниматься она будет как постоянная: тарелка соседа такая же круглая, как и ваша. в. Цвет предмета сохраняет свой тон при различном внешнем освещении: снег кажется нам белым и в солнечный день, и в безлунную ночь. Роль константности образа восприятия очень велика, иначе при каждом нашем движении или изменении ощущений менялись бы и свойства предметов. В основе же возникновения константности лежит двигательный опыт. Если бы человек сам не передвигался, не ощупывал формы при разных углах зрения, то представление о постоянстве мира у него не сформировалось бы. У Чарушина есть рассказ про щенка, который, увидев вдалеке корову, показавшуюся ростом с котенка, бросился на нее с лаем. По мере приближения корова становилась больше, а лай тише. Константность возможна только тогда, когда мы воспринимаем всю совокупность условий. И условия наблюдения становятся частью воспринимаемой ситуации. Но существуют такие изображения, когда, как нам кажется, константность нарушена. Это — зрительные иллюзии. Но эти иллюзии имеют место на изображениях, а не в реальных условиях восприятия, и именно ограниченность условий наблюдения делает возможным иллюзии изображения. Например, в иллюзии «железнодорожных путей» предмет, нарисованный у сходящихся линий, кажется существенно больше того, который нарисован у далеко отставленных линий, в силу того, что в реальной жизни существует перспектива. 2. Другое свойство восприятия — его предметность. Все воспринимается как предмет на фоне. Фон всегда неопределенный и неограниченный, предмет же имеет контур. В зависимости от наших задач предмет и фон могут меняться местами. В реальной жизни человек всегда знает, что для него фон, а что предмет, однако, на изображениях существуют обратимые фигуры, когда предмет и фон меняются местами, например, известное изображение вазы или двух профилей. 3. Целостность восприятия, под которой понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Эта взаимосвязь имеет двойное выражение: во-первых, целое не зависит от качества составляющих его частей (как в примере с мелодией), во-вторых, разные элементы, если они находятся в определенных отношениях, могут формировать целое. Это происходит в случае рядоположенности элементов, их подобия, включенности в замкнутую структуру, образования «хорошей формы». 4. Обобщенность — еще одно свойство восприятия. Оно заключается в том, что образ восприятия всегда должен быть отнесен к определенному классу предметов, имеющих название. Например, основные цвета спектра — это целый класс цветов, которые носят обобщенные названия (красный, зеленый и т. д.), конкретные цвета всегда оттеночные (алый, изумрудный). Все, о чем выше говорилось, относится к идеальному случаю восприятия, или, как говорят психологи, к восприятию в адекватных условиях. Реально же мы всегда наблюдаем в затруднённых условиях. Дефицит времени, большое расстояние, неудобный угол зрения, недостаточная освещенность — все это приводит к определенным искажениям видимого мира. Кто-то сказал, что произведения архитектуры мы смотрим ногами. Действительно, даже памятники архитектуры экскурсанты никогда не рассматривают в «упор». Обычно обходят, слушая комментарии, или разглядывают отдельные детали. Да и возможности для целостного рассмотрения ограничены, так как памятники расположены среди других строений. Улица — это своего рода коридор, стены которого мы замечаем только боковым зрением, т.е. под измененным углом. Поэтому движения и глаз, и всего тела достраивают, а иногда и изменяют зрительный образ. Многие культовые сооружения имеют монументальный характер, что предполагает фронтальное рассмотрение. В свою очередь, большие размеры требуют длительного движения либо вдоль здания, либо по направлению к нему, неизбежны повороты под прямыми углами. Такое долгое однообразное движение вызывает сначала утомление, а потом и агрессию, отторжение. В качестве примеров можно привести последние православные храмы в России — Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске и Казанский собор Новодевичьего монастыря в Петербурге. Архитектура Третьего Рейха и так называемый «сталинский стиль» — другой пример тоталитарного монументализма. Демократическая архитектура (вовсе не в политическом смысле слова) по-иному учитывает психический мир человека. Основная ее задача — создать чувство приобщенности и защищенности, поэтому активно используются круглые площади, внутренние дворики, огороженные пространства. Строящееся здание Публичной библиотеки в нашем городе в большой степени учитывает организацию нашего бессознательного. Круглое основание позволяет избежать утомительного прямолинейного движения вдоль стен, а внутренний двор, ориентированный на посетителей, создает чувство интимности и приобщенности. Таким образом, восприятие, являясь процессом отражения реальной действительности, зависит также от нашей активности, содержания бессознательных установок психики и результатов знаково-символической деятельности человека.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |