КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предысторияпсиходиагностики
Введение
Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способно- сти к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большем количестве лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответ- ственно своим природным задаткам.
Жизнь — это серии тестов. Платон
Авторнеизвестен
Многолетняя традиция написания учебников и учебных пособий обязывает автора начинать с разъяснения предме- та той науки, основные достижения и проблемы которой он желает раскрыть читателю. Это вполне оправдано для тех областей науки, в которых в той или иной степени разрабо- тан понятийно-категориальный аппарат, сложились отно- сительно устойчивые представления о предмете и методе. В мировой психодиагностике, а уж тем более в отечествен- ной, по день нынешний происходит то, что можно уподо- бить процессу кристаллизации, несмотря на общепризнан- ность самостоятельности, независимости этого направле- ния исследований. Исходя из сказанного, а также будучи уверенным в том, что этот учебник по психодиагностике отнюдь не первая книга по психологии, оказавшаяся в ру- ках читателя, постараемся подойти к пониманию предмета (и метода) этой науки через ее историю.
Ни одна наука не возникает внезапно, на пустом месте. Еще задолго до ее появления образуется совокупность идей, представлений и суждений, основанных на вековом челове- ческом опыте познания себя самого и окружающего мира. Концентрация тех знаний, которые позднее вобрала в себя психодиагностика, происходила во многих сферах челове- ческой жизнедеятельности. Глава 1. История психодиагностики. Введение
Предпосылки психодиагностики как науки заложены в объективно существу- ющих между людьми индивидуальных различиях, выделять и учитывать которые необходимо было даже нашим далеким предкам. Ведь для проведения, скажем, успешной охоты на крупного зверя требовалось известное распределение обязан- ностей между ее участниками исходя из их физических (и не только!) возмож- ностей. В Библии отражены способы диагностики по особенностям поведения. В Кни- ге Судей Бог советует полководцу Гедеону (Кн. Судей, 7:5-7), как нужно отби- рать воинов для битвы:
7.5 Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить. 7.6 И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной на- род наклонялся на колени свои пить воду. 7.7 Й сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас...
С давних времен люди пытаются создать упорядоченную систему для описа- ния множества индивидуальных проявлений. Из античной эпохи до нас дошла работа Теофраста «Характеры» (372-287 гг. до н. э.), в которой описываются «ти- пы», т. е. присущие некоторому множеству людей формы проявления личностных особенностей. Образно и лаконично представлены типы «скупого», «лгуна», «хва- стуна» и др. Такие типологии выполняли диагностическую функцию, позволяя относить того или иного человека, в зависимости от его характерных черт, к опре- деленному типу и в конечном счете прогнозировать его поведение. Различные типологии, разрабатывающиеся с древних времен, несомненно, сыграли свою роль в появлении научной психодиагностики, путь развития кото- рой: от типов темперамента Гиппократа — к Галену, который наделяет их нрав- ственными характеристиками; затем — к Канту, стремившемуся отделить свой- ства темперамента от других психических особенностей; и наконец — к таким со- временным типологиям, которые разрабатывались Павловым, Кречмером, Шелдоном и другими исследователями. История древних цивилизаций представляет нам немало свидетельств исполь- зования разнообразных, порой весьма изощренных, способов обнаружения инди- видуальных различий. Так, в Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры уделялось значительное внимание вопросам отбора чиновников. Созданная в то время сис- тема отбора охватывала разные «способности» — от умения писать и считать до особенностей поведения в быту. Эти «тесты» совершенствовались на протяжении нескольких столетий. Хорошо известно, что разного рода испытания широко практиковались в Древ- ней Греции, Спарте, рабовладельческом Риме. В 413 г. до н. э. примерно 7000 уце- левших солдат Афинской армии, потерпевшей поражение на Сицилии, были бро- шены в каменные карьеры возле Сиракуз: для многих из них жизнь и освобожде- ние из плена зависели от их способности повторить стихи Еврипида. Приведем еще один пример, относящийся к Древней Греции. Выдающийся философ и математик того времени Пифагор в основанную им школу допускал лишь тех, кто прошел через череду сложных испытаний. Он придавал особое зна- 10 Глава 1. История психодиагностики. Введение
чение смеху и походке, полагая, что они отражают характер человека. Желающий учиться у Пифагора попадал (разумеется, не случайно) в разные экстремальные ситуации. Он должен был продемонстрировать присутствие духа, достоинство и ночью в страшной пещере, и выставленный на всеобщее осмеяние. Таким образом, стремление к обнаружению и учету индивидуальных различий в истории человечества прослеживается с незапамятных времен. Конечно, не все индивидуальные различия (например, физические, физиологические) изучают- ся психологической наукой. Предметом ее интереса являются в первую очередь индивидуально-психологические различия. Разумеется, будет явным преувели- чением сказать, что в столь отдаленные от нас времена индивидуально-психоло- гические качества служили основой отбора людей для той или иной деятельно- сти. Однако, как ни парадоксально это звучит, именно тогда реализовался цело- стный подход, к которому мы стремимся и которого не можем достичь сегодня, глубоко «увязнув», например, в анализе взаимодействия физиологического и пси- хологического. Вместе с тем нельзя забывать о том, что эта целостность была след- ствием несовершенства знания о человеке. Индивидуально-психологические различия были как бы равны всем прочим различиям и, взятые вместе, выступали основой для определения, скажем, при- годности к государственной деятельности или обучению. Кстати, как увидим да- лее, известная рядоположенность разного уровня проявлений индивидуальности реализовалась и в первых тестах, предложенных основателями научной психоди- агностики Ф. Гальтоном и Дж. Кеттеллом (о них см. ниже).
Надо «...отдавать предпочтение самым надежным, мужественным и по возможности самым благообразным; но, кроме того, надо отыскивать не только людей благородных и строгого нрава, но и обладающих также свойствами, подходящими для такого воспи- тания <...>.У них, друг мой, должна быть острая восприимчивость к наукам и быстрая сообразительность. Надо искать человека с хорошей памятью, несокрушимо твердого и во всех отношениях трудолюбивого».1
Так отвечает Сократ на вопрос о том, каких правителей нужно выбирать для того, чтобы государство было могущественным и процветающим. Вероятно, первым человеком, разработавшим нечто близкое тесту для измере- ния ума, был испанский ученый Хуан Хуарт (1530-1589). Его книга, Ехатеп de Ingenios, изданная в 1575 г., посвящена выявлению дарований у детей. Впослед- ствии эта книга переиздавалась 27 раз на разных европейских языках и латыни. Главными измерениями, индивидуальными различиями, которыми интересовал- ся Хуарт, были понимание, память и воображение. Ближе к нашему времени, в конце XIX — начале XX в. широкую известность приобретают такие «науки», как френология, физиогномика, графология. Заслу- живают они упоминания здесь потому, что объединяет их поиск средств диагно- стики индивидуальных особенностей личности. В качестве примера достаточно сослаться на френологические изыскания, инициатором которых был австрий- ский анатом Ф. Галль.
Платон. Соч.: В 3 т. - М.: Мысль, 1971. - Т. 3. - С. 347. Глава 1. История психодиагностики. Введение 11
Родилась в 1908 г. в Нью-Йорке. В1924 г. поступила в Барнард-кол- ледж, гдечерезчетырегодаполучиластепеньбакалавра.С1928г. — доктор философии (Колумбийский университет). Работала в Бар- нард-колледже, затем — в Нью-Йорке. Профессор психологии Выс- шей школы искусств и наук Фордхэмского университета. Президент Американской психологической ассоциации (1971). Для нескольких поколений психологов имя Анастази — своего рода синоним пси- хологического тестирования. Ее книги знают все студенты, изуча- ющие психодиагностику. Неоднократно переизданное «Психологи- ческое тестирование» переведено на многие языки мира, в том чис- ле на русский.
С точки зрения френологии развитие разных участков мозга влияет на форму черепа, соответственно изучение его поверхности — путь познания индивидуаль- ных особенностей. На черепе были обнаружены «шишки», величина которых счи- талась связанной с развитием ума, характерологическими свойствами. Нечто по- добное, но на иной «теоретической» основе и другими «методами», существовало в физиогномике и графологии. Эти исследования, воплощая давнюю мечту чело- века о средствах диагностики индивидуальных особенностей, достаточно быстро утратили свой «научный» статус, но оставили после себя ряд идей, которые были реализованы позднее, а также стимулировали поиск в других направлениях. По свидетельству Анны Анастази (1982), первые исследования умственной отсталости, также начавшиеся в XIX в., отделение таковой от психических забо- леваний, сыграли свою роль в становлении психологического тестирования. В связи с этим невозможно не вспомнить исследования французских врачей Жана Эскироля (1772-1840) и Эдуарда Сегена (1812-1880). Заинтересованный в дифференциации умственной отсталости от психического заболевания, Эски- роль одним из первых вводит критерии их четкого разграничения, а также пред- лагает классификацию уровней умственной отсталости. Первоначально он попы- тался использовать физические критерии, в частности размер и строение черепа, но эти попытки не имели успеха. Позднее Эскироль сумел правильно установить тот факт, что особенности речевого развития индивидуума могли бы быть психо- логическими критериями для дифференциации уровней умственной отсталости (что и было использовано спустя полвека при разработке шкалы Бине—Симона). Эскироль никогда не пытался работать с больными детьми, он считал обучение лиц с умственной отсталостью пустой тратой времени. Эдуард Сеген, изучив работы Эскироля, а также опираясь на уже имевшийся к тому времени опыт обучения умственно отсталых детей, приходит к противопо- ложному выводу. Он полагает, что умственно отсталые индивидуумы могут до- стичь определенных результатов в своем развитии, и основывает в Париже для их обучения школу (ставшую в скором времени знаменитой). Психологи и педагоги со всего мира съезжались в эту школу, чтобы отдать дань восхищения результата- ми, достигнутыми детьми, которых учили под руководством Сегена. Для нас наи- более интересно то, что среди учебных приемов, которыми он пользовался, была так называемая доска Сегена, которая требовала от учащегося вставить с макси- 12 Глава 1. История психодиагностики. Введение
мальной быстротой различные фигуры произвольной формы в соответствующие им по форме прорези на доске. Эта и другие методики, предложенные Сегеном, впоследствии разрабатывались как невербальные тесты интеллекта, а некоторы- ми из них продолжают пользоваться и в настоящее время. Как хорошо видно, жизнь все более настойчиво требовала создания объектив- ных инструментов для определения умственной отсталости. В таких инструмен- тах нуждалась и система образования в связи с проблемой отбора детей, которые не могли учиться в общеобразовательных школах. Тогда и были предприняты попытки создания наборов сенсомоторных тестов, результаты которых отлича- лись бы на различных уровнях развития умственных способностей. Вполне понятно, что для измерения индивидуальных различий необходимо располагать соответствующими математико-статистическими процедурами. Ос- новы психологической статистики закладывались в трудах бельгийского матема- тика Ламберта Кьютела. Он первым начал использовать статистические процеду- ры применительно к разного рода общественным явлениям, таким, например, как рождения людей, суициды, браки и т. п. Эта новая область была названа ее авто- ром моральной статистикой. Правда, Кьютел в изданной им в 1835 г. книге Sur L'Homme с известным скептицизмом писал о возможности приложения статисти- ческого аппарата к психологическим переменным.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |