Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъективный»и «проективный»




Суммировать сказанное мы можем в виде иерархической лестницы системы средств познания в психологии (рис. 2.1).

Как видно из рисунка, на вершине находятся принципы психологического исследования. Ниже располагаются исследовательские методы: неэксперимен- тальный (описательный), экспериментальный и психодиагностический. На еще более низком уровне размещаются соответствующие каждому из названных ме- тодов подходы. В нижней части рисунка располагаются конкретные методики, образуемые в рамках тех или иных подходов. На диагностических подходах необ- ходимо остановиться подробнее.

 

 

 
В той или иной степени эти требования распространяются на любой исследовательский метод, од-

нако свою наиболее последовательную и полную реализацию получают в психодиагностическом методе.

 
Подробнее об этом см. гл. 3.


110 Глава 2. Психодиагностика как наука

 

 

Рис. 2.1. Иерархическая лестница средств познания в психологии

 

Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результатив- ности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.

 

Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.

 

Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей вза- имодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.

 

Для читателей, которые привыкли противопоставлять объективное и субъек- тивное, сразу укажем на то, что в данном контексте субъективность не означает ложности, а объективность — истинности. Дальнейшее рассмотрение тех тестов или методик, которые соотносятся с обозначенными подходами, легко позволяет убедиться в справедливости этого положения.

Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуаль- ности образует в основном два типа методик, разделение которых стало традици- онным. Это методики для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта. Первые направлены на «измерение» неинтеллектуальных


2.4. Психодиагностический метод и диагностические подходы 111

 

 

особенностей личности, вторые — на установление уровня ее интеллектуального развития.

Разумеется, такое «обособление» сферы личностных (характерологических) проявлений и сферы интеллекта имеет ограниченный, но тем не менее важный для психодиагностики смысл. С. Л. Рубинштейн в свое время очень точно указал на то, что психические свойства человека образуют две основные группы: характе- рологические свойства и способности. Первая группа свойств связана с побуди- тельной (мотивационной) регуляцией поведения, а вторая обеспечивает органи- зацию и исполнение. Сохранение за личностными проявлениями, с одной сторо- ны, и интеллектом — с другой, относительной самостоятельности позволяет более глубоко проникнуть в сущность этих психических образований. Наконец, извест- но, что акцентирование их функционального своеобразия способствовало разра- ботке диагностических методик, практическая ценность которых неоспорима.

Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочислен- ными тестами интеллекта (тесты общих способностей). Личностные методики, выделяемые в границах объективного подхода, можно условно подразделить на

«тесты действия» («целевые личностные тесты») и «ситуационные тесты». Наи- более распространенные целевые личностные тесты — это разнообразные перцеп- тивные тесты, например обнаружения замаскированных фигур. В ситуационных тестах испытуемый помещается в ситуацию, подобную/схожую с той, какая мо- жет возникнуть в жизни. Наконец, в объективном подходе образуются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей, предназначен- ные для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомотор- ных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности, и тесты достижений1, которые выявляют степень владе- ния определенными знаниями, умениями, навыками.

Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти рас- пространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросникисостоянияинастроения, а также опросники мнений и опросники-анкеты. Три последние группы опросни- ков предназначены для получения об обследуемом информации, не имеющей, как правило, непосредственного отношения к тем или иным его личностным особен- ностям, правда, опросники мнений, которые обычны в социологических, социаль- но-психологических исследованиях и конструируются под многообразные конк- ретные задачи, могут в известной мере отражать и личностные особенности рес- пондентов.

Для методик, созданных в рамках проективного подхода, предлагались различ- ные классификации (подробнее см. гл. 6). Наиболее простым и достаточно удоб- ным является их деление на: моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические (С. Розенцвейг, 1964).

Описанные выше диагностические подходы выполняют не только классифи- кационную функцию. Эти подходы представлены как бы в виде шкалы «податли- вости к измеримости» тех индивидуально-психологических особенностей, на рас-

 

 

 
Как уже отмечалось, строго говоря, эти тесты нельзя назвать собственно психологическими, однако

история их появления и развития тесно связана с психодиагностикой.


112 Глава 2. Психодиагностика как наука

 

 

Рис. 2.2. Система «Психодиагностический метод—подход—методика (группы методик)»

 

 

крытие которых они направлены (последовательно ограничиваются возможности приложения основных психометрических требований, предъявляемых к образо-. ванным этими подходами методикам), шкалы, соответствующей в то же время степени структурированности используемого стимульного материала. Сказанное наиболее очевидно при сравнении, например, тестов интеллекта и проективных методик. Для психометрической оценки валидности и надежности последних и сегодня отсутствует адекватный математико-статистический аппарат.

Обсуждаемая нами система «метод—подход—методика» применительно к ди- агностическому методу, представлена на рис. 2.2.

Внутри каждого из подходов могут быть выделены группы однородных, близ- ких друг к другу методик. Конечно, предложенная классификация не единствен- но возможная и, как любая другая, имеет определенные недостатки. Понятно, что некоторые конкретные психодиагностические методики трудно отнести к одно- му из трех выделенных подходов, они будут занимать как бы промежуточное по- ложение. Между различными диагностическими подходами нет и не может быть

«непроходимых» границ. Цель нашей классификации не пополнение списка уже существующих, а желание найти простую и логически обоснованную схему изло- жения тех проблем психологической диагностики, которые представляются нам наиболее важными, актуальными на данном этапе развития психологического знания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.