Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллект и социокультурная среда




 

Исследования, обращенные к изучению влияния социокультурных факторов, по- казывают их определяющее значение в формировании интеллекта. Коэффициент интеллекта не предопределен от рождения и существенно изменяется в зависимо- сти от социальных, культурных условий. Для обозначения переменных, которые, будучи взяты вместе, играют роль сравнительно устойчивого ситуативного факто- ра, в зарубежных исследованиях было введено понятие социально-экономическо- го статуса. К основным переменным, входящим в социально-экономический ста- тус индивида, относятся следующие основные: образование, род занятий (про- фессиональный статус) и уровеньдохода. Разумеется, представляетзначительный интерес влияние этих переменных (как, впрочем, и обобщенного показателя социо- экономического статуса) на интеллект, чему посвящено немало исследований.

 
Существенна зависимость интеллекта от образования. Достаточно

одно из наиболее представительных исследований, которым было охвачено 2300

 

 

120 -

 

 

1 — группа с 8-летним образованием;

2 — группа учащихся;

3 — группа со средним образованием;

4 — группа с неполным высшим образованием;

5 — группа с высшим образованием

 

 
9. Образование и уровень интеллектуального развития


216 Глава 4. Измерение интеллекта

 

человек, дифференцированных по уровню образования на пять групп (Л. Н. Бо- рисова, 1974). Как и следовало ожидать, разрыв в уровне интеллекта между груп- пами увеличивался по мере повышения уровня образования. При этом особенно заметные изменения происходят в развитии вербального (словесного) интеллек- та, наиболее чувствительного к обучению (рис. 4.9).

IQ связан не только с образованием, но и зависит от условий, в которых проис- ходит его получение. Сравнение результатов обследования учащихся, которые обучались в школах, отличавшихся по уровню преподавания и развития матери- ально-технической базы, показало значительное влияние этих факторов на интел- лектуальные достижения.

В свою очередь уровень образования отца и матери, как отмечают многие ис- следователи, — один из наиболее прогностичных показателей для развития интел- лекта ребенка. Так, в уже упоминавшемся исследовании Н. С. Кантонистовой (1980), изучавшей близнецов и одиночно рожденных детей, было показано (при- мерно такие же результаты получены в многочисленных зарубежных работах), что коэффициент интеллекта детей уменьшается в соответствии со снижением обра- зовательного уровня родителей (табл. 4.10).

 

Таблица 4.10

 
Образование родителей и уровень интеллектуального развития детей

 

 

Примечание. IQV — коэффициент интеллекта вербального, IQp — коэффициент интел- лекта практического, IQp — общий коэффициент интеллекта.

 

Отметим, что уровень образования родителей положительно коррелирует с показателями по шкалам, предназначенным для измерения родительской заботы о детях. Высокообразованные родители наиболее благотворно влияют на семей- ную среду. При этом отцы стремились к развитию у своих сыновей независимо- сти и индивидуального своеобразия, а матери поощряли эти качества в дочерях. По данным Брэдли с коллегами (Bradley et al., 1989), именно благоприятная се- мейная среда в первые три года жизни обладает большим прогностическим зна- чением, нежели другие составляющие социоэкономического статуса. Даже пока- затель дохода семьи уступает по своей значимости для когнитивного развития таким особенностям семейной среды, как отзывчивость родителей и возможность пользоваться разнообразными игрушками.

Образование опосредует связь между интеллектом и другой весьма значимой составляющей социоэкономического статуса — профессией, ибо вполне понятно, что определенные виды деятельности, как раз именно те, которые имеют высокий социальный престиж, доступны только в случае обладания соответствующим обра-


4.9. Интеллект и социокультурная среда 21 7

 

зованием. Одним из наиболее представительных исследований, раскрывающих связь между профессией человека и уровнем его интеллекта (хотя, очевидно, и не совсем верно отражающим современную ситуацию), можно назвать проведенное Т. Харрел- лом и М. Харреллом (Harrell, Harrell, 1945) обследование 18782 рекрутов, призван- ных на военную службу в воздушные силы армии США. Приведем лишь некоторые данные из списка, насчитывающего 74 профессии (см. табл. 4.11). Показатель ин- теллекта определялся с помощью «Армейского общего классификационного теста».

 

Таблица4.11




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.