Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровневая модель функционирования эмоций




А

Рис. 31. Концерт группы «Битлз»

в Манчестере, ноябрь 1963 г. (из архива Press Association, UK)

5.1.6. Когнитивные теории эмоций

С. Шахтер и Дж. Сингер (S. Schachter, J. Singer) в 1962 г. выдвинули когнитивную теорию эмоций, являющуюся по сути «компромиссом» между периферической теорией Джеймса — Ланге и та-Яамической теорией Кэннона — Барда. С. Шахтер и Дж. Сингер предположили, что эмоции есть следствие познавательной интерпретации многозначной физиологической активации. Важное отличие этой теории от теории Джеймса — Ланге заключается в том, что связь «физиологическое изменение — осознание эмоции» носит Вариативный характер. Опознание эмоции зависит от контекста ситуации, в которой произошло то или иное телесное изменение. Например, слипание глаз переживается нами как скука, если мы в Данный момент слушаем неинтересную лекцию, или как реакция на экстремальное напряжение, если мы только что нашли решение °Чень сложной проблемы.

Данная модель получила название «двухфакторной», так как Предполагала необходимость и физиологических изменений, и осоз-

Глава 5. Регуляторные процессы психики. Эмоции

и воля

5.1. Общая характеристика эмоций

нанной интерпретации как двух взаимодействующих факторов g развитии эмоционального состояния. В критическом эксперименте Шахтера и Сингера испытуемым была сделана инъекция гормона адреналина, вызывающая активацию симпатической вегетативной нервной системы. Одной половине испытуемых сообщили о том, какие симптомы вызывает инъекция, в то время как другой половине сказали, что им введен физиологический раствор. Затем каждый из испытуемых по очереди попадал в помещение, где находился актер, изображавший либо гнев (он читал некое письмо и будто бы в припадке бешенства рвал его на мелкие кусочки), либо эйфорию (он читал письмо и начинал прыгать от радости). Испытуемые были отделены от актера прозрачной перегородкой и поэтому не могли вступить с ним в контакт. Все испытуемые испытывали аналогичные физиологические изменения в организме (учащенное сердцебиение, потоотделение и т.д.), однако те, кто был предупрежден о действии адреналина, не испытывали сколько-нибудь отчетливых эмоций. Другие же испытуемые, напротив, переживали достаточно выраженные эмоциональные состояния, заражаясь от актера соответственно гневом или радостью. Тот факт, что одно и то же физиологическое состояние мы можем переживать как различные эмоции в зависимости от когнитивных факторов, подтвердился во многих исследованиях. В работе, посвященной восприятию алкогольного опьянения у подростков, две группы испытуемых получали идентичные дозы алкоголя. Те, кто знал, что за «лекарство» они приняли, демонстрировали типичное «пьяное» поведение, находились в подчеркнуто приподнятом настроении, а те, кто употребил алкоголь под видом неизвестного медикамента, отчитывались о разного рода недомоганиях.

В классических исследованиях Р. Лазаруса и его коллег (Lazarus, Mordkoff&Davison, Speisman), проведенных в 1964 г., специально проверялось влияние интерпретации событий на силу возникающих переживаний. Четырем группам испытуемых демонстрировался один и тот же фильм с жестоким ритуалом, принятом в отсталых племенах, но титры в каждой группе были разными. При этом фиксировалась динамика сопротивления кожи (КГР), являющаяся объективным показателем силы эмоции. Первой группе давалась информация о том, что данная процедура очень болезненна и травматична, второй — фильм демонстрировали без всяких пояснений, третьей группе сообщалось, что этот ритуал не вызывает боли и абсолютно необходим для превращения юноши в настоящего мужчину, четвертой — ничего не говорилось о чувствах, а просто подчеркивался факт существования своих обычаев в других куль-

 

турах. Соответственно, сила эмоций участников эксперимента уменьшалась от первой «травматической» группы к четвертой, названной авторами «интеллектуальной», что, безусловно, доказывает решающую роль нашего понимания происходящего как условия возникновения определенных эмоциональных процессов. Многие современные психотерапевтические практики используют приемы Лереинтерпретации травмирующих жизненных событий для преодоления негативных эмоциональных состояний человека.

Когнитивные теории эмоций позволяют вырваться из порочного круга вопроса «Что первично — курица или яйцо?». В данном случае вопрос звучит так: что было вначале — телесное изменение (периферические теории) или субъективное переживание (центральные теории)? Для когнитивных теорий важна именно взаимосвязь познавательных и физиологических процессов, при этом они допускают, что как когнитивная интерпретация может базироваться на уже состоявшемся физиологическом изменении, так и физиологическое изменение может быть результатом психологического переживания (например, эмоциональной памяти, воображения, подражания).

В 1990-х гг. появились уровневые теории эмоций, например работы М. Джонсон, К. Малтхауиа, М. Пауэра и Т. Далглейша (M.Johnson, К. Multhaup, 1992, М. Power, T. Dalgleish, 1997), которые по-своему преломили проблематику эмоций через популярные в последнее время модели уровней переработки информации (см. подробно гл. 8).

Модели уровней переработки информации предполагают, что Психика человека обрабатывает информацию, «проводя» ее через ряд последовательных стадий, каждая из которых обладает своими специфическими характеристиками. Постулируется, что эмоцио-, Нальная реакция развивается только при переработке информации На высшем уровне самоотнесения, который отражает смысл того или Иного явления для субъекта. Различают:

• сенсорный (аналоговый) уровень переработки (простейшие сенсорные компоненты стимуляции, например ответ на вопрос «Шрифтом какого цвета набрано это слово?»);

• перцептивный (ассоциативный) уровень переработки (более сложный уровень, связанный с целостными свойствами объектов, например ответ на вопрос «Рифмуется ли это слово со словом "мрак"?»);

7 я-хзо

 

Глава 5. Регуляторные процессы психики. Эмоц

ии и воля

• семантический (уровень объективных закрепленных в языке значений, например ответ на вопрос «Обозначает ли это слово болезнь?»);

• смысловой (уровень самоотнесенной информации, например ответ на вопрос «Умер ли кто-либо из ваших близких родственников от этой болезни?»).

Сенсорный уровень можно условно поставить в соответствие процессам ощущения, перцептивный — восприятия, семантический — мышления, уровень самоотнесения — связи со смысловыми структурами личности. Конкретный уровень, на котором будет переработана информация, определяется в большей мере не особенностями стимула, а Целями человека. Поэтому один и тот же стимул будет обладать эмоциональным значением на одном уровне переработки и окажется эмоционально нейтральным на другом. Например, человек может спокойно читать медицинские журналы и рассуждать о различных болезнях, но стоит ему наткнуться в тексте на название болезни, от которой умер его близкий родственник, как возникает сильная негативная эмоция — страх (табл. 11).

5.1. Общая характеристика эмоций




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.