КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для повторения. 1. На какие моральные принципы общения между людьми указывали мыслители древности и Нового времени?
1. На какие моральные принципы общения между людьми указывали мыслители древности и Нового времени? 2. В чем заключались основные социально-психологические идеи Г. Тарда, Л. Уорда, Ф.Г. Гиддингса и В. Парето? 3. Раскройте содержание "психология народов", как ее понимали Г. Штейнталь, М. Лацарус и В. Вундт. 4. Как понимали "психологию масс" С. Сигеле, Г. Лебон, Н, Михайловский? 5. Дайте характеристику учения У. Мак-Даугалла об инстинктах социального поведения. 6. Раскройте вклад в развитие социальной психологии Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареева. 7. В чем заключается сущность марксистских взглядов на социальную психологию? 8. Назовите основные положения "коллективной рефлексологии" В.М. Бехтерева. 9. Охарактеризуйте учение А.А. Ухтомского о доминанте и учение Д.Н. Узнадзе об установках. 10. Расскажите о вкладе в развитие психологии С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского? 11. В чем заключается сущность такого направления в психологию, как, бихевиоризм? 12. В чем сущность гештальтпсихологии и "теории поля"? 13. Назовите известные вам положения психоанализа 3. Фрейда и его последователей. 14. Охарактеризуйте основные концепции интеракционизма. Литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Наука, 1994. 2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. — М.: МГУ, 1978. 3. Бердяев Н. Субъективизм и индивидуализм в общественной психологии. СПб., 1901. 4. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. —Пг., 1921. 5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982. 6. Браун К.Х. Критика фрейдо-марксизма: Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1981. 7. Вундт В. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни. - СПб., 1887. 8. Вундт В. Индивидуум и общество. — СПб., 1896. 9. Вундт В. Проблемы психологии народов. — М., 1912. 10. Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. — Киев, Харьков, 1898. 11. Грановская P.M. Элементы практической психологии. — Л.: ЛГУ, 1984. 12. Де-Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. — М., 1909. 13. Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. — СПб., 1907. 14. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. — М.: Высшая школа, 1972. 15. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1896. 16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. 17. Мак-Даугалл У. Основные проблемы социальной психологии. — М., 1916. 18. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: ЛГУ, 1960. 19. Парето В. Чистая экономия. — Воронеж, 1912. 20. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971. 21. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М.: Наука, 1979. 22. Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии. — М.: МГУ, 1986. 23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1940. 24. Сигеле С. Преступная толпа. — СПб., 1896. 25. Тард Г. Законы подражания — СПб., 1892. 26. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. --М„ 1926. 27. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси,1961. 28. Уледов А.К. Структура общественного сознания. —М.: Мысль, 1968. 29. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. — СПб., 1897. 30. Уотсон Б. Психология как наука о поведении. — М.— Л., 1926. 31. Ухтомский А.А. Доминанта. ~ М.-Л.: Наука, 1966. 32. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989. 33. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993. 34. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. — М.: Политиздат, 1974.
разговоров о мужьях, детях, покупках, домашнем хозяйстве и т.д. Для кого-то источником самоутверждения может выступать любимое внепрофессиональное занятие или хобби, например, коллекционирование различного рода предметов, огородничество, рыбалка, разведение всевозможных живых существ и т.д. Частным случаем хобби можно считать общественную работу, когда человек посвящает свое свободное время социально значимой деятельности, мотивируемой нравственно-религиозным или политическим идеалом. Далее, возможны случаи, когда индивид, не добившись успеха в вышеназванных формах деятельности, пытается решить проблему самоутверждения не вполне естественным образом: он как бы строит свою, искусственную среду обитания, исключающую его зависимость от положительных импульсов извне. Поведение такого рода типично для наркоманов и алкоголиков. Вместе с тем, "снятие" проблемы, иллюзия самодостаточности личности на уровне субъективного восприятия может быть достигнута не Только путем употребления наркосодержащих препаратов, но и регулярным выполнением целого комплекса специальных физических упражнений. В частности, йога и ушу не дают оснований сомневаться в том, что соматическое состояние не только детерминирует сознание индивида, но и активно участвует в формировании его самооценки. А теперь представим ситуацию, в которой ни один из вышеназванных факторов "не сработал". Как, откуда и каким путем может получить личность жизненно необходимые для самоутверждения своего "Я" положительные импульсы? Ответ на поставленный вопрос дает открытый 3. Фрейдом бессознательный защитный психологический механизм, получивший название инфантилизма (от лат. инфант — ребенок). Суть инфантилизма заключается в том, что человек какбы снимает с себя ответственность за свою судьбу и делегирует свои права реальному или вымышленному лицу. Аналогия с ребенком здесь вполне уместна, так как малыш психологически чувствует себя более комфортно, чем взрослый. Он гораздо более стрессоустойчив, поскольку неосознанно перекладывает на взрослого принятие жизненно важных для него решений. Иллюстрируем данную мысль типичной житейской ситуацией: молодая мама гуляет с маленькой дочкой. Навстречу им бежит симпатичная собака, например, колли. "Хорошая собака" — говорит мама. "Да, маца», — отвечает ей дочка. Сворачивают за угол, а навстречу — не внушающая особого доверия кавказская овчарка. "Плохая собака", — говорит мама и дочка снова охотно соглашается. На первый взгляд — вполне обыденная ситуация, ничего особенного. А теперь для сравнения вспомним события времен сталинских чисток. Москва, Колонный зал Дома Союзов, идет процесс над "врагами народа". По улице шествуют возмущенные трудящиеся, несут лозунги типа "Смерть троцкистско-зиновьевским убийцам! Не дадим крови товарища Бухарина!" Бывает... точнее, это было. Чего тут странного? А через несколько месяцев, те же самые трудящиеся с неменьшим энтузиазмом прошествовали с лозунгами, требующими смерти немецко-японского шпиона Н. Бухарина. Почему так? Ответ ясен — "Папа сказал!", т.е. товарищ Сталин. Отсюда можно сделать два вывода. Во-первых, человек не в состоянии постоянно жить в состоянии страха, и в условиях массовых репрессий, террора, систематического насилия страх жертвы может трансформироваться в искреннюю любовь к тирану, которому добровольно передается ответственность за индивидуальную судьбу, — Гитлеру, Сталин, Мао1. Во-вторых, данный феномен в равной степени характерен как для больших масс людей, так и для отдельных взрослых индивидов: систематически избиваемая мужем женщина вполне искренне может объяснять свое терпение любовью к нему, тогда как на самом деле она его просто боится, ей некуда уйти и т.д. Рассмотренный выше механизм самоутверждения личности в высшей степени характерен для верующих людей. Люди, потерпевшие житейское поражение в этом мире, немощные из-за болезней или преклонного возраста, чаще других обращаются к Богу, передоверяя Ему ответственность за свою дальнейшую судьбу. При этом Бог как бы выполняет функции отца по отношению к маленькому ребенку, а постоянные молитвы служат средством общения с ним. Наряду с вопросом об источниках формирования индивидуального самосознания, факторах данного процесса, предстоит выяснить, как, в каких формах наше "Я" проявляет себя в повседневной действительности. Здесь можно выделить, по крайней мере, два аспекта проблемы. 1) Каждый акт нашего сомосознания, любое состояние нашего "Я" предполагает наличие трех компонентов: Сюда же можно отнести и так называемый "стокгольмский синдром": во время событий в Буденновске летом в 1995 г. одна из заложниц, если верить российским журналистам, даже пожелала выйти замуж за чеченского теооито риста. "
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |