Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для повторения. 1. На какие моральные принципы общения между людьми указывали мыслители древности и Нового времени?




1. На какие моральные принципы общения между людьми указывали мыслители древности и Нового времени?

2. В чем заключались основные социально-психологические идеи Г. Тарда, Л. Уорда, Ф.Г. Гиддингса и В. Парето?

3. Раскройте содержание "психология народов", как ее понимали Г. Штейнталь, М. Лацарус и В. Вундт.

4. Как понимали "психологию масс" С. Сигеле, Г. Лебон, Н, Михай­ловский?

5. Дайте характеристику учения У. Мак-Даугалла об инстинктах социального поведения.

6. Раскройте вклад в развитие социальной психологии Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареева.

7. В чем заключается сущность марксистских взглядов на социальную психологию?

8. Назовите основные положения "коллективной рефлексологии" В.М. Бехтерева.

9. Охарактеризуйте учение А.А. Ухтомского о доминанте и учение Д.Н. Узнадзе об установках.

10. Расскажите о вкладе в развитие психологии С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского?

11. В чем заключается сущность такого направления в психологию, как, бихевиоризм?

12. В чем сущность гештальтпсихологии и "теории поля"?

13. Назовите известные вам положения психоанализа 3. Фрейда и его последователей.

14. Охарактеризуйте основные концепции интеракционизма.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Наука, 1994.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная со­циальная психология на Западе. — М.: МГУ, 1978.

3. Бердяев Н. Субъективизм и индивидуализм в общественной психо­логии. СПб., 1901.

4. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. —Пг., 1921.

5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.

6. Браун К.Х. Критика фрейдо-марксизма: Пер. с нем. — М.: Про­гресс, 1981.

7. Вундт В. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни. - СПб., 1887.

8. Вундт В. Индивидуум и общество. — СПб., 1896.

9. Вундт В. Проблемы психологии народов. — М., 1912.

10. Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. — Киев, Харьков, 1898.

11. Грановская P.M. Элементы практической психологии. — Л.: ЛГУ, 1984.

12. Де-Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. — М., 1909.

13. Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. — СПб., 1907.

14. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. — М.: Выс­шая школа, 1972.

15. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1896.

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиз­дат, 1975.

17. Мак-Даугалл У. Основные проблемы социальной психологии. — М., 1916.

18. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: ЛГУ, 1960.

19. Парето В. Чистая экономия. — Воронеж, 1912.

20. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.


21. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М.: Наука, 1979.

22. Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии. — М.: МГУ, 1986.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.

24. Сигеле С. Преступная толпа. — СПб., 1896.

25. Тард Г. Законы подражания — СПб., 1892.

26. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. --М„ 1926.

27. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси,1961.

28. Уледов А.К. Структура общественного сознания. —М.: Мысль, 1968.

29. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. — СПб., 1897.

30. Уотсон Б. Психология как наука о поведении. — М.— Л., 1926.

31. Ухтомский А.А. Доминанта. ~ М.-Л.: Наука, 1966.

32. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989.

33. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993.

34. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. — М.: Политиздат, 1974.

 

 

 

разговоров о мужьях, детях, покупках, до­машнем хозяйстве и т.д. Для кого-то источником самоутвержде­ния может выступать любимое внепрофессиональное занятие или хобби, например, коллекционирование различного рода предметов, огородничество, рыбалка, разведение всевозможных живых существ и т.д. Частным случаем хобби можно считать общественную работу, когда человек посвящает свое свободное время социально значимой деятельности, мотивируемой нравст­венно-религиозным или политическим идеалом. Далее, возмож­ны случаи, когда индивид, не добившись успеха в вышеназван­ных формах деятельности, пытается решить проблему самоут­верждения не вполне естественным образом: он как бы строит свою, искусственную среду обитания, исключающую его зави­симость от положительных импульсов извне. Поведение такого рода типично для наркоманов и алкоголиков. Вместе с тем, "снятие" проблемы, иллюзия самодостаточности личности на уровне субъективного восприятия может быть достигнута не Только путем употребления наркосодержащих препаратов, но и регулярным выполнением целого комплекса специальных физи­ческих упражнений. В частности, йога и ушу не дают оснований сомневаться в том, что соматическое состояние не только детер­минирует сознание индивида, но и активно участвует в форми­ровании его самооценки.

А теперь представим ситуацию, в которой ни один из выше­названных факторов "не сработал". Как, откуда и каким путем может получить личность жизненно необходимые для самоут­верждения своего "Я" положительные импульсы? Ответ на по­ставленный вопрос дает открытый 3. Фрейдом бессознательный защитный психологический механизм, получивший название инфантилизма (от лат. инфант — ребенок). Суть инфантилизма заключается в том, что человек какбы снимает с себя ответст­венность за свою судьбу и делегирует свои права реальному или вымышленному лицу. Аналогия с ребенком здесь вполне умест­на, так как малыш психологически чувствует себя более ком­фортно, чем взрослый. Он гораздо более стрессоустойчив, по­скольку неосознанно перекладывает на взрослого принятие жизненно важных для него решений. Иллюстрируем данную мысль типичной житейской ситуацией: молодая мама гуляет с маленькой дочкой. Навстречу им бежит симпатичная собака, например, колли. "Хорошая собака" — говорит мама. "Да, ма­ца», — отвечает ей дочка. Сворачивают за угол, а навстречу — не внушающая особого доверия кавказская овчарка. "Плохая

собака", — говорит мама и дочка снова охотно соглашается. На первый взгляд — вполне обыденная ситуация, ничего особен­ного. А теперь для сравнения вспомним события времен сталин­ских чисток. Москва, Колонный зал Дома Союзов, идет процесс над "врагами народа". По улице шествуют возмущенные трудя­щиеся, несут лозунги типа "Смерть троцкистско-зиновьевским убийцам! Не дадим крови товарища Бухарина!" Бывает... точнее, это было. Чего тут странного? А через несколько месяцев, те же самые трудящиеся с неменьшим энтузиазмом прошествовали с лозунгами, требующими смерти немецко-японского шпиона Н. Бухарина. Почему так? Ответ ясен — "Папа сказал!", т.е. товарищ Сталин.

Отсюда можно сделать два вывода. Во-первых, человек не в состоянии постоянно жить в состоянии страха, и в условиях массовых репрессий, террора, систематического насилия страх жертвы может трансформироваться в искреннюю любовь к ти­рану, которому добровольно передается ответственность за ин­дивидуальную судьбу, — Гитлеру, Сталин, Мао1. Во-вторых, данный феномен в равной степени характерен как для больших масс людей, так и для отдельных взрослых индивидов: система­тически избиваемая мужем женщина вполне искренне может объяснять свое терпение любовью к нему, тогда как на самом деле она его просто боится, ей некуда уйти и т.д.

Рассмотренный выше механизм самоутверждения личности в высшей степени характерен для верующих людей. Люди, потер­певшие житейское поражение в этом мире, немощные из-за болезней или преклонного возраста, чаще других обращаются к Богу, передоверяя Ему ответственность за свою дальнейшую судьбу. При этом Бог как бы выполняет функции отца по отно­шению к маленькому ребенку, а постоянные молитвы служат средством общения с ним.

Наряду с вопросом об источниках формирования индивиду­ального самосознания, факторах данного процесса, предстоит выяснить, как, в каких формах наше "Я" проявляет себя в по­вседневной действительности. Здесь можно выделить, по край­ней мере, два аспекта проблемы.

1) Каждый акт нашего сомосознания, любое состояние на­шего "Я" предполагает наличие трех компонентов:

Сюда же можно отнести и так называемый "стокгольмский синдром": во время событий в Буденновске летом в 1995 г. одна из заложниц, если верить

российским журналистам, даже пожелала выйти замуж за чеченского теооито риста. "




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.