Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы детерминации поведения личности




ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Вопросы для повторения

1. Каковы особенности психической структуры личности в психоана­лизе Фрейда?

2. Какие системы психической структуры выделяет Фрейд в своей модели личности?

3. В чем состоит отличие "сознательного" от "психического"?

4. Какое значение имеет бессознательное для практики делового об­щения?

5. Как действуют механизмы психологической защиты в деловом общении?

6. Что такое "коллективное бессознательное" и какова его роль в аналитической психологии К. Г. Юнга?

7. Объясните взаимосвязь систем психики в концепции психической структуры К. Г. Юнга.

8. Как трактует Юнг проявление совести в деловом общении?

9. Что такое синхроничность, как она проявляется в партнерских отношениях?

10 Какую роль в деловом общении играют Персона и Тень?

11. Выделите основные отличия партнеров с экстравертированной и интровертированной установками.

12. Как проявляют себя в деловом общении мыслительный, ощущаю­щий, эмоциональный и интуитивный типы партнеров?

13. Каково содержание закона конгруэнтности и какова его роль в деловом общении?

Литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. — М.: Мир, 1992.

2. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес: Пер. с англ. — М.: Персей, 1995.

3. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1996.

4. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1994.

5 Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию: Пер. с англ. — М.: Мир, 1995.

6. Филатова Е. Соционика для Вас. — Новосибирск: Сибирский хро­нограф, 1-994.

7. Фрейд Зигмунд Психоанализ и русская мысль. — М.: Республика, 1994.

8. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. — М.: Мартис, 1995.

9. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. — М.: Про­гресс/Универс, 1994.

 

 

ГЛАВА 4

 

Овладение приемами и навыками делового общения предпо­лагает знакомство с некоторыми сугубо теоретическими положе­ниями, без знания которых трудно рассчитывать на поведенче­скую реакцию, адекватную конкретной ситуации. К их числу от­носится ряд категорий социальной психологии личности, имею­щих прямое отношение к объяснению человеческих поступков, их движущих сил и внутренних механизмов.

Отвлекаясь от содержания тех или иных конкретных пове­денческих актов, лежащих в их основе ценностей и мотивов, можно попытаться выделить наиболее важные факторы, детер­минирующие ролевое поведение в деловом общении. Познаватель­ная ценность данного подхода объясняется тем, что поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках кото­рой реализуется его деловая активность. Выявить динамику про­цесса детерминации поведения личности позволяет следующая схема:

 

 
 

 

 

Смысл этой схемы заключается в следующем: вполне или от­части осознанные намерения конкретного индивида преломля­ются через призму присущих ему социальных стереотипов, фор­мирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реали­зуются в ролевом поведении. Ключевые понятия данной схемы, такие, как "Я", "социальные стереотипы", "макро- и микросре­да личности", "ролевое поведение" и т.д., заслуживают специ­ального рассмотрения.

Что же такое наше "Я", как оно возникает и какова его роль в деловом общении?

"Я" — это самосознание личности, формирующееся в про­цессе общения на основе языка и мышления. Человеческое "Я" можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды, причем в качестве таковой понима­ется не природа, а сообщество других людей, поскольку вне об­щения как предпосылки формирования сознания у отдельного индивида, подобное выделение в принципе невозможно. Краси­вая сказка о Маугли с научной точки зрения не выдерживает никакой критики. Известен случай, когда некий не в меру лю­бознательный восточный деспот пожелал узнать, каков язык "от аллаха": маленького ребенка кормили, ухаживали за ним, но под страхом смерти с ним не разрешалось разговаривать. Ждали долго, но напрасно — ребенок вырос, но так и не заговорил на человеческом языке, по сути дела остался животным.

Становление индивидуального "Я", осознание личностью себя в качестве субъекта, противополагающего себя другим членам племени, — длительный исторический процесс. Исследования первобытных народов дают основания полагать, что первоначаль­но господствовало коллективное, родовое сознание. Индивид не отделял себя от системы ценностей своей этнической группы и только со временем деление на "Мы" и "Они" сменилось на "Я" и "Они". Так, например, в ходе расследования обстоятельств ги­бели в 1779 г. адмирала британского королевского флота Джеймса Кука миссионеры буквально замучили туземцев проповедями о греховности людоедства. Каннибалы отвечали им без намека на угрызения совести, просто, но искренне: "Мы людей не едим, Они — не люди". Смысл сказанного вполне очевиден: людьми считались только члены своего племени, а все остальные — по­тенциальной добычей, охраняемой, правда, обычаем кровной мести. Точно также, на языке ряда народов Крайнего Севера сло­во, обозначающее название народа переводится как "люди".

Следовательно, отделение "Я" от этнического, родоплеменного самосознания происходит довольно поздно, с переходом от матриархата к патриархату, от собирательства и охоты — к зем­леделию, с появлением частной собственности. Вместе с тем, существование в человеческом самосознании наряду с индиви­дуальным "Я" чувства принадлежности к определенной этниче­ской группе во многом объясняет живучесть национализма.

Вопрос о становлении индивидуального "Я" каждого кон­кретного индивида не менее интересен. На первый взгляд, ни­чего особенно сложного здесь нет: достаточно противопоставить себя группе — вот и появилось самосознание. На самом деле, все гораздо сложнее. Отделить-то он себя отделил, но источни­ком формирования нашего "Я", или, как говорят философы, рефлексии, были и остаются окружающие нас люди. Это подме­тил еще Карл Маркс, а позднее оформил в научную теорию американский исследователь Чарльз Кули. Как писал Маркс, "человек сначала смотрится как в зеркало в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку " 1.

 

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч т..23 — С. 62. Примеч.

 

 

Проще говоря, содержание нашего "Я" во многом определя­ется теми социальными отношениями, в которые мы включены и, следовательно, любой человек постоянно нуждается в поло­жительных с точки зрения его самооценки импульсах извне и неосознанно стремится подобрать себе адекватное окружение. Иными словами, мы общаемся не только с теми, с кем вынуж­дены общаться в силу объективных причин, но, в первую оче­редь, с теми, кто обеспечивает нам высокую самооценку. А по­следняя практически ненасыщаема, красивая девушка постоян­но нуждается в знаках внимания со стороны поклонников, ар­тист — в рукоплесканиях публики, ребенок — в похвале со сто­роны взрослых, взрослый — в уважении в семье и со стороны коллег и т.д. Интересно отметить, что люди, богато одаренные природой, зачастую не прилагают особых усилий для самоут­верждения: в школе, например, прослеживается обратная связь между внешними данными, природными способностями и при­лежанием учащихся.

Источники формирования положительной самооценки кон­кретного индивида поддаются классификации. Для одних наи­более успешной сферой самореализации "Я" является работа, профессиональная деятельность. Бывает так, что работа заменя­ет, как бы компенсирует отсутствие семьи, является для челове­ка единственным и самым важным источником положительных импульсов. Женщины, как правило, живут семьей и для семьи, работа для них источник дополнительного заработка, приятный круг общения, место разговоров о мужьях, детях, покупках, домашнем хозяйстве и т.д. Для любого кого-то источником самоутвержде­ния может выступать любимое внепрофессиональное занятие или хобби, например, коллекционирование различного рода предметов, огородничество, рыбалка, разведение всевозможных живых существ и т.д. Частным случаем хобби можно считать общественную работу, когда человек посвящает свое свободное время социально значимой деятельности, мотивируемой нравст­венно-религиозным или политическим идеалом. Далее, возмож­ны случаи, когда индивид, не добившись успеха в вышеназван­ных формах деятельности, пытается решить проблему самоут­верждения не вполне естественным образом: он как бы строит свою, искусственную среду обитания, исключающую его зави­симость от положительных импульсов извне. Поведение такого рода типично для наркоманов и алкоголиков. Вместе с тем, "снятие" проблемы, иллюзия самодостаточности личности на уровне субъективного восприятия может быть достигнута не Только путем употребления наркосодержащих препаратов, но и регулярным выполнением целого комплекса специальных физи­ческих упражнений. В частности, йога и ушу не дают оснований сомневаться в том, что соматическое состояние не только детер­минирует сознание индивида, но и активно участвует в форми­ровании его самооценки.

А теперь представим ситуацию, в которой ни один из выше­названных факторов "не сработал". Как, откуда и каким путем может получить личность жизненно необходимые для самоут­верждения своего "Я" положительные импульсы? Ответ на по­ставленный вопрос дает открытый 3. Фрейдом бессознательный защитный психологический механизм, получивший название инфантилизма (от лат. инфант — ребенок). Суть инфантилизма заключается в том, что человек какбы снимает с себя ответст­венность за свою судьбу и делегирует свои права реальному или вымышленному лицу. Аналогия с ребенком здесь вполне умест­на, так как малыш психологически чувствует себя более ком­фортно, чем взрослый. Он гораздо более стрессоустойчив, по­скольку неосознанно перекладывает на взрослого принятие жизненно важных для него решений. Иллюстрируем данную мысль типичной житейской ситуацией: молодая мама гуляет с маленькой дочкой. Навстречу им бежит симпатичная собака, например, колли. "Хорошая собака" — говорит мама. "Да, ма­ца», — отвечает ей дочка. Сворачивают за угол, а навстречу — не внушающая особого доверия кавказская овчарка. "Плохая собака", — говорит мама и дочка снова охотно соглашается. На первый взгляд — вполне обыденная ситуация, ничего особен­ного. А теперь для сравнения вспомним события времен сталин­ских чисток. Москва, Колонный зал Дома Союзов, идет процесс над "врагами народа". По улице шествуют возмущенные трудя­щиеся, несут лозунги типа "Смерть троцкистско-зиновьевским убийцам! Не дадим крови товарища Бухарина!" Бывает... точнее, это было. Чего тут странного? А через несколько месяцев, те же самые трудящиеся с неменьшим энтузиазмом прошествовали с лозунгами, требующими смерти немецко-японского шпиона Н. Бухарина. Почему так? Ответ ясен — "Папа сказал!", т.е. товарищ Сталин.

Отсюда можно сделать два вывода. Во-первых, человек не в состоянии постоянно жить в состоянии страха, и в условиях массовых репрессий, террора, систематического насилия страх жертвы может трансформироваться в искреннюю любовь к ти­рану, которому добровольно передается ответственность за ин­дивидуальную судьбу, — Гитлеру, Сталин, Мао 1.

 

 

1 Сюда же можно отнести и так называемый "стокгольмский синдром": во время событий в Буденновске летом в 1995 г. одна из заложниц, если верить российским журналистам, даже пожелала выйти замуж за чеченского территориста.

 

 

Во-вторых, данный феномен в равной степени характерен как для больших масс людей, так и для отдельных взрослых индивидов: система­тически избиваемая мужем женщина вполне искренне может объяснять свое терпение любовью к нему, тогда как на самом деле она его просто боится, ей некуда уйти и т.д.

Рассмотренный выше механизм самоутверждения личности в высшей степени характерен для верующих людей. Люди, потер­певшие житейское поражение в этом мире, немощные из-за болезней или преклонного возраста, чаще других обращаются к Богу, передоверяя Ему ответственность за свою дальнейшую судьбу. При этом Бог как бы выполняет функции отца по отно­шению к маленькому ребенку, а постоянные молитвы служат средством общения с ним.

Наряду с вопросом об источниках формирования индивиду­ального самосознания, факторах данного процесса, предстоит выяснить, как, в каких формах наше "Я" проявляет себя в по­вседневной действительности. Здесь можно выделить, по край­ней мере, два аспекта проблемы.

1) Каждый акт нашего сомосознания, любое состояние на­шего "Я" предполагает наличие трех компонентов:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.