Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность общения и его формы




ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Какпоказывают социологические опросы, подавляющее большинство управленцев считают, что главным звеном управления, обеспечивающим общую эффективность производства, является уровень общения, коммуникаций, существующий в организации.

Человек есть существо общественное, социальное. Весь процесс его становления и развития проходил в условиях контактов, взаимодействия, общения людей друг с другом в самых разнообразных формах. Человек стал тем, чем он сегодня является, в значительной степени благодаря своей способности к общению, взаимодействию с себе подобными.

Стремление к общению — важнейшее родовое качество человека.

На основе этого качества возникли и укрепились и такие человеческие свойства, как способность к труду и способность к мышлению.
Источником потребности в общении является коллективистская, социальная природа человека, свойственная ему потребность не только к индивидуальной, но и к совместной деятельности. Именно эта данная ему природой родовая особенность и помогла человеку выжить и утвердиться среди других, физически более сильных животных.

Признается, что одной из национальных особенностей русских людей является высокий уровень развития у них этого качества, которое русские мыслители (А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров и др.) называли общинностью, соборностью, дружинностью, братством. Именно оно помогало России устоять в самые трагические моменты ее истории. В этом духе коллективизма деятели русской культуры видели одно из главных отличий русского самосознания от западного, основой которого является индивидуализм.
Общение есть сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между отдельными людьми и их группами. Этот процесс порождается потребностями людей в совместной деятельности, которая многократно умножает их силы. Этот сложный процесс состоит из трех компонентов:
• коммуникативная сторона, или обмен информацией;

• интеракции, или обмен действиями;

• взаимная перцепция, или восприятие и оценка партнера.

Все эти три стороны общения способствуют оптимизации совместной деятельности людей, ведут к их сближению, а также развитию и совершенствованию их личных качеств.

Однако это сближение имеет свои пределы, потому что, как бы ни сближались люди друг с другом в процессе их взаимодействия, они, тем не менее, всегда остаются отдельными системами и по своим интересам, и по формам поведения.

Каждая личность, в каком бы тесном контакте с другими людьми она ни находилась, сохраняет свою физическую и духовную автономию, самобытность, оставаясь, как говорили древние, микрокосмосом, т.е. целым миром уникальных мыслей, чувств, интересов.

Поэтому любые контакты, общение людей редко протекают без трудностей и проблем. Эти проблемы и призван решать руководитель любой человеческой общности, организации. Правда, при этом нужно учитывать, что эти проблемы и трудности разрешаются только в процессе того же общения, в том числе и управленческого.

В связи с множеством проблем и трудностей, возникающих в ходе взаимодействий людей, формы человеческого общения оказываются бесконечно многообразными. Их можно классифицировать на основе разных критериев.
По критерию направленности общения формы общения можно разделить на два класса:

1) общение по вертикали, например между родителями и детьми, начальником и подчиненными;

2) общение по горизонтали, например общение братьев, близких по возрасту; общение коллег, равных по статусу.

По характеру целей общения можно выделить:

1) общение как самоцель, например, общение между друзьями, родственниками;

2) общение как средство достижения какой-то внешней по отношению к нему цели, например любое деловое (в том числе управленческое, педагогическое) общение. Здесь цель находится за пределами процесса общения — она состоит в достижении целей организации, предприятия, учебного заведения и т.д.

По критерию состава его участников общение может быть:
1) по схеме человекприрода, например охота, рыбалка, туризм, отдых на даче, общение с домашними животными и т.п.

2) по схеме человеквещь, например исполнительская деятельность в сфере материального производства, торговли; коллекционирование. Этот вид общения может принимать болезненные формы, например чрезмерная страсть к приобретению и накоплению вещей — так называемый вещизм;

3) по схеме человекчеловек; эта форма общения является наиболее психологически насыщенной и сложной, отличается особой одухотворенностью, динамизмом, живостью, поэтому и доступна только человеку. Но эта же форма общения вызывает и наибольшие сложности управленческого общения, поскольку именно взаимодействие с людьми составляет главное содержание управленческой деятельности.

Менеджер выполняет много задач — планирование производственной деятельности, решение множества организационных вопросов, распределение обязанностей между работниками, налаживание контроля за ходом производственной деятельности и т.д. Важнейшей, «сквозной» функцией руководителя, присутствующей так или иначе во всех других сферах его деятельности, является психологическое воздействие на отдельных работников и группу в целом, их побуждение к активной деятельности, направленной на достижение целей организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.