Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности переходных экономик и тенденции современного развития




По характеру экономики, уровню ее рыночной зрелости вы­деляют развитые рыночные и переходные к рынку хозяйствен­ные системы. Переходная экономика — это экономика, нахо­дящаяся в процессе трансформации одного типа хозяйственной системы в другой.

После распада соцлагеря бывшие страны СЭВ, союзные рес­публики СССР отказались от централизованно планируемой, административно-командной системы и начали процесс реор­ганизации своих экономик, перехода на рыночные принципы и формы хозяйствования. Сам процесс перехода государства от одного экономического строя к другому очень сложен. Для него характерны такие черты, как неустойчивость экономики, многоукладность, неопределенность результатов преобразова­ний, отсутствие гарантий их необратимости из-за острой борьбы сосуществующих в одной стране институтов старого и нового укладов, из-за инерционности и сопротивления традиционной общественной среды, а также вариантность или альтернатив­ность развития.

Путем группировки указанных выше типологических при­знаков в блоки (первый — политическая система (власть), вто­рой — распределение прав собственности, третий — совокуп­ность механизмов управления, четвертый — типичное поведе­ние экономических субъектов, пятый — особенности экономи­ки) можно четко проследить и уяснить сущностные моменты перехода от социалистической модели к капиталистической, т.е. к современной рыночной (смешанной) экономике (рис. 1.5).

Переход от централизованно регулируемой к рыночной эко­номике, как и любой переход от одного экономического поряд­ка к другому, сопровождается существенными преобразовани­ями экономической системы и видов деятельности. Трансфор­мируются не только отношения форм собственности, институ­циональная среда, методы хозяйствования и государственного

 

МОДЕЛЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
МОДЕЛЬ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Нераздельная власть марксистско-ленинской партии  
Политическая впасть, «дружественная» частной собственности  
Преобладание государственной и квазигосударственной собственности  
Преобладание частного сектора  
Господство бюрократического управления (регулирования)  
Господство рыночного регулирования  
Мягкие бюджетные ограничения Слабая ценовая реакция Диктат плана и т.д.  
Жесткие бюджетные ограничения Сильная ценовая реакция и т.д.  
Хронический дефицит Рынок продавца Нехватка рабочей силы и т.д.  
Отсутствие дефицита Рынок покупателя Хроническая безработица и т.д
Блок 1
Блок 2
Блок 3
Блок 4
Блок 5


Рис. 1.5. Сравнение моделей систем по типологическим признакам3

воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей. Продолжитель­ность переходного периода, в течение которого происходят эти изменения, достаточно велика — для разных стран она может колебаться от нескольких лет до нескольких десятилетий в за­висимости от первоначального состояния экономики, общест­венного и государственного устройства страны, менталитета на­рода, значимости различий действующей экономической систе­мы и системы, идущей ей на смену.

Переходный период включает три стадии преобразований: • первая — демонтаж старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших эко­номических структур и механизмов функционирования пред­шествующей экономической системы, что нередко связано с возникновением кризисной ситуации в национальной эконо­мике;

3 Корнаи, Я. От социализма к капитализму и обратно / Я. Корнаи // ЭКО. — 1997. — № 7. — С. 6.

• вторая — становление нового экономического порядка, цель которого — создание необходимых условий, способству­ющих зарождению новых структур и механизмов. В этой фазе
получает развитие новая институциональная среда, обеспечи­вающая экономическую деятельность в условиях рынка;

• третья — функционирование нового порядка в нормаль­ном режиме воспроизводства и движения к его зрелой форме.

Беспрецедентный в истории и чрезвычайно сложный про­цесс перехода к рыночным отношениям в разных странах по­шел различными путями — от скачкообразной до постепен­ной (эволюционной) трансформации, что привело к появлению многообразия национальных моделей переходной экономики. Первый путь основывается на радикальной перестройке эконо­мики, так называемой «шоковой терапии», когда новое созда­ется по принципу «разрушения всего старого» (экономика Полыни, России). Второй путь базируется на эволюционных процессах. Примером могут служить экономические преобразо-вания в Беларуси. Имеющийся опыт показывает, что этот путь менее разрушителен, требует более низких трансакционных из­держек, не вызывает резких социальных потрясений и обнища­ния народа.

Выделяют следующие основные направления перехода к рыночной (смешанной) экономике:

1. Либерализация экономики — применение системы мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ог­раничений, а также государственного контроля во всех сферах
хозяйственной жизни. Ее основные направления либерали­зация цен, хозяйственных операций и внешней торговли;

2. Структурная перестройка — формирование новой структуры экономики, устранение или смягчение унаследован­ных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслях. В первую оче­редь это направление предполагает изменение структуры соб­ственности и отраслевой структуры национального хозяйства. Практически во всех бывших социалистических странах госу­дарственный сектор охватывал почти всю экономику, была утя­желена структура промышленности (преобладало производство
средств производства) и недоразвит агросектор. Экономика бывшего СССР, кроме того, была перегружена военными рас­ходами. Главная цель перестройки структуры экономики —
развитие производства продукции, пользующейся платежеспо­собным спросом па внутреннем и внешнем рынках, а также
приведение ее воспроизводственной, отраслевой, региональной

 

 

и технологической структур в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим це­лям страны.

Структурная перестройка базируется на разгосударствле­нии и демонополизации экономики. Разгосударствление — процесс снятия с государства функций прямого хозяйственного управления и передача соответствующих полномочий на уро­вень предприятий путем проведения денационализации и при­ватизации. Денационализация собственности — переход госу­дарственной собственности в руки частных лиц, банков, коопе­ративов и прочих элементов экономики. Приватизация — один из многих вариантов денационализации, она представляет со­бой переход государственной собственности в частные руки. Де­монополизация — создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов. Она пред­полагает обеспечение доступа на рынок иностранных конкурен­тов, поощрение малого бизнеса, регулирование деятельности естественных монополий.

3. Институциональные преобразования экономики — предусматривают замену старых и создание новых правовых институтов, формирование рыночной инфраструктуры и новой системы государственного регулирования экономики.

В рамках национальной экономики экономическая деятель­ность регулируется институциональной системой, или хозяй­ственным механизмом. Институтом принято называть укоре­нившиеся в обществе правила и нормы, которые могут быть объектами статутного (юридически оформленного соответству­ющими законами) или обычного (принятого в данном обществе на основе обычаев, традиций) права. Институты, получившие законодательную основу, называют формальными, базирующи­еся на неписаных законах — неформальными. Совокупность формальных и неформальных институтов составляет институ­циональную среду, в условиях которой ведется любая деятель­ность, в том число и экономическая.

Институциональная система страны исторически обуслов­лена и складывается в течение продолжительного периода вре­мени под влиянием политических, идеологических, экономи­ческих факторов. Она отражает форму государственного прав­ления, политический строй, менталитет народа, исторически сложившиеся принципы ведения хозяйства. Поэтому попытки переустройства институциональной системы без учета этих факторов могут привести к существенным нарушениям соци­альных устоев жизни общества. Институциональная система

страны, по существу, предопределяет особенности поведенче­ских установок экономических агентов в процессе осуществле­ния ими любого направления экономической деятельности.

Институциональные преобразования необходимы в первую очередь для создания основ рыночной системы, приведения в действие движущих сил рыночного хозяйства - предпринима­тельства и конкуренции.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в типоло­гии путей и моделей перехода к рыночной экономике исследо­ватели в качестве базовых составляющих избирают прежде все­го институциональные, правовые, структурные факторы, прин­ципы и направления преобразований. На второй план отходят такие категории, как материальное производство, секторы и от­расли экономики, производственная и социальная инфраструк­туры, соотношение бизнеса, домашних хозяйств и государства в производстве и потреблении ВВП. И это оправдано, поскольку все субъекты хозяйствования во всех секторах и отраслях эко­номики в различных организационных формах действуют в правовом и институциональном пространстве страны, которое и является объектом перемен при трансформации экономики, в том числе от плановой к рыночной.

Огромное влияние на переходные процессы оказывает со­стояние человеческого потенциала. Здесь также присутствует инерционность, так как кардинальные изменения в содержа­нии знаний и навыков работы кадров требуют глубокой пере­стройки системы образования, перевода ее на новые концеп­ции, принципы, модели обучения и переподготовки специа­листов.

Следует подробнее остановиться на тенденциях современно­го развития. Важной закономерностью переходной экономики является кроме прочего зарождение и интенсивное развитие новых форм и отношений во всех сферах общества. Ими могут быть как не свойственные господствовавшей прежде системе формы и отношения (например, институты рыночной экономи­ки), так и возникающие путем изменения содержания старых форм (например, государственная собственность в новой форме акционерных обществ, ассоциаций, унитарных и иных пред­приятий или планирование в форме индикативного, не дирек­тивного, а рекомендательного в виде государственных прогно­зов и программ).

Но трансформационные процессы в переходных экономиках происходят не только в связи с формированием моделей рыноч­ной (смешанной) экономики, но и, возможно в большей мере,

 

 


под влиянием глобальных тенденций современного развития цивилизационного, технологического, инновационного харак­тера и поиска моделей и механизмов устойчивого (антикризис­ного) развития национального и регионального уровня. Особен­но чувствительны к этим процессам малые страны с открытой экономикой, к которым относится и Беларусь, поскольку гло­бализация ведет к усилению конкурентной борьбы на мировых и внутренних рынках.

Вызовы постиндустриализма и глобализации (информати­зации, коммерциализации, перехода на V и VI технологические уклады (ТУ), роста мощи ТНК и др.) вынуждают государства искать адекватные ответы. Пока глобализация ведет к наращи­ванию превосходства высокоразвитых стран. Они располагают и большей политической, экономической и военной мощью, ис­торическим опытом адаптации к мировым кризисам и прогрес­сивным сдвигам, высоким, уровнем компетентности руководи­телей бизнеса.

Другие государства ищут свои пути учета влияния глобаль­ных процессов на их экономики. В зависимости от масштаба территории, уровня развития и открытости экономики они или используют опыт США и других высокоразвитых стран, или объединяют свои усилия посредством интеграционных меро­приятий и укрепления действующих и создания новых сооб­ществ (повышение роли наднациональных органов в Евросою­зе, создание Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России и др.).

Среди направлений адаптации стран к глобальным процес­сам необходимо назвать: переход на инновационную модель развития экономики, вхождение субъектов национальной эко­номики в стоимостно-создающие сети ТНК (производственные и торговые), диверсификация производства, привлечение пря­мых иностранных инвестиций (ПИИ), защита от спекулятивно­го зарубежного капитала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.