Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущностные силы” человека




 

Человеческая сущность выражена в “сущностных свойствах”, или “сущностных силах”, человека. К ним прежде всего относятся два “яруса” свойств. Важнейшие сущностные силы человека — труд, мысль, общение. Вторым “ярусом” человеческих сущностных сил выступают способности и потребности. Важными сущностными свойствами человека, связанными с обеими гpyппaми свойств, являются коллективность и индивидуальность, свобода и ответственность.

Потребности: их природа и структура. Потребность — это нужда в чем-либо, обусловленная противоречием между наличным и необходимым состоянием человека. Потребность имеет предмет, т.е. то, что потребляется: вещь, процесс, явление, отношение и т.д. Как заметил Маркс, предмет потребности — это не предмет вообще, а конкретный предмет, который должен быть потреблен определенным способом. Неизмененная природная среда также является предметом потребности. Чтобы быть живым, надо существовать в определенной природной среде. Последняя служит источником, кладовой всех материалов, которые человек использует в своей деятельности, и местом его отдыха. Однако основные условия собственно социального существования в природе отсутствуют и должны быть произведены самим человеком (обществом). Предмет материальных потребностей человека имеет поэтому широкий диапазон — от неизмененной природной среды до созданных человеком искусственных объектов, составляющих “вторую природу”.

В отличие от предмета материальных потребностей, который существует объективно для всех, предмет духовных потребностей существует только идеально, субъективно, в головах индивидов, их внутреннем мире. Им являются идеальные образования — произведения искусства, достижения науки, нравственные нормы и идеалы и т.д.

Потребность включает в себя также направленность на свой “конечный пункт” — потребное будущее состояние. Внешний, непосредственный предмет потребности выступает в качестве средства достижения человеком более высокого потребного состояния — нового уровня развития индивида, его материального бытия. “Конечным пунктом”, или потребным будущим, духовной потребности выступает новое духовное состояние человека, новый уровень его духовного развития.

В структуре потребности (материальной или духовной), следовательно, можно различить три основных компонента: 1) потребное будущее, 2) непосредственный внешний предмет потребности, 3) собственно потребность как новое (материальное или духовное) состояние.

Материальные потребности представляют собой потребности человека как специфического материального существа в обеспечении и развитии своего материального существования. Будучи социальным интегральным существом, человек нуждается в природных и собственно социальных условиях. Поэтому его материальные потребности, в свою очередь, подразделяются на биологические (простые) и социальные (сложные). К простым относятся потребности в пище, одежде, жилище, соответствующей природной среде как условии нормального существования и отдыха, безопасности и т.д. Эти потребности связаны с обеспечением нормальной жизнедеятельности человеческого организма. При этом биологические потребности человека не являются чисто животными, они изменяются под влиянием социального способа существования и приобретают социальную, “очеловеченную” форму, оставаясь в конечном счете все же биологическими по своей природе. Удовлетворение их осуществляется в исторически определенных условиях и размерах, которые обусловлены социальными отношениями.

Сложные материальные потребности — это потребности в труде как основном условии, средстве и способе человеческого существования, общении как обмене различными видами деятельности и т.д. Будучи интегральными по своей природе, они имеют специфически биологическую основу. Социальная потребность в труде содержит в себе специфически человеческую биологическую потребность в труде, т.е. потребность в реализации биологических потенций организма. Человеческий организм нуждается в целенаправленном расходовании нервов, мускулов и пр., так как он сформировался под влиянием труда и приспособлен к нему. Поэтому здоровье человека не может быть обеспечено иначе, как в специфически человеческой жизнедеятельности, в труде. Здоровый индивид испытывает потребность в определенной порции труда. Однако биологическая потребность в труде не является для человека ведущей. Собственно социальная потребность в труде связана с сущностью социального бытия человека, с необходимостью сохранения и развития социального способа существования, но она обусловлена и поддерживается всем состоянием здорового организма, его естественной (биологической) потребностью в непрерывной деятельности. В процессе производства человек участвует не только как сила природы, но прежде всего как социальный субъект. Формирующийся человек не мог стать действительным человеком до тех пор, пока у него не сложилась собственно социальная потребность в труде. Немыслимо представить себе начало человеческой истории без превращения труда в потребность человека.

Духовные потребности обычно различают по формам общественного сознания: нравственные, правовые, политические, эстетические и т.д.. Кроме того, существуют потребности в образовании, воспитании, познании, смысле жизни и др. Поскольку в структуре общественного сознания выделяют не только формы, но и различные по глубине и сложности уровни, духовные потребности можно также подразделить на простые, складывающиеся на уровне обыденного сознания, и сложные, формирующиеся на уровне теоретического и художественного сознания. Наиболее сложными духовными потребностями являются потребности в научном и художественном творчестве. “Духовность” человека определяется в первую очередь этими потребностями. По-видимому, следует признать также существование обобщенной духовной потребности — потребности в духовном развитии человека, которую нередко называют еще интеллигентностью в широком смысле слова.

Поскольку человеческая мысль имеет анатомо-физиологическую основу, духовные потребности, как и материальные, имеют свою специфически человеческую биологическую основу. Так, у человека есть и биологическая потребность в расширении знаний. Если она не удовлетворяется, то это приводит к отрицательным биологическим последствиям, в частности к стрессовым состояниям, ибо биология человека “настроена” на социальный способ существования. Собственно социальная потребность в познании возникает как средство развития социальной жизнедеятельности и поддержания “биологической жизни во всей ее полноте, ибо только такая биология может обеспечить полноценное общественное развитие. Условием удовлетворения и развития собственно социальной потребности в познании является творческий труд, т.е. труд относительно свободный от удовлетворения утилитарных потребностей.

Основная, обобщающая потребность общества — потребность в сохранении и развитии социальной (индивида и общества) жизни. Эта потребность служит продолжением и в то же время отрицанием основной тенденции (потребности) живой материи в самосохранении и саморазвитии. Выделение ее позволяет установить прямую преемственную связь между биологическим и социальным способами существования. Вместе с тем эта потребность представляет собой интегральную детерминанту развития общества, поскольку производство материальных благ выступает средством реализации и развития этой потребности.

Материальные потребности как первичные определяют духовные, ибо они побуждают человека активно воздействовать на природу посредством труда, в процессе которого формируются не только новые материальные потребности, но и вырастающие на их основе духовные потребности. Энгельс отмечал, что, как и все другие науки, математика возникла из практических потребностей людей. В эпоху современной научно-технической революции потребность в высококачественном труде порождает потребность в широко образованных, а в дальнейшем и всесторонне развитых рабочих. Поэтому среди проблем, которые поставила перед высокоразвитыми странами НТР, наиболее острой является проблема образования.

Способности: их природа и структура. Способность — это “готовность” человека к различным видам деятельности, преобразованию среды и самого себя. При выяснении природы способностей необходимо учитывать их деление на способности к материальной и духовной деятельности. Так как любой вид деятельности осуществляется как единство материального и духовного, в способностях к материальной и духовной деятельности следует различать материальный и духовный компоненты. В способностях к материальной деятельности материальный компонент представляет собой “готовность” к осуществлению совокупности материальных действий, имеющих как общий, так и специфический характер. Иначе, необходимо различать способности к тому или иному роду материальной деятельности и способности к исторически определенным, конкретным видам материальных действий. Так, способность к труду включает в себя способность к труду вообще и способность к исторически определенному виду труда. При этом ведущая роль принадлежит общей способности, обеспечивающей творческий характер труда и возможность его перемены. Материальная, в частности трудовая, деятельность обусловлена определенными системами двигательных реакций и нервными затратами. Поэтому в материальном компоненте способностей к материальной деятельности необходимо выделять анатомо-физиологический уровень и собственно социальный (совокупность материальных действий). Поскольку материальные способности осуществляются при прямом участии психических процессов, эти процессы можно рассматривать как духовный компонент материальной способности. На первый взгляд кажется, что в способности к материальной деятельности ведущим является духовный компонент. Однако характер и содержание мысли определяются процессом труда. Поэтому кажущийся определяющим духовный компонент в действительности отображает внутреннюю направленность, “логику” материального труда и является вторичным, производным от нее, выполняющим в процессе труда лишь служебную роль.

Способности к духовным видам деятельности также представляют собой единство материального и духовного компонентов, но при ведущей роли последнего. Материальный компонент играет здесь служебную роль. Так, какими бы виртуозными не были действия скрипача, главное — тот художественный образ, который им создается. Однако этот образ неразрывно связан с двигательными действиями, осуществляемыми скрипачом. Материальный компонент духовных потребностей — это прежде всего те физиологические процессы, которые направлены на поддержание физического состояния организма как необходимого условия духовной деятельности. Без направленного “воспитания” нейродинамических процессов духовная, особенно умственная, деятельность оказывается невозможной. Воспитание умственных способностей есть в существенной мере воспитание нейродинамических процессов, протекающих в мозгу человека. Интенсивная умственная деятельность, как свидетельствуют исследования последних лет, приводит к формированию дополнительного количества тонких нервных механизмов клеточного соединения — синапсов. Кроме того, каждый вид духовной деятельности включает в себя больший или меньший компонент соответствующей ему материальной деятельности. Так, музыкальные способности — это не только художественное мышление, но и весьма сложная, искусная деятельность, связанная с музыкальными инструментами.

В духовном компоненте духовных способностей необходимо различать общий и специфический компоненты. В качестве первого, как считают психологи, выступают процессы анализа и генерализации (в особенности последние), а второго — более или менее сложная и отработанная система операций (логических, счетных и т.д.), или, иначе, конкретные виды анализа и генерализации. Качество генерализации является общим компонентом всех умственных способностей, но один и тот же человек может обладать разными способностями к различным областям. Так, показателем хорошо развитых математических способностей служит большая обобщенность и свернутость мыслительных процессов. Причем обобщенность касается здесь пространственных и количественных отношений.

Способности к материальным и духовным родам деятельности в свою очередь подразделяются, на частные способности, или способности к определенным профессиям. Вместе с разделением труда разделяется и сам человек, дробятся его способности. Прогресс производительных сил и, соответственно, человеческих способностей сопровождается возрастающим разнообразием деятельности. В настоящее время известно примерно 20 тыс. профессий и ежегодно появляется около 500 новых, т.е. растет количество профессий и частных способностей. Наряду с быстрым увеличением новых профессий происходит вытеснение старых, связанных с ручным и машинным трудом.

Поскольку человеческая деятельность направлена в конечном счете на преобразование предметного мира, способности, как и потребности, имеют свой предмет. Будучи предметно направленной, каждая способность адаптирована к предмету способности или соответствует ему и, следовательно, несет в себе либо материальный сколок предмета (способность к материальной деятельности), либо духовный образ его (способность к духовной деятельности). Способность включает в себя, далее, схему или программу действия с предметом, а также сколок или образ того средства (например, орудия труда), с помощью которого осуществляется та или иная деятельность. Однако эта сложная материальная (и духовная) конструкция имеет, как уже отмечалось, потенциальный или возможностный характер и потому представляет собой не действие, а потенцию (готовность) действия.

Формирование сущностных сил человека. Индивиды не рождаются с готовыми способностями и потребностями, они формируются в процессе социализации на основе задатков и склонностей. Чаще всего задаток понимается как некоторая тенденция к формированию определенной способности, но еще не сложившаяся способность. От последней его отличает более общий и не дифференцированный характер. В системе задатка как сложного многоуровневого образования необходимо различать анатомо-физиологичеокие способности (силу безусловных рефлексов, особенности строения тела и др.), фено- и генотипические компоненты, а также психический компонент, в первую очередь инстинкт как психическое образование. Задаток представляет собой своеобразную норму, или возможность, степень реализации которой зависит от воспитания и самовоспитания. При этом следует учесть во многом “свернутый”, “скрытый” характер задатков, которые далеко не всегда проявляются на поверхности. Как справедливо отмечают многие педагоги, наилучшим возрастом для “запуска” способностей является раннее детство, когда сила формирования способностей максимальна. (Не случайно японцы связывают возможность своего лидерства в XXI в. с ориентацией образа жизни на раннее творческое развитие детей.) При этом, как показал еще Р. Оуэн, необходимо одновременное формирование различных способностей (физических, умственных, художественных и др.).

В одновременном формировании с раннего детства различных способностей первостепенную роль играет трудовое воспитание, построенное с учетом логики развития труда от простого к сложному. Способности к материальной и духовной деятельности очень трудно сформировать без развитой способности к ручному труду, как изначальной формы труда, непосредственно обусловленной физическими свойствами человека. Ее развитие не только позволяет рано раскрыть другие способности, но и ускорить их формирование. Так, соединение человека с машиной оказывается невозможным без хорошо развитой руки, ибо способность работать головой имеет в качестве своего фундамента способность работать руками. Индивид не может воздействовать на природу, не приводя в движение своих собственных мускулов под контролем своего собственного мозга.

Нередко считают, что в эпоху компьютеров главным становится ранняя игра ребенка с “умным” компьютером. С этим согласиться нельзя. Как показал И.М. Сеченов, уже формирование способности пространственного различения предметов тесно связано с элементарной физической деятельностью. Первоначально ребенок тянется и за игрушкой, и за луной. И только благодаря совершаемым им действиям у него возникает чувство пространства. До тех пор, пока ребенок сам не начнет преобразовывать вещи, выполнять простые ручные операции, выработать у него способность к творчеству невозможно. Эта способность формируется лишь по мере обладания им навыками ручного труда, создания собственными руками тех или иных предметов. Известно, что прежде чем передать какие-то функции машине, человек должен был научиться делать их сам, причем делать искусно. Поэтому в систему подготовки человека к труду должны войти в какой-то редуцированной форме основные исторические формы труда.

Способности человека как к материальной, так и к духовной деятельности имеют иерархический характер в том смысле, что более сложные способности включают в себя в качестве основы более простые. Такой характер способностей делает необходимой разработку системы этапов их формирования, что, разумеется, не исключает параллельного развития разных способностей, как, например, приобретение навыков ручного труда не исключает общения с компьютером. В связи со все убыстряющейся сменой поколений машин и вызванной ею необходимостью частой перемены труда, формирование способностей должно иметь также перспективный характер, т.е. учитывать глубинные тенденции развития труда и техники. Современной школе нужно готовить детей прицельно к системе профессий, которые будут через 10-20-30 лет. Для этого необходимо, чтобы в ней преимущественное внимание уделялось формированию и развитию общих способностей (к труду, познанию и т.д.), несущих наибольший потенциал творчества. Без примата общей способности над частными, как свидетельствует история, не бывает действительно творческой личности, таланта. Однако формирование способностей человека есть не узколокальный процесс, а процесс воспитания целостной личности, в котором ведущую роль играет образ жизни. Недооценка определяющего влияния в формировании личности образа жизни приводит к серьезным ошибкам, к отрыву слова от дела. Об этом свидетельствуют проявившиеся в социалистическом образе жизни негативные явления, которые воспитательный процесс далеко не в должной мере учитывал, поскольку им не было дано своевременной политической оценки и не были приняты необходимые меры для их искоренения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 6707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.