Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная мобильность 3 страница




 

11. Прогресс и регресс общества.

Людей издавна интересовали не только личные судьбы, но и судьбы общества, в котором они жили. Родовой строй и эпоха рабовладения понимали развитие общества как движение по кругу с возвратом в исходную точку (слово "революция", как астрономический термин первоначально обозначало именно такое движение). Всё повторяется (природные явления, смена дня и ночи, времён года, формы хозяйства, отношения людей, социальные институты и т.д.) и нет ничего нового в мире под луной. "Всё возвращается на круги своя", - говорится в Библии. Однако христианство разрывает этот круг и предлагает линейное понимание истории: от сотворения мира до страшного суда. Вся человеческая история располагается между этими двумя крайними точками.

Новое время характерно восторженным отношением к прогрессу, который однозначно связывается с развитием знания. Показательно мнение итальянского учёного и гуманиста Джироламо Кардано (XVI в.). “Как на первое из удивительных в моей жизни явлений...следует указать на то, что я родился в том веке, когда был открыт весь земной шар, тогда как в древности было известно не более 1/3 его....Есть ли что-нибудь более удивительное, чем пиротехника и человеческая молния, которая гораздо опаснее молнии небожителей? Не умолчу и о тебе, о великий магнит, ведущий нас по безбрежным морям в далёкие, неведомые края. Прибавим к этому ещё четвёртое открытие - изобретение книгопечатания; созданное руками людей, придуманное их гением, оно соперничает с божественными чудесами, ибо чего же ещё недостаёт нам, кроме овладения небом?”

Не отвергая линейного понимания истории, новое время усложняет его. В 1725 г. итальянский философ Джамбатисто Вико в книге “Основания новой науки об общей природе наций” выдвинул концепцию исторического круговорота. Каждый народ развивается по циклам, состоящим из трёх эпох: век богов (догосударственный строй, когда возникает семья, религия, письменность, зачатки права); век героев (господство аристократии, феодализма, кровавой классовой борьбы феодалов и плебейства); век человека (эпоха народных республик и “гуманной монархии”, расцвета городов и господства разума). За восхождением по этим ступеням следует упадок, возвращение к варварству и история начинается снова. Но повторение в новом цикле не буквальное, а видоизменённое: каждый новый цикл начинается на более высоком уровне. Идея повторяемости на качественно иной основе была доведена до логического совершенства Гегелем в его концепции спиралевидного развития всего существующего.

Новому времени присуще признание прогрессивного развития общества, твёрдая вера в светлое будущее человечества. Предостерегающие голоса, вроде голоса Ж.-Ж.Руссо, показавшего изнанку использования научных знаний, были заглушены дифирамбами прогрессу. На этой вере в лучшую жизнь вырос и марксизм. Если бы не его пренебрежение к природе человека, в особенности, непонимание роли частной собственности в судьбах людей и непонимание значения религии для человека, судьба марксистской доктрины, вероятно, была бы совсем иной. В средине XIX в. интерес к концепции прогресса в буржуазной философии, социологии, историографии падает. Необходимую для укрепления нового строя идеологическую роль данная концепция сыграла: мавр сделал своё дело, мавр может уходить. Тем более, что началась борьба буржуазии со своим вчерашним союзником - пролетариатом. Понятие прогресса стало считаться анахронизмом, подобно понятию монархии. Кроме того, противоречия нового строя породили скептицизм в отношении прогресса в любом общество.

В XX в. концепцию прогресса была призвана заменить концепция социальных изменений - невнятная, не имеющая чёткого категориального аппарата, скудная по содержанию и изобилующая тривиальностями вроде того, что всё развивается, имеет свои причины и последствия. В этой концепции есть всё, кроме самого важного: куда движется общество, жить стало легче или труднее? Западная социология не может обойти этот недостаток и косвенно признает факты прогресса и регресса общества, выражая их в терминах “индекс развития человеческого потенциала”, “зависимая индустриализация”, “теория зависимости”, “недоразвитость”, “новое международное разделение труда” и др. Из идей социологов следует, что процветание и пресыщение трёх десятков государств, называемых экономически развитыми,- прямое следствие нищеты большинства народов мира. Прогресс “цивилизованного мира” куплен ценой лишений и страданий большей части населения планеты. Модель развития “рыночной” экономики основана на беспримерном в истории человечества грабеже природных ресурсов, после исчерпания которых возможна катастрофа.

В связи с ускорением общественного развития в XX в. каждый желающий видеть может констатировать факты прогресса или регресса не только в масштабе отдельно взятого общества, но и в масштабе человечества. Суждения о прогрессе требуют соблюдения некоторых условий. Во-первых, следует уточнить, кто есть субъект прогресса: социальная группа, население государства или человечество характеризующий одного и того же субъекта в различные периоды времени; “социальный прогресс” - это улучшение общения каких-либо субъектов; “общественный прогресс” или “прогресс общества” - термины наиболее адекватные сущности рассматриваемого явления. С учётом выполнения данных условий определение интересующей стороны социальной динамики:

Общественный прогресс - это такое изменение огромной и многообразной сети связей между индивидами, малыми и большими социальными группами, партиями и организациями их представляющими, конечным результатом которого стало повышение уровня свободы для большинства населения.

Общественному прогрессу противостоит общественный регресс, который означает такое изменение сети общественных связей между субъектами, конечным результатом которого стало понижение уровня свободы для большинства населения.

В обоих определениях речь идёт о большинстве населения, а не о всех людях. Увеличение свободы для всех лиц - состояние желательное, однако, маловероятное. В любом обществе имеются лица, демонстрирующие правовую девиантность, попросту говоря, преступники; их прогресс, вряд ли, коснётся. Есть ещё и люди бездарные, неудачники. К ним прогресс будет иметь отдалённое отношение. Регресс общества также не охватывает всё население: обычно находятся люди, греющие руки у костра чужих несчастий. Нередко они же и подрывают устои общества. Наглядный пример: торговля наркотиками. Люди, торгующее ими, запрещают своим детям даже прикасаться к наркотикам. Пусть умирают чужие, их не жалко.

Более сложным моментом в определении прогресса-регресса является понятие свободы. Оно многогранно, имеет много определений, но все они так или иначе сводятся к одному: свобода есть такое качество жизни, которое позволяет человеку раскрыть, развить заложенные в нём природой задатки и максимально реализовать себя в жизни. Когда свободу определяют как познанную необходимость, возникает вопрос: ради чего познаётся необходимость? Свобода воли, свобода духа, свобода слова, свобода совести, свобода действий, свобода творчества, свобода.... - для чего эти свободы, если но для более высокого качества жизни?

Свободен тот, кто хорошо живёт и только в этом значении свобода соответствует смыслу жизни человека. Слово “хорошо” не следует толковать мещански: в смысле богатства, денег, собственности и т.п. Хорошо жить - значит развить себя как существо духовное. Без денег человек уподобляется собаке, которая каждый день озабочена поисками куска хлеба. Но и с деньгами он станет животным, если будет интересоваться лишь чувственными наслаждениями, превратится в “счастливую корову”. Материальные блага - средство, духовное развитие - цель. Мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть. Лишь в таком смысле свобода большинства членов общества - главный критерий общественного прогресса.

Частные критерии общественного прогресса

Главный критерий общественного прогресса является обобщением ряда так называемых частных критериев. Общество структурируется, делится на относительно самостоятельные части не только по субъектам, а и по содержанию деятельности. В обыденной жизни люди без труда отличают область политики от области экономики, науку - от религии, право - от экологии и т.д. В каждой из этих облаем тоже можно выделить свой, особый показатель (показатели) продвижения вперёд или отката назад.

Экономика: имеются три критерия – а) уровень развития производительных сил общества, означающий степень соответствия экономики интересам общества (своими специалистами из своих материалов изготавливается всё от канцелярской кнопки до космического корабля); б) уровень производительности труда, означающий количество производимой продукции за единицу времени при опреде­лённом количестве работников и при определённых затратах энергии и материалов; в) качество, конкурентоспособность продукции на рынке.

Внутренняя политика: баланс отношений между большими социальными группами, что предполагает не только разделение, но и уравновешивание всех ветвей власти, наличие развитой системы сдержек и противовесов.

Право: степень соответствия норм позитивного права идеалам естественного права.

Наука и техника: “путь от идеи до машины”, то есть, от теоретической разработки до практического внедрения. Чем короче этот путь, тем прогрессивнее общество. Застёжка - “молния” прошла его за 50 лет, телефон - за 25 лет, атомная бомба и АЭC - за 6 лет.

Образование: а) духовное развитие личности, б) подготовка необходимого количества и номенклатуры специалистов.

Экология: продолжительность и масштаб поддержания экологического баланса.

Искусство: создание самобытных произведений, выражающих данную культуру.

Прогресс в каждой из указанных областей внешне выражается в соблюдении прав человека, количестве свободного времени, в доступности жизненных благ, в здоровье и др.

Цена прогресса

Суждение о том, что за прогресс надо платить, является распространённым и почти общепризнанным. В его основе лежит высказывание К.Маркса: “Идол прогресса не пьёт нектар иначе, как из черепов уби­тых.” Яркая метафора освободила поколения исследователей от критического анализа. К тому же она совпадает с житейской мудростью: любишь кататься, люби саночки возить. В настоящее время “саночки” возить необязательно, но обязательно дышать их выхлопными газами В таких суждениях прогресс общества отождествляется с историческим процессом. Исторический процесс, общественная жизнь, действительно, противоречивы. Противоречия порождаются интересами различных субъектов, что находит выражение в противоречиях сторон общественной жизни: экономика против экологии, политика против права, образование - против религии и т.д. Но нельзя любой факт существования общества считать прогрессом, поскольку в этом случае лишается смысла само понятие прогресса: им можно считать и регресс...

Общественный прогресс - это совокупность достижений общества в каждый данный момент времени. Результативная сторона исторического процесса показывает, что прогресс общества может быть большим или меньшими в том или ином отношении (материальном или духовном),но никогда не бывает отрицательной величиной. Тенденция прогресса выражается не прямой линией, как это представлялось в марксизме, а волнообразной. На графике, осью ординат которого является свобода, а осью абсцисс - исторический процесс, время, можно показать взлёты и падения любого общества.

До сих пор общественный прогресс рассматривался в национальном масштабе, но существует и глобальный подход к его изучению. Во всемирном масштабе действующими лицами мировой драмы являются государства и группы государств. Развитие человечества породило в XX веке ряд проблем, решение которых уже не под силу одному государству. Это глобальные проблемы человечества, затрагивающие жизненные интересы как тех, кто повинен в данных проблемах, так и тех, кто не причастен к их возникновению. Глобальными такие проблемы называются не только из-за их мирового значения, но и из-за желания виновных разложить свою вину на все народы и государства. От этого собственная вина кажется меньшей.

Наиболее жгучие глобальные проблемы таковы: предотвращение мировой атомной войны (с распадом СССР она не исчезла), неприменение силы в межгосударственных отношениях, экологический кризис в масштабе планеты, международная преступность и терроризм, энергетический кризис, исчерпание природных ресурсов, в особенности нефти и газа, торговля наркотиками, распространение СПИДа и др.

Современное состояние человечества – результат длительного многотысячелетнего развития. Этому процессу присущи две тенденции: экстенсивная и интенсивная. Первая означала распространение культур по всей пригодной к жизни поверхности планеты. От мест обитания родов и племён до территорий малых и больших государств шёл процесс освоения земли. В конце XIX века весь мир был поделён между крупнейшими империалистическими державами. Экстенсивная тенденция исчерпала себя и на смену ей пришла интенсивная тенденция, означавшая усиление связей между народами и государствами. Её результатом стали две мировые войны в XX веке и десятки локальных войн. Другим её результатом стало возникновение глобальных проблем современности, а затем и явления глобализации.

Прогресс всего человечества может осуществляться лишь через решение глобальных проблем, иного пути нет. История человечества свидетельствует, что за последние 10-12 тысяч лет его развитие не знало попятных движений. Тенденция, хотя и очень медленного, но неуклонного движения по пути прогресса характерна для всех народов вне зависимости от того, как разные культуры взаимодействовали друг с другом, либо даже при отсутствии культурных контактов. Народы стремятся к объединению усилий в рамках межгосударственных организаций, однако этот процесс оказался не так прост, как представлялось раньше. Народы не желают соединяться в единый муравейник, они стремятся к объединению, но сохраняя свою самобытность. В то же время данная тенденция не является гарантией недопущения регресса человечества в будущем. Атомная война или экологический кризис могут отбросить народы мира в каменный век.

В XIX веке мир стал довольно жёстко организованной системой. События в одной части мира оказывали большее или меньшее воздействие на другие его части. В Xxвеке взаимосвязт стран и регионов многократно усилились.Борьба двух наиболее мощных социально-политических систем – капитализма и социализма - определила основное содержание истории этого столетия. К концу XX века вне зависимости от краха социализма стала проявляться тенденция глобализации мировой экономики. Американский социолог Р.Робертсон в 1988 году дал толкование термину “глобализация”, а в 1992 году изложил основы своей концепции. В самом общем виде глобализация есть процесс нарастания взаимозависимости обществ, протекающий во всемирном масштабе. Ведущая роль в нём принадлежит транснациональным корпорациям, которые производят 40% мирового валового продукта, на них приходится 80% торговли высокими технологиями и они контролируют 90% вывоза капитала. Транснациональные корпорации взаимодействуют друг с другом, богатые страны “дружат” с богатыми.

Глобализируются лишь страны со среднедушевым доходом более 15000 долларов в год. Всем остальным странам уготована роль поставщиков сырья и сбыта дешёвой продукции. Глобализация - не только благо (доступ к новым технологиям), но и большой риск. Мировой кризис в условиях глобализации может иметь такой же резонанс, как и великая депрессия 1929-1933 г.г., только во всемирном масштабе. Банкротами станут не фирмы и банки, а государства. Финансовый кризис конца 90-х г.г. XX века ясно обозначил такую перспективу. Отсюда следует, что глобализация - не тот путь, на котором может быть найдено решение жгучих проблем современности. В XXI веке население трёх десятков самых богатых государств по-прежнему будет уделять больше внимания экзотическим животным, чем миллионам бедняков во всём мире.

К глобальному прогрессу человечества применимы те же критерии, что и к прогрессу национальному, но необходимы поиски иных решений глобальных проблем. Необходимо установление справедливых экономических и политических отношений между народами, что весьма проблематично при данной биодуховной природе человека.

 

 

12. "Болезни" общества.

Та или иная степень общественного прогресса или регресса складывается, как было отмечено, из ряда частных критериев, а они определяются состоянием социальных отношений в каждый данный момент времени.

Общества, как и отдельные люди, могут быть здоровыми и больными. Думается, что слова "здоровье" и"болезнь" в дальнейшем можно употреблять без кавычек. Эти состояния – не метафора, а реальные социальные явления. Здоровье человека состоит в равновесии его взаимодействия со средой обитания (в том числе и социальной). Здоровье общества также имеет своим центральным элементом равновесие. Равновесие применительно к обществу, здоровье общества означает баланс интересов больших социальных групп. Каждая из них есть нечто внешнее по отношению к другим группам и составляет "среду". Здоровье общества - это состояние динамического равновесия взаимодействий данных групп. Конкретнее говоря, здоровым следует считать то общество, в котором, несмотря на существующее неравенство, несправедливость, эксплуатацию одних людей другими, сохраняется стабильность и способность к развитию. Существуют богатые и бедные, нет уравниловки, но и бедные не обречены на вымирание. Самые угнетённые слои населения имеют возможность улучшать своё материальное положение, получать образование и медицинскую помощь и помощь государства в связи в возрастом и состоянием личного здоровья. Не случайно К.Маркс в XIX веке считал, что о прогрессе общества следует судить по положению женщин – самой угнетённой по тому времени социальной группы. Степень социальной мобильности в здоровых обществах обычно высока, преобладают достигаемые статусы и роли. Таково примерно состояние всех экономически развитых стран, хотя многие общества нездоровы. Этот факт объясняется тем, что данные общества создавались путём насилия (военного, духовного, экономического, политического) как над соотечественниками, так и над другими народами. Более чем наглядный пример тому – ничем не оправданная агрессия против Ирака. Экономическое благополучие – результат не только личных способностей большинства членов общества, а и длительного грабежа менее развитых народов, поэтому даже сытое благополучие не отменяет привычки к насилию в решении личных проблем. Общества поддерживаются в основном за счёт внешней экспансии, а не за счёт внутренних источников развития. Если бы вдруг на планете исчезли зависимые народы и территории ими занимаемые, эксплуатирующие общества вынуждены были бы радикально с большими потерями измениться или погибнуть. А пока они паразитируют на отстающих народах и их ресурсах.

Здоровье никогда не бывает абсолютным, поскольку как нет гармонии взаимодействия человеческого организма со средой, так и нет гармонии отношений социальных групп. Здоровье общества неразрывно связано с его болезнями. Болезнь общества есть нарушение равновесия взаимодействий между большими социальными группами. Речь идёт не об антагонизмах в отношениях между группами (они существуют и в здоровых обществах). Имеется в виду подрыв стабильности в обществе, топтание населения на месте или даже его деградация. Болезни общества не возникают вдруг, как грипп или ангина. Они "готовятся" исподволь и не скоро устраняются.

Основной болезнью общества является утрата смысла существования, когда ценности-цели подменяются ценностями-средствами. Эта болезнь источник всех других болезней, она периодически поражает общества в переломные эпохи существования, когда люди не осознают значения происходящих перемен. Шекспировское "О, времена, о нравы!" неоднократно на все лады повторялось в разных обществах, казалось, рушится мир. Отличие нынешней эпохи от всех предыдущих состоит лишь в том, что мир стал тесен. Возможности экстенсивного развития исчерпаны и потому встаёт альтернативы: либо радикально разумное переустройство общества, либо катастрофа. Об этом говорят и пишут уже несколько десятилетий крупнейшие учёные мира. Другая особенность текущего времени состоит в бессилии религии убедить души людей в необходимости самоограничений и сдержанности. Нынешние поколения людей не без оснований не доверяют проповедникам как религиозным, так и светским. Непонимание смысла жизни или его утрата обесценивают существование людей. Один из американских студентов писал: "Мне 22 года, у меня есть учёная степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю бо¢льшими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, - какой во всём этом смысл". Прав был Б.Паскаль, писавший: "Горе людям, не знающим смысла своей жизни".

Человек, осознающий и признающий смысл своего существования, смотрит далеко вперёд, он как бы видит конец жизненного пути и имеет возможность окинуть одним взглядом всю свою жизнь. С точки зрения значения земного существования он оценивает свои повседневные дела и дела других людей. Все поступки выстраиваются в одну линию и последовательно стремятся к конечному результату. Если, к примеру, человек изобретатель, он стремится создать всё более и более совершенные устройства. А когда на исходе жизни ему удаётся то, над чем бился десятки лет, он уйдёт из жизни с сознанием того, что исполнил всё, на что был способен. Учитель найдёт оправдание жизни в учениках, врач - в излеченных людях, офицер – в исполнении воинского долга и т.д. Человек реализовал себя полностью. Но ценен тут не столько результат, сколько процесс. Жизнь прошла в стремлении к чему-то, а не в рефлектировании (нытье) по поводу смысла существовании. Правда, стремятся к своим целям и малосимпатичные персонажи: воры, убийцы, садисты, лжецы. Поэтому в содержание смысла жизни входит стремление не к любым целям, а таким, которые совместимы с ценностями возможно большего числа людей. Избрав в юности карьеру, человек ставит себе ряд последовательных целей, и тратит на их достижение отпущенное судьбой время. Такого не поразит кризис души. Он здоров.

Что же происходит с теми, кто не понимает смысла собственной жизни или не признаёт такой проблемы? При ответе на этот вопрос неизбежны упрощения, но одно следует учесть: речь идёт не о первом поколении таких людей. Позади несколько поколений душевно неразвитых, либо скептически настроенных людей. Сложности жизни одного поколения передаются другому, а в результате образуются феномены общественного сознания, которые как бы оторваны от тех, кто их породил. Для новых поколений людей эти феномены являются такими же объективными условиями жизни, как и дурной климат или бесплодная почва. Новые поколения не знают, как и почему возникло отрицательное явление общественной жизни, они просто принимают его как некую данность, с которой приходится считаться. Далее, в зависимости от меры воспитанности одни люди, не созревшие для преступления, испытывают разлад в душе, тоску, непонимание смысла существования. Они чувствуют себя лишними на пиру жизни. Другим неведомы гамлетовские терзания, они видят лишь цель и равнодушны к средствам её достижения. Субъект, убивший из-за денег мать, знает, что он не первый, кто совершил такой поступок, перед его глазами стоит пример предшественников. Но почему же он это сделал, ведь деньги можно было и заработать? Американский социолог Р.Мертон объясняет такие поступки пропагандой целей без адекватных им средств. Поставим следующий вопрос: почему средства массовой информации и кино пропагандируют цели без соответствующих средств? Потому что им выгодно показывать эффектность целей без нудных, трудоёмких средств их достижения. Молодёжи ведь надо иметь всё сразу и немедленно. Разрыв цели и средств в пропаганде целей быстрее и больше приносит денег, а это как раз то, к чему стремится данная компания. Её не заботит, что зрители воспримут фильм как руководство к действию и через неделю сами попытаются ограбить банк. Ещё проще действуют продавцы наркотиков, фальсифицированных медикаментов, спиртных напитков, продовольственных товаров. Им нет дела до здоровья покупателей, главное получить побольше денег. Когда в обществе набирается некая критическая масса лиц, готовых на преступления ради личного благополучия, его уже нельзя назвать здоровым.

Рационализация общественной жизни, по мнению известного этолога Конрада Лоренца, есть опустошение жизненного пространства, бег наперегонки с самими собой. Общества "болели" и в другие исторические эпохи, однако современные болезни протекают более интенсивно. Представляется возможным выделить несколько болезней, хотя число их явно неполно.

1. Превращение человека в потребителя. Идеологи экономического либерализма горделиво заявляют, что спрос товаров и услуг рождает их предложение на рынке. На вопрос о том, чем порождается спрос, обычно следует невнятный ответ, вроде того, что его причина объективна, и познать её очень сложно. Действительно, необходимость удовлетворять потребности формирует спрос, но если бы речь шла только об удовлетворении потребностей, было бы нетрудно прогнозировать спрос и на этой основе развивать материальное и духовное производство. В этом случае производителям, вряд ли, пришлось бы рассчитывать на сверхприбыли. На самом же деле современные производители ориентируются не столько на потребности, сколько на желания. Количество их неисчислимо, к тому же они быстро сменяют друг друга. Реклама мастерски разжигает желания, без удовлетворения которых индивид чувствует себя отсталым, несовременным, несчастным. Улучшение жизни человека не является целью рекламы. Её единственная цель – превратить человека в покупателя, чтобы увеличить продажи и улучшить финансовые показатели рекламодателя. Для достижения этого и только этого результата её изготавливают, изучая все суеверия, моду, представления и т.п. Нередко в рекламе используют "научные" данные. Прошли косяком "белая смерть" (сахар), "жёлтая смерть" (сливочное масло) и другие "смерти". В годы застоя смертельными обычно объявлялись те товары, которых не хватало в магазинах. В настоящее время магазины завалены товарами, а у населения почему-то не хватает денег, чтобы их купить. Но по- прежнему стоит задача обмануть, прельстить или запугать потенциального потребителя. Например, время от времени обывателей запугивают страшной бедой от работы бытовой электроники в квартире, если они не приобретут технические устройства, уничтожающие зловредные аэрионы. Реклама становится агрессивной. Её задача – выжать деньги из карманов обывателей любой ценой. Создаётся впечатление, что человек нужен лишь как покупатель, а не личность.

По примеру стран Запада в Украине внедряют правила жизни, в которых люди существуют ради экономики, как её потребляющий элемент. Не экономика существует для общества, а общество для экономики. Так средство (экономика) заменила цель (качество жизни). Вместо благосостояния, которое призвана создать экономика, население получет бесконечную гонку за "современным". Это явление имеет пагубные последствия как для продающих, так и для покупающих. Продающие не просто трудятся, занимая определённую нишу в общественном производстве. Нет, они зарабатывают деньги. Как – это другой вопрос, тут уж не до нравственности, поскольку честным путём нельзя быстро разбогатеть. Об этом писал ещё в XVIII веке Бернард Мандевиль в своей "Басне о пчёлах": "Да будет всем глупцам известно,

Что улей жить не может честно.

Богатство, славу умножать,

Притом пороков избежать –

Нельзя; такое положенье

Возможно лишь в воображеньи".

Никакие ухищрения теоретиков экономики не разрешили проблему непротиворечивости делового успеха и нравственности. Население просто привыкло, притерпелось к данному противоречию, как к плохой погоде. Безнравственность в экономике стала нормой поведения. Покупающие находятся не в лучшем положении, они постоянно в движении за всем, что кажется модным. Статистика могла бы дать сведения о десятках миллионов книг, приобретённых любителями собраний сочинений каких-либо литераторов. Но кто из любителей читал приобретённые книги? Большинство приобретателей знает книги не более, как по цвету обложки. Книги рассматриваются им как вещи. Впрочем, и издательства тоже определяют ценность книги не по её содержанию, а по количеству страниц. Бедному Эйнштейну, написавшему диссертацию на восемнадцати страницах, явно бы не повезло. В погоне за модой тратятся силы, средства, нервы, время. Ездил себе спокойно человек на родных "Жигулях", а теперь покой пропал, так как вокруг все ездят на "Мерседесах". Если бы существовала статистика, фиксирующая, с одной стороны количество покупок вещей в единицу времени, и посещений людьми театров, кинотеатров (из числа выживших), библиотек, выставок, концертов и т.п., наметилась бы явная тенденция к многократному превышению первых над вторыми. Мы идём сейчас по пути Запада, но в западных странах уже давно увидели тупик пресыщения и оскудение душ человеческих. Достаточно прочесть книги О.Тоффлера "Шок будущего", Э.Фромма "Бегство от свободы", К.Лоренца "Восемь смертных грехов цивилизованного человечества", И.В.Бестужева- Лады "Альтернативная цивилизация" и др.

2. Некрофилия. В культурах, именующих себя передовыми, всё больше места занимает тема смерти. Кажется, будто от шаманских заклинаний и плясок у костра она перешла в литературу и кино. Только шаман отгонял смерть, а литература и кино её призывают и прославляют. Искусство, согласно классическому канону, призвано возвышать человека над его животностью, а не ставить на одну доску с ними. Ссылки на то, что литература и кино черпают сюжеты из реальной жизни, лишены достаточного основания. Во-первых, искусство не обязано воспроизводить фотографии жизни (это дело науки), во-вторых, надо ещё доказать типичность, распространённость, массовость показываемых явлений, а не лепить ходульные сюжеты, в-третьих, ради чего показывать дно души человеческой? В одном из фильмов К.Муратовой показано, как любящая несовершеннолетняя внучка тщательно готовит убийство любимой бабушки. И осуществляет его. Ему предшествовал во времени советский фильм "Чисто английское убийство". В современных американских "остросюжетных" фильмах всякий уважающий себя режиссёр покажет не менее полудюжины убийств. Тыканье пистолетом в лицо собеседнику стало самым распространённым художественным приёмом. В литературе также нет недостатка в стрельбах и убийствах. Стреляют везде, некоторых не остановили даже пространственные ограничения: книга называется "Выстрел в гробу".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.