Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какова важнейшая характеристика социального действия по М. Веберу? 1 страница




Какой тип социального действия не рассматривал М. Вебер?

Какая религия не нуждается в посреднике между верующим и Богом?

Какую разновидность самоубийства не выделял Э. Дюркгейм?

Что такое «аномия»?

Какая из книг Э. Дюркгейма пока не переведена на русский язык?

Как предлагал рассматривать социальные факты Э. Дюркгейм?

Приверженцем какого методологического направления был Э.Дюркгейм?

Какую идеологию исповедовал Г. Спенсер?

Какой тип социальной организации О. Конт сопоставляет «метафизической» стадии умственного развития?

Какой метод О. Конт считал определяющим для социологии?

Какую стадию развития человеческого духа не выделял О. Конт?

Кто предложил концепцию «экономического человека»?

Какие факторы в развитии общества считали главными Ш. Мон­тескье и современные ему французские философы?

Какая концепция принадлежит Ж.-Ж. Руссо?

Что, по мнению Т. Гоббса, обеспечивает единство общества?

а) государство

б) добровольное согласие людей

в) мораль

г) религия

а) общественного договора

б) общественного насилия

в) общественного призрения

г) общественного согласия

а) моральные

б) научные

в) природные

г) стихийные

а) Дж. Кейнс

б) К. Маркс

в) Л. Мизес

г) А. Смит

а) естественную

б) метафизическую

в) научную

г) теологическую

а) исторически

б) логический

в) психологический

г) статистический

а) рабовладение

б) феодализм

в) капитализм

г) социализм

а) анархизм

б) интеракционизм

в) либерализм

г) тоталитаризм

а) агностицизм

б) социальный номинализм

в) социальный реализм

г) социалистический реализм

а) как вещи

б) как процессы

в) как структуры

г) как явления

а) «Метод социологии»

б) «О разделении общественного труда»

в) «Самоубийство»

г) «Элементарные формы религиозной жизни»

а) отклоняющееся поведение

б) социальная болезнь

в) ценностно-нормативный вакуум

г) эстетическое уродство

а) альтруистическое

б) аномическое

в) специфическое

г) эгоистическое

а) ислам

б) католицизм

в) православие

г) протестантизм

а) аффективное

б) эффективное

в) целерациональное

г) ценностно-рациональное

а) забота о собственной выгоде

б) ориентация на действия других людей

в) ориентация на последствия

д) спонтанное поведение

18. Кто считается основателем формальной социологии:

а) М. Вебер

б) Э. Дюркгейм

в) Г. Зиммель

г) Г. Спенсер

19.Как Г. Зиммель трактовал историческую истину?

а) как отражение исторической действительности

б) как результат человеческого понимания

в) как результат борьбы классов

г) как случайный результат разнокачественных взаимодействий

20.Какой вид подчинения не выделял Г. Зиммель?

а) внутреннему побуждению

б) группе

в) закону

г) личности

21.Какой тип культуры не рассматривается П. Сорокиным?

а) идеалистический

б) идеациональный

в) материалистический

г) чувственный

22.Как П. Сорокин определял социальную стратификацию?

а) совокупность социальных классовов

б) совокупность взаимодействующих общественных групп

в) дифференциация некоторой совокупности людей на классы в иерархическом ранге

г) иерархическое подразделение членов общества в зависимости от объема их социального капитала

23.Какое важнейшее понятие лежит в основе теории Т. Парсонса?

а) социальное действие

6) социальный институт

в) социальная структура

г) социальная стратификация

24.Какую функцию согласно Т. Парсонсу выполняет социальная подсистема в общей системе действия?

а) дифференцирующую

б) интегративную

в) адаптивную

г) разделительную

25.Какую подсистему Т. Парсонс считал ответственной за обес­печение единства общества?

а) культурную

б) политическую

в) социальную

г) экономическую

26.Кто из этих социологов не относится к направлению сим­волического интеракционизма?

а) Г. Блумер

б) П. Бурдье

в) Ч. X. Кули

г) Дж. Г. Мид

27.Что, кроме реальных действий, принимает во внимание симво­лический интеракционизм?

а) идеи

б) намерения

в) побуждения

г) теории

28.Как звучит «теорема Томаса»?

а) если вы хотите что-то получить, вы должны что-то предложить взамен

б) если ситуация определяется как реальная, то она реальна по своим последствиям

в) если индивид хочет произвести впечатление, то он должен использовать специальную технику презентации

г) если индивид не имеет опыта действия в аналогичных ситуа­циях, то в конкретной ситуации он действует исходя из эмо­циональных побуждений

29.Как трактуют «жизненный мир» Э. Гуссерль и вслед за ним А. Шюц?

а) как реальное физическое пространство

б) как мир идей индивида

в) как набор доступных индивиду жизненных ресурсов

г) как естественно существующее понятие о мире

30.Что является важнейшим механизмом легитимации по П. Бер­геру и Т. Лукману?

а) первичные знания

б) рудиментарные теоретические утверждения

в) явные теории легитимации

г) символические универсумы

31.Как возникает социальный порядок согласно П. Бергеру и Т. Лукману?

а) в силу институционализации поведенческих схем

б) устанавливается государством

в) постепенно создается в повседневной жизни

г) конструируется индивидами

32.Что изучает этнометодология?

а) обычаи и нравы различных народов

б) верования и религии

в) методологию исследования этносов

г) правила поведения людей в повседневной жизни

33.Какой подход использует в своих исследованиях И. Гофман?

а) драматургический

в) формально-логический

б) исторический

г) этнометодологический

34.Какая из социологических теорий носит преимущественно футурологопрогностический характер?

а) постиндустриализм

б) символический интеракционизм

в) структурный фунционализм

г) этнометодология

35.Какие технологии играют решающую роль в индустриальном обществе?

а) капиталоемкие

б) наукоемкие

в) трудоемкие

г) фондоемкие

36.Чем отличается выделенный М. Кастельсом «информациональный» способ общественного развития?

а) влиянием знаний на производство

б) влиянием знаний на само знание

в) влиянием экономики на знание

г) влиянием экономики на культуру

37.Зачем П. Бурдье вводит понятие «агент» вместо «субъект»?

а) чтобы отразить политический характер приложений своей теории

б) чтобы показать оригинальность этой теории

в) чтобы подчеркнуть самостоятельность агентов в противопо­ложность заданности действий субъектов

г) чтобы избежать противопоставления субъекта и объекта

38.Что П. Бурдье понимает под «габитусом»?

а) местообитание агента

б) совокупность жизненных интересов агента

в) систему диспозиций, порождающую и структурирующую практику и представления агента

г) влияние социального капитала агента на его положение в об­ществе

39.Какой подход использует Н. Луман?

а) логико-математический

б) эмпирико-статистический

в) системно-теоретический

г)качественно-социологический

40.Почему Н. Луман предложил перейти от понятия действия к понятию коммуникации?

а) чтобы создать оригинальную теорию

б) чтобы отразить возрастающую роль коммуникаций в совре­менном обществе

в) чтобы избавиться от нечеткости в определении действия

г) чтобы обеспечить замкнутость в определении социальной си­стемы

41.Что из названного не было создано Я. Морено?

а) групповая психотерапия

б) социометрия

в) психодрама

г) этнометодология

42.Что Я. Морено понимал под «социальным атомом»?

а) индивида

б) индивида и всю совокупность релевантных социальных отно­шений

в) социальную группу

г) социальную организацию

43.Что понимает А. Шюц под домом?

а) пристанище

б) место жительства

в) нулевую точку в нашей системе координат

г) идеальную точку отсчета

44.Кто определяет правила поведения в доме?

а) индивид

б) семья

в) социальная группа

г) общество

45.Какое социальное отношение А. Шюц предлагает считать пер­вичным?

а) чистое я-отношение

б) чистое мы-отношение

в) смешанное я-отношение

г) смешанное мы-отношение

46.Чем являются первичные группы по А. Шюцу?

а) социальными общностями

б) социальными институтами

в) продуктами сознания

г) институционализированными ситуациями

47.Что такое повседневная жизнь по П. Бергеру и Т. Лукману?

а) реальность, интерпретируемая людьми и имеющая для них субъективную значимость

б) реальность, данная нам в ощущениях

в) производное от ощущении

г) синтез коллективных представлений

48.Какой характер носит сознание по Бергеру и Лукману?

а) рациональный

б) иррациональный

в) национальный

г) интенциональный

49.Какая из множества реальностей имеет привилегированное зна­чение?

а) идеологизированная реальность

б) реальность Я повседневной жизни

в) объективная реальность

г) субъективная реальность

50.Что упорядочивает реальность по Бергеру и Лукману?

а) язык

б) нормы

в) закон

г) ценности

51.Что не было присуще дореволюционной российской соци­оологии?

а) использование достижений других социальных наук

б) участие в общественной жизни

в) использование результатов зарубежных социологов

г) склонность к построению «башни из слоновой кости»

52.Кто считается автором первого российского сочинения по со­циологии политики?

а) М. Ковалевский

б) Г. Плеханов

в)А. Стронин

г) Б. Чичерин

 

Контрольные вопросы

 

1. Какой подход пока не используется при определении общества

а) конфликтологический

б) культурно-аналитический

в) системный

г) экономический

2. Какой из названных признаков не применяется при определении общества по Р. Маршу

а) политическая независимость

б) постоянство территории

в) развитая культура

г) общий язык

З.Чего не требуется для возникновения социального института

а) всенародного голосования

б) культурной среды

в) потребности

г) ресурсов

4. Какие функции социальных институтов Р. Мертон назвал латен­тными

а) замедленные

б) реальные

в) отсроченные

г) скрытые

5.Что не является социальным институтом

а) авторитет

б) религия

в) семья

г) образование

6. Какую семью называют нуклеарной

а) включающую только родителей и детей

б) состоящую из однополых партнеров

в) молодоженов, живущих отдельно от родителей

г) где муж и жена — специалисты в области ядерной физики

7. Какой из этих терминов использовал Э. Трельч для обозначения

одного из типов религиозной организации

а) ассоциация

б) деноминация

в) институция

г) конфирмация

8.С какой основной проблемой сталкивается российская система

образования

а) необходимость пересмотра ряда учебных программ

б) нехватка учителей

в) недостаточное финансирование

г) нежелание учиться

9.К какому типу экономической системы принадлежала экономика

бывшего СССР

а) частное предпринимательство, ориентированное на потреби­телей

б) частное предпринимательство с элементами государственно­го регулирования

в) государственное предпринимательство, в котором цены оп­ределяются спросом

г) государственное предпринимательство на основе центра­лизованного планирования

10.Какой тип авторитета не выделял М. Вебер

а) анархический

б) рационально-легитимный

в) традиционный

г) харизматический

11.Какой тип государственного устройства неизвестен науке

а) авторитарное

б) демократическое

в) технократическое

г) тоталитарное

12.Элементом какой политической системы является гражданское общество

а) авторитарной

б) демократической

в) тоталитарной

г) анархической

13.Что не является источником возрастания сложности общества по М. Крозье

а) ускорение научного развития

б) развитие экономики

в) изменение социальных и политических правил

г) культурная диверсификация

14.В чем заключается главная тенденция общественного развития по М. Крозье

а) в росте тоталитаризма

б) в стремлении к свободе

в) в культурном плюрализме

г) в росте бюрократии

15.Какой ресурс играет важнейшую роль по мнению М. Крозье

а) сырье

б) техника

в) капитал

м

г) люди

16.В чем прежде всего является для М. Крозье менеджмент

а) средством повышения эффективности организации

б) средством улучшения социально-психологической атмосфе­ры

в) средством уменьшения сложности

г) научной теорией

17.Что определяет успех управленческих реформ по М. Крозье

а) воля менеджеров

б) финансовые ресурсы

в) согласие персонала

г) использование знаний

18.Каким должно быть, по мнению М. Крозье, государство

а) либеральным

б) радикальным

в) тоталитарным

г) умеренным

19.Какая схема, по М. Крозье, должна характеризовать реформу государственного управления

а) цель — средства

б) товар — деньги — товар

в) принуждения — цели

г) принуждение — побуждение — убеждение

20. Какое из этих свойств не является индикатором принадлежности к социальной группе

а) внешняя идентичность

б) самоидентификация

в) способ взаимодействия

г) способ производства

21. Какую группу называют экспрессивной:

а) бурно выражающую свои чувства и эмоции

б) ориентированную на расширение контактов с внешним ми­ром

в) удовлетворяющую потребности своих членов в общении и са­моутверждении

г) предпочитающую пользоваться экспрессами

22. Какая структура коммуникаций не была выделена в экспе­риментах Г. Ливитта

а) колесо

б) круг

в) треугольник

г) цепочка

23.Каких социальных общностей не бывает:

а) виртуальных

б) номинальных

в) реальных

г) мнимых

24.Кто такой маргинал

а) приверженец крайних политических взглядов

б) деклассированный элемент

в) человек, покинувший одну социальную общность и не при­мкнувший к другой

г) человек, утративший адекватное представление о реальности

25.Чем толпа отличается от массы

а) наличием непосредственной физической близости

б) наличием лидера

в) наличием цели

г) наличием внутренней структуры

26.Что такое социальная роль

а) занимаемая индивидом должность

б) набор действий, выполняемых социальной группой

в) ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека

г) способность человека к притворству для достижения же­лаемой цели

27.Какой из этих признаков не относится к характеристике соци­альной роли

а) масштаб

б) интенсивность

в) мотивация

г) формализация

28.Что такое ролевой конфликт

а) конфликт, обусловленный данной ролью

б) конфликт между потенциальными претендентами на одну и ту же роль

в) конфликт между режиссером и актером

г) противоречие между несколькими ролями одного субъекта

29.Что понимается под социализацией

а) обобществление собственности

б) становление социалистического государственного устройства

в) создание новой социальной общности

г) освоение индивидом социальных ролей

30.Что из нижеперечисленного не входит в концепцию «зер­кального Я» Ч. X. Кули

а) представление о восприятии нас другими людьми

б) представление о реакции других людей на нас

в) воздействие реакции других на наше поведение

г) копирование поведения других в своих действиях

31.Какую стадию развития личности не выделял Дж. Г. Мид

а) игра

б) коллективная игра

в) имитация

г) мистификация

32.Какую стадию развития не выделял в своей когнитивной теории Ж. Пиаже

а) сенсомоторную

б) предоперациональную

в) постоперациональную

г) стадию конкретных операций

33.Что из ниженазванного не является отличием социализации взрослых от социализации детей по О. Бриму

а) дети только усваивают нормы, а взрослые могут их оценивать

б) детская социализация формирует базовые ценностные ори­ентации, а взрослая только корректирует внешнее поведение

в) взрослые в отличие от детей сами направляют свою социали­зацию

г) детская социализация направлена на формирование мо­тивации, а взрослая — на овладение определенными навы­ками

34.В чем заключается основная идея теории социализации Р. Гоулда

а) взрослая социализация является продолжением детской

б) в ходе социализаци взрослые избавляются от полученных в детстве наивных предубеждений

в) взрослая социализация направлена на овладение более слож­ными поведенческими навыками

т) взрослые испытывают более сильное давление общественных обязанностей

35.Что не является психологическим механизмом социализации

а) имитация

б) идентификация

в) гордость

г) стыд

36.Что такое диада

а) древнее божество

б) группа из двух человек

в) из десяти человек

г) правило выбора из альтернативных вариантов

37.Какую роль третьего члена группы не выделял Г. Зиммель

а) безучастного посредника

б) ревнивого любовника

в) хитрого тактика

г) оппортуниста

38. Какое число участников некоторые социологи считают опти­мальным для группы

а) 2

б) 3

в) 5

г) 6

39.Чем характеризуется малая группа

а) безличным характером взаимосвязи между членами группы

б) наличием общих интересов и взглядов у членов группы

в) непосредственными личными контактами между членами группы

г) низким уровнем конфликтности

40.Что является главным условием для возникновения малой груп­пы

а) длительное знакомство людей друг с другом

б) общность интересов, профессии, деятельности

в) психологическая совместимость всех членов группы

г) окончание людьми одного учебного заведения

41. Какой тезис не соответствует структуралистскому подходу к по­ниманию группы

а) группа — совокупность статусных позиций

б) группа — своеобразное социальное поле, влияющее на пове­дение членов группы

в) любой человек подвергается воздействию разных социальных полей

г) группа — совокупность индивидов, объединенных общими социальными признаками

42.Какие условия необходимы для выполнения роли лидера

а) наличие у члена группы лидерских качеств и способностей

б) признание группой особой ценности вклада в ее деятельность участника группы, демонстрирующего поведение лидера

в) успешное выполнение лидерской роли в другой группе

г) выбор лидера группой в ходе голосования

43.Что является одним из важных показателей существования груп­пы?

а) формирование «ядра» группы

б) увеличение свободного времени, проводимого членами груп­пами совместно

в) обретение групповой символики

г) приобретение всеми членами группы одежды одной торговой марки

44.Что понимается под коллективом?

а) сплоченная организованная группа

б) диффузная группа

в) профессиональная группа

г) ассоциация

45. Кто выступает главным субъектом развития коллектива на его начальной стадии?

а) «ядро» коллектива

б) коллектив в целом

в) лидер коллектива

г) руководитель коллектива

46. Какой стиль руководства коллективом характерен для высшей стадии его развития?

а) авторитарный

б) демократический

в) коллегиальный

г) бюрократический

47. Какую функцию не выполняет коллектив?

а) экономическую

б) политическую

в) развлекательную

г) социальную

48.Какие отношения в рамках семьи называют «браком»?

а) недоброкачественные и недружелюбные

б) связывающие родителей и детей

в) связывающие супругов правами и обязанностями

г) объединяющие всех членов семьи.

49.Чем характеризуется полигамный брак?

а) объединением в одной семье нескольких поколений

б) наличием большого количества детей

в) предварительной договоренностью родителей супругов

г) наличием у человека нескольких супругов/супруг

50. Как с позиций распределения власти в семье можно определить матриархат?

а) доминирование мужчин

б) власть детей

в) доминирование женщин

г) власть старушек

51. Какие функции семья не должна выполнять как особый соци­альный институт?

а) экономические

б) политические

в) воспитательные

г) репродуктивные

 

Контрольные вопросы

 

1.Какой процесс М. Вебер назвал рутинизацией харизмы

а) превращение харизматической группы в упорядоченную орга­низацию

б) регистрацию общественного движения как политической партии

в) замену харизматического лидера бюрократическим руководи­телем

г) утрату харизматическим лидером своего специфического авторитета

2.Какое свойство не является отличительным признаком доб­ровольной ассоциации

а) защита интересов своих членов

б) добровольность вхождения в ассоциацию

в) отсутствие связи с государственными органами

г) антиправительственная направленность

3.К какому типу организаций относятся офицерские учебные за­

ведения

а) бюрократические организации

б) добровольные ассоциации

в) учреждения тотального типа

г) харизматические группы

4.На что направлен регламент учреждений тотального типа

а) на раскрытие индивидуальных способностей человека

б) на освоение новых знаний и навыков

в) на интенсивное освоение новой социальной роли и вы­теснение остальных

г) на выполнение производственных задач

5.Какой из этих признаков не является характеристикой бю­рократической организации по М. Веберу

а) иерархия

б) правила

в) разделение труда

г) самоорганизация

6.Из чего исходит конфликтологический подход к теории органи­заций

а) из конфликтов между организациями

б) из борьбы за власть внутри организации

в) из роли организаций в разрешении конфликтов

г) из конфликтной природы лидерства в организации

7.Какой уровень не выделяется в организации

а) индивидуальный

б) групповой

в) территориальный

г) общеорганизационный

8.На основе чего следует разрешать конфликты в организации

а) компромисса

б) паритета

в) применения силы

г) применения авторитета

9.Какой аспект не выделяется при анализе организации

а) инструмент для решения общественных задач

б) социальная общность

в) безличная структура

г) политическая система

10.Что не является принципиальным при определении органи­зации

а) иерархия

б) мотивация

в) управление

г) цели

11.Какой тип организационных целей не выделяется

а) цели-задания

б) цели-системы

в) цели-ориентации

г) поисковые цели

12.Что не подразумевает организационная иерархия

а) власть

б) применение силы

в) одностороннюю личную зависимость

г) централизацию

13.Какой аспект не относится к управлению

а) исследование

б) организационный порядок

в) самоорганизация

г) целенаправленное воздействие

14.Что не является отличительной чертой в неформальной орга­низации

а) спонтанность

б) совместное существование с формальной организацией

в) совместная деятельность во внеслужебное время

г) служебное, деловое содержание

15.Что не входит в число источников в неформальной самоор­ганизации

а) функциональная недостаточность формальной организации

б) социальная интеграция в рамках организации

в) разделение функции и личности

г) целенаправленное воздействие заинтересованных субъектов

16.Какая компонента не входит в состав социально-психологической структуры организации

а) лидерство

б) имитация

в) престиж

г) чувства

17. Что является важнейшим признаком социальной стратификации

а) авторитет

б) иерархия

в) власть

г) харизма

18.Какой из этих статусов является аскриптивным

а) математик

б) руководитель

в) отец

г) негр

19.Каков основной статус А. С. Пушкина?

а) арап

б) дворянин

в) кавалер

г) поэт

20.Какой главный критерий социальной стратификации использует П. Бурдье

а) доход

б) власть

в) престиж

г) образование

21. Какой из этих признаков М. Вебер не включал в число кри­териев стратификации

а) богатство

б) власть

в) престиж

г) титул

22.Какая из стратификационных систем не использует прямого насилия

а) физико-генетическая

б) рабовладельческая

в) этакратическая

г) классовая

23.К какому типу стратификационной системы относилось со­ветское общество

а) этакратическому

б) социально-профессиональному

в) культурно-символическому

г) культурно-нормативному

24.Какой из этих способов соотношения понятия класса и слоя не используется

а) как синонимы

б) как антонимы

в) класс как частный случай слоя

г) класс только в связи с конфликтом, слой — более общее по­нятие

25.Как можно перевести термин «стратификация»

а) расслоение

б) соотношение

в) предпочтение

г) упорядочение

26.Кто внес наибольший вклад в теорию социальной мобильности

а) П. Бурдье

б) М. Вебер

в) Э. Дюркгейм

г) П. Сорокин

27. Какое измерение не применяется к социальной мобильности

а) горизонтальная — вертикальная

б) восходящая — нисходящая

в) индивидуальная — групповая

г)классическая — современная

28.К какому типу социальной мобильности относится изменение положения научных работников в современной России по срав­нению с СССР

а) индивидуальная восходящая

б) индивидуальная нисходящая

в) массовая восходящая

г) массовая нисходящая

29. Какие из этих модальностей не применял П. Сорокин при анализе социальных взаимодействий

а) одностороннее — двустороннее

б) организованное — неорганизованное

в) частное — общественное

г) продолжительное — непродолжительное

30.Что означает экстенсивность социального взаимодействия

а) его склонность к расширению

б) его направленность на внешний мир




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.357 сек.