Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения взаимодействия следователя и органа дознания




На современном этапе развития российского общества с учетом со­стояния в нем преступности не может быть и речи об эффективном предварительном расследовании преступлений, особенно преступ­лений, совершаемых организованными преступными группами или сообществами, без оперативно-розыскного сопровождения.

Сущность рассматриваемого взаимодействия можно определить следующим образом.

Взаимодействие следователя в процессе предварительного следст­вия и органа дознания — основанные на уголовно-процессуальном законе и подзаконных актах, согласованные по субъектам, объектам и предметам, месту, времени, методам и способам их деятельность и правоотношения с целью наиболее успешного и эффективного достижения целей и решения задач уголовного процесса.

Взаимодействие указанных государственных органов и должно­стных лиц правоохранительных органов обусловливается следую­щими объективными предпосылками:

1) общностью стоящих перед следователем и органом дознания целей и задач по борьбе с преступностью;

2) различием полномочий следователя в сфере уголовного судо­производства и органов дознания в области оперативно-розыскной деятельности;

3) специфичностью сил, средств и методов, применяемых со­трудниками (оперуполномоченными и инспекторами) органов доз­нания и следователями в сфере борьбы с преступностью;

4) самостоятельностью следователя и органа дознания, выте­кающей из отсутствия административной подчиненности их друг другу;

5) подчиненностью в своей деятельности различным законам, носящим специфический, содержательный характер в силу приро­ды, сущности, характера и содержания соответствующих видов (следственной и оперативно-розыскной) деятельности.

Необходимо иметь в виду, что положения, регулирующие взаи­модействие следователя и органа дознания, изложены не только в

II. Предварительное досудебное производство

уголовно-процессуальном законе и Законе об оперативно-розыскной деятельности, но и в подзаконных актах многих мини­стерств, ведомств и служб, осуществляющих различным образом (специфическими методами, способами, средствами) борьбу с пре­ступностью.

Среди них особое значение имеют следующие положения.

1. Субъектами взаимодействия являются следователи и соответ­ствующий (в силу их многочисленности) орган дознания.

2. Письменные требования прокурора и следователя, обращен­ные к органу дознания, обязательны для исполнения последним из субъектов взаимодействия по уголовному делу.

3. Письменные требования следователя должны быть направле­ны органу дознания, т.е. его начальнику, но ни в коем случае не конкретному сотруднику оперативного подразделения.

Возможность дачи прокурором письменных указаний непосред­ственно дознавателю (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) не колеблет данного принципиального положения по двум причинам.

Во-первых, прокурор может давать указания о производстве только процессуальных действий.

Во-вторых, сотрудник органа дознания не может быть дознава­телем, если он проводил или проводит по уголовному делу оператив­но-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ). Именно этим пра­вилом должны руководствоваться начальники органа дознания и подразделения дознания при определении сотрудника, которому они поручают производство дознания.

4. Письменные указания следователя органу дознания должны ставить лишь задачу по установлению каких-то обстоятельств, отно­сящихся к предмету предварительного следствия.

Необходимость взаимодействия следователя и органа дознания в процессе производства предварительного следствия возникает:

а) при выезде следователя на осмотр места происшествия, в том числе при раскрытии уголовных дел о преступлениях «по горячим следам»;

б) при решении различных вопросов о возбуждении уголовных дел о преступлениях, подследственных следователям, по имеющим­ся оперативно-розыскным материалам;

в) после возбуждения уголовного дела о преступлениях, предва­рительное расследование которых в форме следствия отнесено уго­ловно-процессуальным законом к подследственности следователей для установления их фактических обстоятельств и лиц, их совер­шивших;

г) в работе следственных групп с привлечением оперативных ра­ботников, создаваемых для расследования сложных уголовных дел

17. Основы взаимодействия следователя и органа дознания

или уголовных дел большого объема (многоэпизодных), а также уголовных дел о преступлениях прошлых лет (т.е. не раскрытых в соответствующее время).

В частности, в 2006 г. раскрыто более 49 000 преступлений про­шлых лет1;

д) когда следователь при расследовании уголовного дела испы­тывает затруднения в отыскании (обнаружении) доказательств и их источников;

е) когда в процессе предварительного следствия по уголовному делу требуется осуществление функций, специфически присущих только органу дознания и связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности;

ж) когда следователь по уголовному делу один физически не может эффективно произвести конкретное следственное действие или одновременно осуществить комплекс следственных действий;

з) когда по уголовному делу неизвестно место нахождения иму­щества, на которое должен быть наложен арест для обеспечения предъявленного гражданского иска, других имущественных взыска­ний или возможной конфискации имущества;

и) когда по уголовному делу не обнаружено лицо, совершившее преступление и подлежащее привлечению в уголовном судопроиз­водстве в качестве обвиняемого;

к) при проведении воспитательно-предупредительной (профи­лактической) работы с населением на обслуживаемом следователем участке и т.д.

Социально-правовое значение взаимодействия следователя и ор­гана дознания определяется тем, что оно обеспечивает:

1) координацию в борьбе с преступностью сил и средств госу­дарственных органов, обладающих в соответствии с отечественным законодательством различными возможностями;

2) концентрацию сил и средств различных государственных ор­ганов в борьбе с наиболее тяжкими преступлениями, организован­ными преступными группами, в том числе регионального, межре­гионального и международного масштаба;

3) своевременное обнаружение преступлений, возбуждение уго­ловного дела, раскрытие и предварительное расследование тяжких и особо тяжких преступлений, подследственных следователям;

4) надлежащую защиту прав, свобод и законных интересов насе­ления России.

Фалалеев М. Порядок на улице разбитых фонарей. МВД приступило к полной ликвидации преступных сообществ // Российская газета. 2007. 9 февраля.

II. Предварительное досудебное производство

Правовой основой рассматриваемого взаимодействия являются нормы уголовно-процессуального законодательства, Федерального закона от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», подзаконных актов Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ России и других государственных органов, осуществляющих уголовное судо­производство или обеспечивающих его оперативно-розыскное со­провождение.

В правовой литературе специалисты различают процессуальные и организационные формы взаимодействия по уголовному делу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.