КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Местные органы власти
1-й период. Система местного управления была проста. Кроме местных князей на территории посылались представители центральной власти – наместники и волостели. Они получали за свою службу особый налог с населения, который обеспечивал их существование. Органом местного крестьянского самоуправления являлась территориальная община – вервь, которая занималась перераспределением земельных наделов, осуществляла полицейский надзор, решала налогово-финансовые, судебные вопросы. 2-й период. Особая система, отличная от других княжеств, сложилась в Новгородской земле. Новгород имел четко организованную систему самоуправления. Город делился на пять «концов», «концы» подразделялись на «сотки», «сотки» – на «улицы». В каждом «конце» собиралось свое кончанское вече с выборным старостой. Низшей ступенью организации в Новгороде было объединение соседей – уличан – также с выборными старостами во главе. Все местные органы следили за благоустройством города и торговлей. Собственно Новгородская земля в территориально-географическом отношении делилась на пятины – пять областей. Каждая пятина приписывалась к одному из концов Новгорода. Центром самоуправления пятин был пригород. Управление землями республики осуществлялось из Новгорода, но с одновременным представлением известной самостоятельности. В северо-восточных землях Руси местное управление находилось в руках наместников, отправляемых центральной властью в города, и волостелей – в сельской местности. 3-й период. Историю развития местного управления этого периода можно условно разделить на 3 этапа. 1-й этап – управление через наместников и волостелей, т. е. действие системы «кормлений»; 2-й этап – время губного и земского управления (самоуправление); 3-й этап – система приказно-воеводского управления в сочетании с местным самоуправлением. 1-й этап. Земли, не приписанные к княжескому двору, входили в круг управления наместников и волостелей. Они являлись представителями верховной власти, осуществляли свои полномочия, опираясь на подчиненный им административный аппарат. Кормление – это система содержания должностных лиц за счет местного населения. Корма собирались два-три раза в год в форме продуктов, части различных пошлин с торгов и лавок. Функции наместников и волостелей были достаточно обширны: сбор податей, пошлин, суд. Но присылаемые из центра на короткий срок наместники и волостели были более заинтересованы в обогащении, нежели в эффективном управлении своей территорией. 2-й этап. С середины XVI в. сословно-представительными органами на местах становятся земские и губные избы. Термин «губа» не имеет четкого объяснения и в данном случае понимается как определенная административная единица. Выборные губные учреждения первоначально образовывались для преследования разбойников, суда над ними, заведования тюрьмами и регистрации приезжих и проезжающих людей. Выборы губных органов носили всесословный характер: в них принимали участие помещики, служилые люди, крестьяне, то есть все население уезда. Выборный глава назывался губной староста. Ему в помощь придавались десятские и так называемые «лучшие люди», замененные впоследствии целовальниками. Избирался и губной дьяк. Эти лица в совокупности составляли одно учреждение – губную избу. К XVII веку губные органы стали заниматься всеми делами местного управления на своей территории. В 1555–1556 годах была проведена земская реформа Ивана IV, т. е. окончательно отменена система кормлений и введены земские учреждения. Земские учреждения не имели всесословного характера. От участия в земских учреждениях были отстранены служилые люди. Как правило, земские органы действовали в границах волости. Земская власть осуществлялась земскими старостами, а также земскими дьяками и «лучшими» людьми (целовальниками, именуемыми также земскими судьями). Полномочия земских властей распространялись также на все ветви управления: полицейское, финансовое, экономическое. Осуществляли они и судебную власть. Деятельность губных и земских изб контролировалась различными отраслевыми приказами. Организация самоуправления усиливала позиции дворянства и богатых горожан, способствовала централизации государства. 3-й этап. В XVII веке местное управление бюрократизируется: на местах устанавливается система приказно-воеводского управления. Первоначально воевода, назначаемый из центра, осуществлял контроль за губными и земскими органами, не вмешиваясь в их деятельность. Однако в дальнейшем ситуация меняется и воевода получает на местах все больше полномочий. Воевода соединял власть административную и военную, контролировал сбор податей, ведал судом. Свою деятельность он осуществлял с помощью специального аппарата – приказной избы. Приказно-воеводское управление отвечало потребностям формирующегося абсолютизма. 4-й период. В первой четверти XVIII века перестройка местного аппарата была вызвана многочисленными правительственными мероприятиями в экономической, финансовой и военной областях. Усиления карательных мер требовали и антифеодальные волнения. В 1708 году вводится новое административно-территориальное деление – губернии. К 1719 году сложилась следующая система административно-территориального деления и местного управления: Губернатор имел административные, финансовые, полицейские, судебные функции. На воевод возлагались полномочия в сфере финансовой, полицейской и народно-хозяйственной деятельности. К деятельности земских комиссаров были отнесены разнообразные финансовые, полицейские, хозяйственные и даже нравственно-просветительные обязанности. Но основной его задачей был сбор налогов. С 1699 года начались изменения в области управления городами. В Москве была создана Бурмистерская палата, в 1700 году переименованная в Ратушу. В ее ведении находились управление посадским населением и сбор доходов со всех российских городов. На местах управление городскими делами входило в компетенцию земских изб. В 1721 году издается Регламент Главному магистрату, а в 1724 году – инструкция городовым магистратам. Городовые магистраты являлись коллегиальными выборными органами управления. Их компетенция распространялась на финансовые, судебные и организационные вопросы. Серьезные преобразования в области местного управления были проведены при Екатерине II. Это было вызвано недостатками в данной сфере: большие размеры губерний, ненадлежащее количество органов управления, смешение различных функций в одном органе управления, слабость выполнения карательных функций. В 1775 году было издано Учреждение для управления губерний Российской империи. Необходимо отметить следующие важнейшие моменты: - упразднены провинции – Россия делится на губернии, губернии на уезды; - число губерний увеличено; - в основу губернского деления положен количественный принцип: одна губерния – 300–400 тыс. жителей; - сделана попытка разделить административные, финансовые и судебные дела. Органы местного управления Губернатор, стоящий во главе губернии, назначался и снимался императором. Именно губернатор обладал всей полнотой власти на своей территории. Появилась и должность вице-губернатора, который не только являлся помощником главы губернии, но и возглавлял казенную палату. При Екатерине II получило развитие и самоуправление, основной характерной чертой которого являлся его сословный характер. Сословным обществам было предоставлено право замещать по выбору значительную часть должностей губернской, городской и уездной администрации и суда. Учреждались губернские и уездные дворянские собрания для выбора должностных лиц, а также для заведования сословными нуждами. Для общего управления сословными делами появились должности предводителей губернского и уездного дворянства. Получило развитие и городское самоуправление. В городах, помимо магистратов, создавались общая городская дума и ее исполнительный орган – шестигласная дума. Общая городская дума – это представительный орган, состоящий из выборных от каждого из шести разрядов городского населения. Следует отметить, что многие сферы городского управления продолжали оставаться в ведении государственных органов (например, городничего). 5-й период. Местные органы управления в начале XIX века практически не изменились. Губернаторы были провозглашены «хозяевами губерний». Во главе уездов назначались капитан-исправники. Для управления казенными крестьянами начали создаваться новые единицы – волости, которые управлялись волостными правлениями, состоящими из волостного головы, старост, писаря. 6-й период. Главой местной администрации продолжал оставаться губернатор, за которым сохранялась основная власть в губернии. В конце XIX – начале XX века права губернатора чрезвычайно расширяются (в связи с Первой русской революцией и мировой войной). Но основные изменения местного управления связаны с реформами, проведенными императором Александром II. Они преследовали цель развить начала местного самоуправления в России.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |