КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планы семинарских занятий. Все издания, предлагаемые в списке литературы, имеются в библиотеке БГУЭП
Все издания, предлагаемые в списке литературы, имеются в библиотеке БГУЭП. Очень часто Вы задаете вопрос: «А нужно ли писать конспект используемой литературы?». Это Ваше личное дело, но все же мы рекомендовали бы Вам записывать основные положения раздела монографии или статьи. Одновременно Вы изучаете несколько предметов и получаете большой объем информации. Даже если у Вас прекрасная память и Вы можете выступать на семинаре не пользуясь никакими записями, вряд ли Вы к контрольной работе, тесту или экзамену полностью будете помнить материал, прочитанный несколько недель, а то и месяцев, назад. Поэтому следует иметь тетрадь для семинарских занятий, которая пригодится Вам не только для текущей работы, но и для подготовки к зачету и экзамену. Готовясь к ответу на семинарском занятии Вам необходимо «соединить» знания первоисточника со знанием литературы. Обосновывая выдвинутый тезис, Вы должны подкрепить его ссылкой на какую-либо статью закона. Например, на семинаре рассматривается вопрос о привилегированном положении боярства в Древнерусском государстве. Следовательно, Ваш ответ должен подтвердить это положение соответствующей статьей: «Согласно статье 3 Пространной редакции Русской правды…..» Вам следует помнить, что готовится необходимо ко всем вопросам, предложенным в плане семинарского занятия. Итог работы подводит преподаватель, а он учитывает полноту ответа и активность работы на семинаре. Поэтому, если Вы выступите один раз при обсуждении только одной проблемы, Вы можете просто не получить достаточного количества баллов по данной теме. В некоторых темах указаны вопросы для самостоятельного изучения. Это, конечно, не означает, что Вы будете получать по ним информацию только самостоятельно. Данные проблемы, как правило, очень подробно излагаются в лекционном курсе. Вы должны расширить и углубить знания по эти вопросам. Помощь вы сможете получить на еженедельной консультации у преподавателя. Для более успешного усвоения темы и глубокого знакомства с памятниками права Вам предлагается разбор или составление казусов, который Вы делаете дома и в письменном виде сдаете преподавателю. Мы надеемся, что наши советы и рекомендации помогут Вам успешно и с интересом готовиться к занятиям по истории отечественного государства и права. Раздел I. Государственный строй. IX век – 1917 год Семинар 1. Древнерусское государство (3 часа) 1. Причины образования Древнерусского государства. Норманская и антинорманская версии 2. Органы власти и управления Древнерусского государства Литература: 1. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории – 2000. – № 3. – С. 51–61. 2. Боргман А.И. Повторительный и дополнительный…Б.м., 1915, 415 с. 3. Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя древней Руси. – Спб.: Наука, 2005. – 384 с. 4. Исаев И. А. История России: традиции государственности.– М.: ЮКИС, 1995. – 320с. 5. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: современные традиции и новые подходы. – М.: Высшая школа, 2004. – 335 с. 6. Ключевский В. О. Сочинения. В 9 Т. / под ред. В.Л.Янина.– М.: Изд-во: Мысль. Т. 1., Ч.1. Курс русской истории. – 1987. – 430с.; Т.7. Специальные курсы (продолжение). – 1989. – 508с. 7. Куров И.А. Формирование органов государственной администрации Киевской Руси // Вестник Московского Университета МВД России. – 2007. – № 1. – С. 146–147. 8. Максимова Н.А. Дружинная служба в Древнерусском государстве // Правоведение. – 2008. – № 5. – С. 52–58. 9. Назаренко А. Две Руси IX века // Родина. – 2002. – № 11/12. – С. 16–23. 10. Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации // Отечественная история. – 2005. – № 1. – С. 72–87. 11. Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси: Лекции по русской истории / подгот. текста, статьи и примеч. М.Б. Свердлова. – М.: Изд-во Наука, 1993. – 635с. 12. Серегин А. В. Юридический анализ причин возникновения древнерусского государства // История государства и права. – 2007. –№ 9. – С. 27–28. Учебная литература: 1. Акмалова А.А., Смирнов В.А. История отечественного государства и права: учебное пособие /А.А. Акмалова, В.А. Смирнов.– М.: Изд-во Дашков и К, 2008.– 228с. 2. Афанасьева В.И. История государства и права России /В.И. Афанасьева.– Изд-во Книжный мир, 2009.–176 с. 3. История государства и права России: учебник для ВУЗов. – М.: Изд-во Былина, 2001. – 528с. 4. История государственного управления в России: учебное пособие / В.М. Левченко. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. – 416 с. 5. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России: Академический курс. В 2 Т.: Т. 1.: V – начало XX в. – М.: Изд-во НОРМА., 2003. – 752 с. 6. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России: Академический курс. В 2 Т.: Т. 2.: XX в. – М.: Изд-во НОРМА, 2003. – 480 с. При подготовке к данному семинару Вам необходимо помнить, что место и время создания Древнерусского государства спорно, поэтому в предложенной для изучения литературе будут встречаться различные точки зрения. Остановитесь на причинах появления государственности на Руси, четко выделите социально-экономические, политические и культурно-духовные факторы его происхождения. Подумайте, почему В.О. Ключевский считал, что в образовании Древнерусского государства ведущую роль играли «общий интерес и вооруженная сила». Выясните, почему существует множественность теорий, объясняющих происхождение русской государственности. Наиболее распространенными до сих пор являются норманская и антинорманская точки зрения. Подробно остановитесь на рассмотрении каждой из версий: объясните причины их появления, основные доводы ученых, представляющих разные позиции, убедительности их доводов. Обязательно сформулируйте свою точку зрения по данному вопросу. Особе рекомендуем книгу Кашаниной Т.В. «Происхождение государства и права: современные традиции и новые подходы». Готовясь ко второму вопросу, Вы должны обратить основное внимание на форму правления Древнерусского государства. Определите основные признаки раннефеодальной ограниченной монархии, покажите роль княжеской власти в Киевской Руси, выясните особенности передачи престола. Необходимо быть готовым четко ответить на следующие вопросы: полномочия верховной власти; роль дружины и причины ее влияния на князя; состав Совета старейшин (боярский совет, Совет при князе), его роль и основное предназначение; роль вече в Киеве, его состав, рассматриваемые вопросы. Семинар 2. Государственный строй Руси в период раздробленности (2 часа) 1. Особенности государственного устройства и управления в Новгородских и Псковских землях: а) князь; б) вече; в) администрация и суд; г) местное управление; д) церковь 2. Причины формирования Московского централизованного государства Сообщение: Государственный строй Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Литература: 1. Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России. – М.: Изд-во Республика, 1992. – 383с. 2. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1995. – 640с. 3. Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя древней Руси. – Спб.: Наука, 2005. – 384 с. 4. Еремян В. Местное самоуправление в России ХII–ХХ вв. – М.: Изд-во Новый Юрист, 1998. – 176с. 5. Еремян В., Федоров М. Местное самоуправление в древнем государстве // Муниципальное право. – 2000. – №1. – С. 37–58. 6. Князьков С.А. Допетровская Русь. – М.: Вече, 2005. – 414 с. 7. Коржихина Т., Сенин С. История российской государственности. – М.: Изд-во Интерпранс, 1995. – 352 с. 8. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 Т. / под ред. В.Л.Янина.– М.: Изд-во: Мысль. Т. 2.,Ч.2. Курс русской истории, 1987. – 447с. 9. Мазуров А., Мартышкин О. Вольный Новгород. Общественно – политический строй и право феодальной республики // Вопросы истории. – 1993. – № 10. – С. 179–181. 10. Плотникова О.А. Развитие центров локализации княжеской власти в свете новгородской и киевской концепции: система властвования // История государства и права. – 2008. – № 10. – С. 25–27. 11. Пушкарев С. Самоуправление и свобода в России. Древняя и Новгородская Русь // Городское управление. – 1999. – № 1. – С. 3–20. 12. Шутов А. Территориальные органы управления в истории России // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. – 1997. – № 6. – С.80–97. 13. Янин В. У истоков Новгородской государственности // Отечественная история. – 2000. – № 6. – С.3–9. 14. Цейтлин Р.С., Сергеев С.А. История государственного управления и муниципального самоуправления в России. – М.: ОМЕГА-П, 2006. – 119 с. По первому вопросу необходимо разобраться в следующих проблемах: причины (территориальные, экономические, социальные, политические) «особости» новгородско-псковских земель; форма правления в Новгороде и ее особенности; роль вече в Новгороде, его состав, способы созыва, компетенция, отличие от вече в других русских землях; функции князя в Новгороде, его статус, своеобразие роли, ограничение прав, содержание ряда (договора) вече и князя; административно-территориальное деление Новгорода и республики, система управления и суда в Новгороде на местах (посадник, тысяцкий, старосты); роль церкви и ее главы в республике, порядок выбора епископа (архиепископа). Второй вопрос семинара связан с проблемой объединения земель вокруг Москвы и образованием единого централизованного государства. Определите причины этого процесса, его правовое оформление, рассмотрите вопрос – как меняется роль главы государства. Семинар 3. Государственный строй сословно-представительной монархии (2 часа) 1. Образование сословно-представительной монархии: причины, сущность, значение 2. Органы государственной власти и управления, сословно-представительные учреждения Литература: 1. Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России. – М.: Изд-во Республика, 1992. – 383с. 2. Артеменко Т.А. История возникновения института избирательного права в России // История государства и права. – 2005. –№ 6. – С. 39–43. 3. Боргман А.И. Повторительный и дополнительный…Б. м., 1915. – 415 с. 4. Востриков С.В. Трансформация местного самоуправления в дооктябрьской России // Россия и современный мир. – 2003. – № 4. – С.171–183. 5. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Из-во Феникс, 1995. – 325с. 6. Ефремова Н. Становление избирательного права в России // Государство и право. –1998. – № 3. – С. 111–119. 7. Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России ХII-ХХ вв.: учебное пособие. – М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1999. – 294с. 8. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 Т. / под ред. В.Л.Янина. – М.: Изд-во: Мысль. Т. 2.,Ч.2. Курс русской истории. – 1987. – 447с. 9. Князьков С.А. Допетровская Русь. – М.: Вече, 2005. – 414 с. 10. Писарькова Л.Ф. Развитие местного самоуправления в России до великих реформ // Вопросы истории. –2001. – № 3. – С.2–23. 11. Цейтлин Р.С., Сергеев С.А. История государственного управления и муниципального самоуправления в России. – М.: ОМЕГА-П, 2006. – 119 с. 12. Хацкилов А.С. Развитие государственного аппарата и государственной службы при Иване IV // История государства и права. – 2008. – № 4. – С. 15–17. В период складывания централизованного государства в государственном строе происходит переход от раннефеодальной монархии к сословно-представительной. При подготовке к первому вопросу Вы должны обратить особое внимание на социально-экономические и политические причины изменения формы правления Русского государства, т.е. образование сословно-представительной монархии, показать ее особенности и характерные черты, значение этого этапа в развитии русской государственности. Проследите эволюцию институтов вассалитета, главы государства, сословно-представительных органов в центре и на местах, перерастание дворцово-вотчинной системы управления в приказную. По второму вопросу Вы должны показать соотношение власти Государя и Боярской Думы, отметить появление Земских соборов, показать порядок их формирования, компетенцию (она менялась с течением времени), виды, порядок созыва, определить их место в структуре органов власти. Выясните виды приказов, покажите их роль в системе управления. Подумайте, почему управление кормленщиков перестало отвечать государственным интересам и каким образом власть изменила положение с местным управлением и судом (губная и земская реформы середины ХVI века). Обратите внимание на формирование и компетенцию органов местного самоуправления (губные и земские избы).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |