Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура педагогической деятельности




В диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Последняя преимущественно лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование же рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебно-воспитательного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов пед воздействия

Определение пед. диагностики.

Под педагогической диагностикой понимается система специфической деятельности педагогов и педагогических коллективов, нацеленная на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения. (Аванесов)

Педагогическая диагностика – процесс изучения и статистической обработки фактов педагогической действительности с целью выбора оптимальных методов и средств деятельности и отношения на настоящий момент, получения и информации для педагогического прогнозирования

Педагогическая диагностика – это совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия. (Российская педагогическая энциклопедия, гл. ред. В. В. Давыдов, т. 2 с. 123)

Педагогический диагноз (обобщен!) – заключение о педагогически значимых факторах, сторонах и состояниях педагогической действительности, оказывающих влияние на воспитанников.

проявлениях и качествах личности (учащегося, педагога), коллектива,

на которые может быть направлено педагогическое воздействие (коррекция),

или которые могут быть исследованы в воспитательных целях.

 

 

П д-ка — неотьемлемый компонент пед деятельности, т к осуществление процессов обучения и воспитания с необходимостью требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов

Диагностика (в обучении) — это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективно управлять дидактическим процессом, достичь оптимальных для имеющихся условий результатов. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.

Усвоение обучающимися уч материала непосредственно зависит от наличного уровня их познавательного и личностного развития

Оно также определяется мерой сформированности умственной деятельности учащихся, степенью освоения ранее преподанных знаний, умений, навыков. Отсутствие учета этих факторов вызывает затруднения в процессе освоения новой информации, новых приемов познавательной деятельности, их согласования с теми, к-рые должны были быть освоены ранее.

 

Значение диа­гностики в области развития аналогично значению хорошо по­ставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причи­ны возникновения, то можно надеяться на благоприятный ис­ход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится и к психическому здоровью, а поэтому диа­гностика в области развития — чрезвычайно важное дело, тре­бующее высокой квалификации и ответственности.

. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может и отличаться от него. Выявить степень соответствия помогает диагностика в воспитании (диагностика воспитанности)

 

  1. Бархаев УчебникПедагогика 2001:

Основной структурной единицей, в рамках которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания. Действия педагога всегда направлены на решение педагогических задач. Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решение практически никогда не лежат на поверхности. Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Кроме того, искомое не представлено в четких формулировках - оно вырабатывается на основе прогноза. Решение педагогических задач очень трудно поддается алгоритмизации.

Исследования показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогических действий учителя:

а) диагностические;

б) ориентационно-прогностические;

в) конструктивно-проектировочные;

г) организаторские;

д) информационно-объяснительные;

е) коммуникативно-стимулирующие;

ж) аналитико-оценочные;

з) исследовательско-творческие.

Рассмотрим сущность и содержание каждого из этих видов действий.

Диагностические действия направлены на изучением педагогом учащихся и установление уровня их развития, воспитанности. Трудно осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей физического и психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д. Для этого учителю необходимо систематически наблюдать за своими подопечными, изучать круг их интересов и склонности, характер их деятельности вне школы и т.д.

Ориентационно-прогностические дйствия учителя выражаются в определении направления воспитательной деятельности, ее конкретных целей и задач на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировании ее результатов. Например, в классе недостает сплоченности учащихся, нет необходимых коллективистских отношений или же снижается интерес к учению. На основе этого диагноза он ориентирует воспитательную работу на развитие у учащихся коллективизма или повышение интереса к учению, конкретизирует цели и задачи данной работы. Подобные ориентационно-педагогические действия в работе учителя осуществляются постоянно. Без них не может обеспечиваться динамика и совершенствование целей воспитания и обучения.


Конструктивно-проектировочные действия связаны с осуществлением конструирования содержания воспитательной работы. Например, в зависимости от конкретных условий воспитания он может предусмотреть совместную работу учащихся на подшефном предприятии, подготовку литературно-художественного концерта, организацию экскурсии с тем, чтобы повысить содержательность и увлекательность совместной деятельности учащихся. (сюда же входит проектирование условий, путей, способов педагогической коррекции)

Организаторские действия связаны с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Для этого учителю необходимо уметь распределять конкретные задания и поручения, развивать инициативу школьников по их выполнению, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важно осуществлять тактичный контроль за ходом работы. (сюда же входят конкретные действия по осуществлению педагогической коррекции)

Информационно-объяснительные действия направлены на передачу школьникам той или иной информации. Наиболее ярко эти действия проявляются в ходе проведения учебных занятий по предмету обучения. Для этого учитель должен в совершенстве владеть учебным материалом. От этого во многом зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся. Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у школьников умений и навыков.

Коммуникативно-стимулирующие действия связаны с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения. Эти действия включают в себя проявления любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми в самом широком смысле этого слова. При этом необходимо учитывать отрицательное влияние, которое оказывает на воспитание и воспитанников сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащимися. (сюда же входят конкретные действия по педагогическому общению в процессе педагогической коррекции)

Аналитико-оценочные действия состоят в осуществлении учителем анализа хода обучения и воспитания, выявлении в нем положительных сторон и недостатков. При этом учитель сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами. Которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочные действия помогают учителю поддерживать так называемую обратную связь в своей работе. В ходе нее он непрерывно сверяет то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании с тем, что получилось в реальности, и на этой основе вносит необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Исследовательско-творческие действия направлены на обеспечение связи практики обучения и воспитания с положениями педагогической теории. При этом движение идет как бы с двух сторон. С одной стороны, учитель в своей практической деятельности должен опираться на положения педагогической теории. Применение теоретических положений требует от учителя известного творчества. Это связано с тем, что педагогические и методические идеи отражают типичные учебно-воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы. В этом случае учителю необходимо самостоятельно определить, какие из теоретических положений следует применит для оценки педагогической ситуации и ее преобразования. С другой стороны, эти действия должны быть направлены на осмысление и творческое развитие того нового, что рождается в личном опыте самого учителя. Для этого используются такие формы работы как обобщение передового опыта работы, разработка методических указаний и методических пособий по предмету, написание научных отчетов и статей в специализированные журналы.


!!! (далее читаем и учим подробно)

И.П. Подласый – 5 частей (пронумерованы), по содержанию совпадают с вопросами билетов к экзамену




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.