Далее идет не теория, а примеры (только некоторые!) используемых в педагогическом процессе методик диагностики воспитанности, с которыми следует ознакомиться, чтобы разобраться в целях, критериях, способах оценки и методах - как это работает
Следует всегда помнить, что в основу оценки воспитанности должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. Последние следует рассматривать в связи с мотивами поведения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом, их вызвавшим, не могут адекватно характеризовать уровень воспитанности. Известно, что иногда даже гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены далеко не лучшими побуждениями. В других условиях, при иных обстоятельствах поведение могло бы измениться
Материалы взяты из опыта учителей и методистов на различных школьных сайтах в Интернете
За примерами последует СЛЕДУЮЩАЯ ТЕМА (5) про методы исследования! Не пропустите ее!
А далее будет тема (6) про другие используемые в образовательном процессе психодиагностические методики, которыми пользуются и учителя
=== ПРИМЕРЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК===
А. Данная методика применяется для диагностики воспитанности учащихся 5-11 классов.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ М.И.ШИЛОВОЙ
(с некоторыми изменениями)
Отношение
Показатели воспитанности
Признаки проявления воспитанности
Ярко проявляются
Проявляются
Слабо проявляются
Не проявляются
К обществу
Долг и ответственность
Выполняет общественные поручения охотно и с желанием, ответственно, требует такого же отношения от других
Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от других
Неохотно выполняет поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей
Уклоняется от общественных поручений, безответственен
Бережливость
Бережет школьное имущество, призывает к этому и других
Сам бережлив, но не интересуется, бережливы ли его товарищи
Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищей
Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его лишь после настоятельных требований
К труду
Дисциплинированность
Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств от других
Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других
Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых товарищей
И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия
Ответственное отношение к учению
Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарищам
Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится сам, но товарищам помогает лишь тогда, когда поручают или просят
Учится не в полную силу, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей
Несмотря на контроль, не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохо
Отношение к общественно полезному труду (трудолюбие)
Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд других
Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает
Трудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей
Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля
К людям
Коллективизм и товарищество
Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива
Общительный, считается с интересами коллектива, охотно выполняет поручения, но сам не организует полезные дела
Не очень общительный, отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно
Необщительный, эгоистичный
Толерантность, доброта и отзывчивость
Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи, толерантен к окружающим, дружелюбно относится к людям с ограниченными возможностями и другой национальности, требует этого от окружающих, побуждает на добрые дела товарищей
Сам добрый, отзывчивый, всегда поможет в трудную минуту, дружелюбно относится к людям с ограниченными возможностями и к людям другой национальности, но других на добрые дела не мобилизует
Помогает другим, если поручает учитель или коллектив, адекватен к людям с ограниченными возможностями, не проявляет признаков агрессии по отношению к людям другой национальности
Недоброжелателен, груб с товарищами, проявляет агрессию по отношению к людям другой национальности и к людям с ограниченными возможностями
Честность и правдивость
Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках и того же требует от других
Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках, но не требует честности и правдивости от других
Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами
Часто неискренен, обманывает учителей, старших
К себе
Простота и скромность
Прост и скромен, одобряет эти качества у других
Сам прост и скромен, но не интересуется, обладают ли этими качествами окружающие его люди
Прост и скромен в присутствии старших и педагогов
Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам
К культуре
Культурный уровень
Много читает, охотно посещает культурные центры. Разбирается в музыке, живописи. Охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культурной жизни
Любит читать. Посещает культурные центры. Проявляет интерес к живописи и музыке, но интересуется всем этим только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни
Читает. Посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает только по совету или настоянию взрослых: педагогов, родителей
Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре, искусству
При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:
Я – ярко проявляется (5 баллов);
П – проявляется (4 балла);
СП – слабо проявляется (3 балла);
НП – не проявляется (2 балла).
Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 10).
5 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности
4,4 – 3,9 балла – хороший уровень
3,8 – 2,9 балла – средний уровень
2,8 – 2 балла – низкий уровень
Б. Диагностика воспитанности http://www.74213np.edusite.ru/p169aa1.html
Уважаемые коллеги, диагностику нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой необходимо провести среди учащихся вторых классов МОУ СОШ №6, используя диагностическую таблицу уровней нравственной воспитанности (УНВ), которая отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
Отношение к обществу, патриотизм
Отношение к умственному труду
Отношение к физическому труду
Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
Саморегуляция личности (самодисциплина)
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист (см. файл "Сводный лист диагностики изучения УНВ младших школьников.doc"). Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности(от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таким образом формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.
Основные отношения Показатели воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)
Отношение к обществу
1. Патриотизм
1. Отношение к родной природе
3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет.
2. Гордость за свою страну
3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым.
3. Служение своими силами
3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству
4. Забота о своей школе
3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
Отношение к умственному труду
2. Любознательность
5. Познавательная активность
3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше 1 - учиться при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля
7. Саморазвитие
3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 - есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 - во внеурочной деятельности не участвует.
8. Организованность в учении
3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие
9. Инициативность и творчество в труде
3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.
10. Самостоятельность
3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает
11. Бережное отношение к результатам труда
3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
12. Осознание значимости труда
3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
13. Уважительное отношение к старшим
3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость.
14. Дружелюбное отношение к сверстникам
3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен
15. Милосердие
3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми
3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 - нечестен
Отношение к себе
5. Самодисциплина
17. Самообладание и сила воли
3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения
3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает
19. Организованность и пунктуальность
3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет
20. Требовательность к себе
3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
В. Диагностика воспитанности школьников в классном коллективе
Дик Н. Ф. Воспитательная система образовательного учреждения. Книга современного руководителя. Ростов п/Д: Феникс, 2006 г.
О.В.Тараненко, методист городского методического центра, заместитель директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы №48 г. Твери предлагает классным руководителям и администрации школ (лицеев) следующие формы диагностики воспитанности школьников в классном коллективе.
* Тест «Незаконченный тезис» (Методика «Свободный выбор»)
Цель теста: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.
Учащиеся в течение 1—2 минут дописывают незаконченные предложения. На основании их определяется позитивное или негативное отношение школьника к миру (табл. 1)
Таблица 1
ФИО
класс
№
Утверждение
Оценка (позитивная или негативная)
Хорошая жизнь — это...
Быть человеком — значит...
Самое главное в жизни...
Нельзя прожить жизнь...
Чтобы иметь друзе и, надо...
В.хорошей школе...
Когда есть свободное время, я...
Музыка нужна, так как...
Я не согласен с тем, что говорят, будто я...
Вывод:
* Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности* Подготовлена Л.В. Байбородовой
Цель: выявление мотивов поведения учащихся.
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах (табл. 2).
Таблица 2
ФИО
класс
№
Что тебя привлекает в деятельности?
Ответ: от 3 до 1 балла
Интересное дело
Возможность общения с разными людьми
Возможность помочь то вари щам
Возможность передать свои знания
Возможность творчества
Возможность приобрести новые знания, умения
Возможность руководить другими
Возможность участвовать в делах своего коллектива
Возможность заслужить уважение товарищей
Возможность сделать доброе дело для других
1!
Возможность выделиться среди других
Возможность выработать у себя определенные черты характера
Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает незначительно; 0 — не привлекает совсем
Вывод:
* Определение ценностных ориентации личности по методике «Что важнее?»
Цель: выявить мотивы дружбы в коллективе. Каждому учащемуся класса предлагается ответить на вопросы анкеты, представленной в табл. 3.
ФИО_____________________-класс
I. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба?
на взаимопомощи, поддержке товарища втруднуто минуту
на взаимопонимании, единстве интересов
на доверии и откровенности
на умении говорить правду в глаза, принципиальности
верности и доброжелательности
П. Что мешает дружбе между одноклассниками в вашем классе?
Основную причину подчеркните тремя чертами, вторую —двумя, третью — одной
зависть и соперничество, стремление человека казаться лучше, чем он есть на самом деле
обман, ложь, отсутствие доверия между людьми
каждый думает в первую очередь о себе
ребята плохо знают друг друга
отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили
нет общих интересов
- Анкета для классных руководителей “Классный руководитель глазами воспитанников”
Данная анкета проводится для самоанализа деятельности педагога. Ее цель — побудить классных руководителей “поставить” себя на место своих учеников и посмотреть на образовательный процесс “их” глазами.
Также ее можно предложить заполнить и учащимся, однако сделать это может лишь довольно уверенный в себе учитель, который не боится узнать о себе мнение собственных учеников.
Инструкция
Уважаемый классный руководитель, Вы завершили очередной год работы с классом. А теперь остановитесь, передохните и посмотрите на себя глазами какого-либо своего воспитанника. Попробуйте оценить свою деятельность с его позиций.
1. С каким настроением ты чаще всего идешь в школу?
• с радостью;
• с равнодушием;
• с предчувствием неприятностей.
2. Как часто бывают у тебя в школе неприятности?
• часто;
• редко;
• никогда.
3. Если неприятности все же бывают, то от кого они чаще всего исходят?
• от учителей-предметников;
• от классного руководителя;
• от учеников твоего или другого класса.
4. Как часто у тебя бывают конфликты с классным руководителем?
• часто;
• редко;
• никогда.
5. Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель?
• контролер за успеваемостью и дисциплиной;
• “вторая мама”;
• организатор досуга;
• помощник в трудных обстоятельствах, старший товарищ;
• другое (укажите свой вариант).
6. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю? (ответ сформулируй сам)
7. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя? (ответ сформулируй сам)
___________________________________________
___________________________________________
8. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю? (пожелание сформулируй сам)
___________________________________________
___________________________________________
9. Ты считаешь, что твой класс:
• сплочен и дружен;
• разбит на группы;
• каждый живет сам по себе.
10. Какие классные мероприятия, которые проводились в прошлом учебном году, тебе понравились больше всего?
___________________________________________
___________________________________________
11. Что ты знаешь о своем классном руководителе (увлечения, мечты):
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление