Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы педагогических исследований




Наука - это и знание, и деятельность по его производству. Изучение реального педагогического процесса и его осмысление в научных понятиях представляет собой необходимый элемент функционирования педагогики как науки. В этом случае педагоги-ученые (не путать с педагогами как преподавателями различных образовательных учреждений) планируют и реализуют определенную исследовательскую деятельность. Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет механизмы функционирования и предсказывает основные тенденции развития педагогической реальности.

Для осуществления исследовательской деятельности в области педагогики создаются специальные научно-исследовательские учреждения - институты, центры, лаборатории. Педагогические научно-исследовательские организации - научные учреждения, осуществляющие фундаментальные и прикладные исследования по проблемам педагогики, обобщение и распространение опыта развития педагогической науки и образования в России и за рубежом, подготовку и повышение квалификации научно-педагогических кадров, создание учебников, учебных и методических пособий. Кроме того, научно-исследовательскую работу в области педагогики могут вести соответствующие кафедры высших учебных заведений.

Первыми в России научно-исследовательскими педагогическими учреждениями были Педагогический музей военно-учебных заведений (1864-1917) в Соляном городке в Петербурге и Педагогическая академия (1907-15) в Петербурге. В современных условиях основные научные силы педагогической науки сосредоточены в рамках Российской академии образования. Свою историю она начинает с 1943 года, когда в нашей стране была создана Академия педагогических наук (АПН) РСФСР с сетью исследовательских институтов и экспериментальных школ. В 1966 АПН РСФСР была преобразована в союзную при Министерстве просвещения СССР. Начиная с 1991 года высшим научно-педагогическим учреждением стала Российская академия образования (РАО), учрежденная на базе Академии педагогических наук СССР.

В системе РАО действуют научно-исследовательские институты - теории образования и педагогики; развития личности; коррекционной педагогики, управления образованием; общего среднего образования; педагогических инноваций и др. Кроме того действует ряд центров - социологии образования; социальной педагогики; семьи и детства; эстетического воспитания и др. Педагогические исследования ведут также НИИ Министерства образования, многие вузы. Основные направления педагогических исследований связаны с комплексной проблемой непрерывного образования, с гуманитаризацией образования, гуманизацией учебного процесса, с учетом интересов формирующейся личности школьника и культурных потребностей отдельных народов и регионов.

Ряд институтов входит в систему Министерства образования РФ: общего образования, профессионального образования, национальных проблем образования. Научные исследования проводятся также в центрах информации образования, гуманитарного образования, центре «Диагностика. Адаптация. Развитие».

В рамках научно-исследовательского учреждения основным рабочим органом выступают исследовательские лаборатории. Деятельность лаборатории направляется темойнаучного исследования, которая задает перспективу исследовательской работы на несколько лет вперед. В качестве основных результатов научной работы выступают фундаментальные и прикладные исследования, разработки.

Фундаментальные исследования - работы, имеющие своим результатом обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и прикладных достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе. Для того, чтобы с этими результатами могли ознакомиться представители широкого круга специалистов осуществляется их публикация в виде монографий. Монография - научный труд, посвященный детальному рассмотрению одного фундаментального вопроса. Подготовка и издание монографий является одной из основных задач научных учреждений и их ведущих специалистов.

Прикладные исследования - это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Для представления и обсуждения данных результатов научного творчества использую такие формы как: а) конференции; б) публикации.

Проведение научных конференций различного типа предоставляет возможность всем участникам данного события представить в своем выступлении основные результаты, полученные на данный момент. Чтобы обеспечить фиксацию этих выступлений и тем самым закреплять авторские права, предусмотрена публикация тезисов выступлений, которые издаются ограниченным тиражом и служат основой для подготовки более развернутых публикаций.

Для апробации результатов существуют также специальные научные журналы. На их страницах авторы помещают статьи, в которых представлены не только результаты, но и их интерпретация. В педагогике такими журналами являются «Педагогика», «Народное образование», «Мир образования», «Школьные технологии», «Высшее образование в России» и др.

Разработки - исследования, направленные на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения. Для представления результатов научных разработок используют различные методические издания, журнальные и газетные публикации.

Главная «загадка» деятельности любого ученого состоит в том, каким образом, имея дело с тем же реальным объектом, что и практик, он умудряется получить новое знание об этом объекте. При этом любое новое знание - это всегда выявление таких свойств и качеств объекта, которые непосредственно выявить невозможно, ибо если все можно увидеть простым взглядом, тогда ничего не надо специально исследовать.

Для того, чтобы это стало возможным, ученому необходимо провести соответствующую подготовку - разработать методический замысел исследования. Такая работа предполагает, с одной стороны, выделение в идеализированном объекте сторон и качеств, наиболее полно характеризующих его с точки зрения решаемой исследовательской задачи.

Ведущие характеристики идеализированного объекта называются критериями и выражаются через систему базовых понятий науки . Критерий - показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки. Поэтому формулирование критериев - одна из важнейших задач теоретического этапа исследования.

С другой стороны, необходимо выявить в реальном объекте такие признаки и явления - эмпирические показатели, которые бы наиболее полно свидетельствовали о степени проявления выделенных критериев. Для этого, как правило, используется система специальных исследовательских процедур, именуемая методами научного исследования. Методы педагогического исследования - это способы взаимодействия исследователя с образовательной реальностью в интересах получения научной информации о них. Все многообразие методов можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы экспериментального исследования, методы теоретического исследования (в том числе и математические методы).

Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально существующего процесса обучения и воспитания в образовательных учреждениях различного типа. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. При этом их реальные трудности выступают выражением тех противоречий педагогического процесса, которые и составляют проблему данного исследования. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Наряду с изучением педагогического опыта исследование предполагает осуществление экспериментальных действий, в ходе которых проводятся апробация и оценка эффективности новых приемов и способов педагогической деятельности. Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает искусственное введение в реальный педагогический процесс некоторых факторов, способных обеспечить изменение его качества и последующую проверку и сравнительную оценку полученных результатов. В отличие от изучения реально сложившегося опыта с применением методов регистрации того, что уже существует, эксперимент предполагает создание нового опыта, в котором активную роль играет сам исследователь.

В этом случае исследователь разрабатывает способ активного воздействия на педагогический процесс и условия его протекания и обеспечивает его внедрение в одном из элементов объекта исследования (экспериментальной группе). Полученные в экспериментальной группе результаты сравниваются с аналогичными показателями тех элементов объекта исследования, в которых это воздействие не применялось - контрольной группой. Сравнительный анализ результатов позволяет уточнить представление: а) о характере связи между исследуемыми факторами; б) о степени устойчивости получаемых результатов; в) об уровне эффективности предлагаемых нововведений.

Эксперимент, проводимый в условиях реального педагогического процесса получил название естественного эксперимента. Основным условием проведения естественного эксперимента является его проведение без нарушения нормального хода учебного процесса, когда есть достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может способствовать повышению эффективности обучения и воспитания или хотя бы не вызовет нежелательных последствий. В том случае, если для проведения экспериментальных действий требуется обеспечить особо тщательное наблюдение за ходом и результатами, допускается перемещение участников в искусственные, специально создаваемые исследователем условия (например, в помещение со специальным оборудованием). Такой эксперимент получил название лабораторного.

Наиболее важным этапом в работе с применением этих методов является анализ и научная интерпретация собранных данных, умение исследователя перейти от конкретных фактов к теоретическим обобщениям.

В итоге исследовательской деятельности ученый способен получить определенные теоретические выводы о сущностных свойствах исследуемого объекта. Это значит, что такие выводы приложимы не только к изучаемому объекту, но и ко многим другим объектам с аналогичными параметрами. В этом, в частности, и состоит главная отличительная черта научного исследования - в ходе его на основе изучения конкретного объекта получают теоретические выводы, применимые к широкому кругу реальных объектов, аналогичных исследованному.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.