Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новое мышление в международной политике




Первоначально новые мирные инициативы СССР, несмотря на приход к власти М. С. Горбачева и замену А. А. Громыко на посту министра иностранных дел на Э. А. Шеварднадзе, лишь незначительно отличались от прежних установок теории мирного сосуществования. Встреча в верхах в Женеве осенью 1985 г. между М. С. Горбачевым и Р. Рейганом завершилась мало к чему обязывающей торжественной Декларацией о недопустимости ядерной войны. В этом же русле было сформулировано и Заявление советского правительства от 15 января 1986 г., содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призывал ведущие страны мира присоединиться к соблюдавшемуся Советским Союзом с лета 1985 г. (40-летний "юбилей" Хиросимы) мораторию на ядерные испытания и поэтапно сократить различные виды атомного оружия. На XXVII съезде КПСС (1986 г.) была сформулирована концепция создания системы международной безопасности, многие положения которой оказались схожими с Системой коллективной безопасности 30-х гг. и Программой мира, принятой XXIV съездом КПСС в 1971 г. Некоторым коррективам была подвергнута советская политика в Афганистане, где СССР произвел в мае 1986 г. замену руководства страны. Новый генеральный секретарь НДПА М. Наджибулла провозгласил курс на национальное примирение, принял новую Конституцию, согласно которой был избран в 1987 г. президентом Афганистана. Советский Союз стремился укрепить позиции нового руководства, с тем чтобы впоследствии начать вывод войск из страны.

В октябре 1986 г. состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике, которая обозначила начало нового внешнеполитического курса СССР. М. С. Горбачев предложил Р. Рейгану ликвидировать все ракеты средней дальности, при этом Советский Союз шел на большие уступки, чем США. Хотя инициатива советского руководства не была поддержана американской стороной, данное заявление имело большой международный резонанс. В 1987 г. страны Варшавского договора выработали новую сугубо оборонительную военную доктрину, предусматривающую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов "разумной достаточности". Наряду с идеями конверсии, реализуемой в СССР, принятие оборонительной доктрины демонстрировало желание СССР добиться реальных сдвигов в процессе разрядки напряжённости. Оказывало влияние и стремление снизить военные расходы (25% госбюджета СССР). Сопротивление новому курсу во внешней политике отдельных представителей военного руководства было предотвращено чисткой в армии после беспрепятственного приземления 28 мая 1987 г. на Красной площади самолета гражданина ФРГ Матиаса Руста. Новым министром обороны 30 мая 1987 г. стал генерал армии Д. T. Язов, сменивший на этом посту С. Л. Соколова.

Основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы Горбачевым в его книге "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира", вышедшей в 1987 г. Согласно Горбачеву, все идеологические и экономические разногласия между мировыми системами социализма и капитализма должны отступить перед необходимостью защиты общечеловеческих ценностей. В этом процессе страны-лидеры должны жертвовать своими интересами в пользу малых стран, общих целей мира и разрядки в силу того, что для выживания в ядерный век нужна взаимная добрая воля. Одностороннее разоружение не является таковым, так как способствует разрядке напряженности и снижению уровня вооружений у противостоящей стороны, не решавшейся ранее на первый шаг. Помимо президента М. С. Горбачева и министра иностранных дел Э. А. Шеварднадзе, большую роль в разработке и реализации концепции "нового мышления" сыграл А. Н. Яковлев, с сентября 1988 г. занимавший должность председателя Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики.

На состоявшейся в Вашингтоне третьей встрече Р. Рейгана и М. С. Горбачева 8 декабря 1987 г. стороны подписали соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и малой дальности. В течение трех лет Советский Союз брал на себя обязательство демонтировать 1752 ракеты, США - 869. Арифметический проигрыш компенсировался общим снижением напряженности, началом реального процесса разоружения. Вскоре после вашингтонской встречи, 15 февраля 1988 г., СССР начал вывод войск из Афганистана. Ровно через год, 15 февраля 1989 г., последний солдат 40-й армии вернулся домой. Война была закончена. Весной 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ о сокращении армии на 500 тыс. человек, а также расходов на оборону на 14,2%. Вывод советских войск из Афганистана, наряду с возвращением вьетнамских войск из Кампучии, сделал возможным диалог с Китаем. В мае-июне 1989 г. Горбачев совершил поездку в Китай, где были урегулированы спорные территориальные вопросы. СССР пошел на изменение границ по фарватеру пограничных рек.

Главными же событиями 1989 г. стали социально-политические перемены в Восточной Европе. Правительства большинства коммунистических восточноевропейских стран были вынуждены уйти в отставку или были свергнуты. Долго сдерживаемый СССР социальный взрыв, в условиях нового мышления и отсутствия контроля со стороны Советского Союза, реализовался в ряд буржуазно-демократических революций. В декабре 1989 г. на Мальте состоялась встреча нового президента США Дж. Буша и М. С. Горбачева. Во время переговоров было намечено приступить в ближайшем будущем к 50% -му сокращению стратегических наступательных вооружений. Предусматривалось снижение численности войск в Европе, радикальное сокращение запасов химического оружия. На встрече с канцлером ФРГ Колем в Москве (февраль 1990 г.) Горбачев согласился с возможным воссоединением Германии, при этом не был оговорен выход ФРГ из структур НАТО. 3 октября 1990 г. ГДР прекратила свое существование.

В 1990 г. М. С. Горбачев получил Нобелевскую премию мира. Реакция в Советском Союзе была двойственной: с одной стороны, в 1989 г. закончилась афганская война, опасность нового конфликта также снижалась, с другой стороны, СССР терял свои позиции в мире. Авторитет Горбачева возрастал обратно пропорционально падению престижа Советского Союза.

Внутриполитический кризис СССР в 1990-1991 гг. ослаблял внешнеполитические позиции СССР. Советский Союз практически самоустранился от разрешения региональных конфликтов, что показали ирако-кувейтская война и операция "Буря в пустыне" (1991). Теряет значение в новых условиях сотрудничество СССР и стран Восточной Европы. 28 июня 1991 г. прекратил свое существование Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). 1 июля 1991 г. главы делегаций Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии и Советского Союза подписали в Праге протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г. Наиболее значительным документом этого периода стал Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), подписанный представителями США и СССР в июле 1991 г. в Москве и предусматривающий сокращение различных видов наступательного оружия. Распад СССР и образование СНГ знаменовали начало российской внешней политики.

Рекомендуемая литература

Абалкин Л. И. Неиспользованный шанс: Полтора года в правительстве. М., 1991.

Аллан П., Клей Д. Афганский капкан. Правда о советском вторжении / Пер. с нем. М., 1999.

Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М.; Вильнюс, 1992.

Быстрова Н. Е. СССР и проблема создания безъядерных зон в Европе (вторая половина 50-х - конец 80-х гг.). М., 1995.

Валента И. Советское вторжение в Чехословакию. 1968 / Пер. с чешского. М., 1991.

Веденеев Ю. А, Организационные реформы государственного управления промышленностью в СССР: Историко-правовое исследование (1957-1987 гг.). М., 1990.

Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX века. М., 1995.

Вселенский М. С. Номенклатура: господствующий класс Советского Союза. М., 1991.

Гареев М. А. Афганская страда (С советскими войсками и без них). 2-е изд. М., 1999.

Горбачев-Ельцин: 1500 дней политического противостояния / Сост. Л. Доброхотов. М., 1992.

Горбачев М. С. Жизнь и реформы: В 2 т. М., 1995.

Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987.

Громов Б. В. Ограниченный контингент. М., 1994.

Ельцин Б. Исповедь на заданную тему. М., 1990.

Забродин В. М., ЛяховскийА. А. Тайны афганской войны. М., 1991.

Крючков В. А. Личное дело: В 2 ч. М., 1996.

Л. И. Брежнев: Материалы к биографии / Сост. Ю. В. Аксютин. М., 1991.

Лукьянов А. И. Переворот мнимый и настоящий. М., 1993.

Майоров А. Правда об афганской войне. Свидетельство главного военного советника. М., 1996.

Медведев В. А. В команде Горбачева. Взгляд изнутри. М., 1994.

Медведев Р. А., Ермаков Д. А. "Серый кардинал". М. А. Суслов: политический портрет. М., 1992.

Ненашев М. Последнее правительство СССР: личности, свидетельства, диалоги. М., 1993.

Павлов В. Август изнутри. Горбачев-путч. М., 1993.

Пиков Н. И. Война в Афганистане. М., 1991.

Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке / Пер. с англ. М., 1995

Рыжков Н. И. Десять лет великих потрясений. М., 1995.

Рыжков Н. И. Перестройка: история предательства. М., 1992.

Славинский Б. Н. Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке (1945-1986). М., 1988.

Собчак А. А. Хождение во власть. М., 1991.

Соловьев В., Клепикова В. Борис Ельцин. Политические метаморфозы. М., 1992.

Черемных В. П. Не по сценарию Москвы. Афганистан. Первые годы трагедии. СПб., 1995.

Черняев А. С. Шесть лет с Горбачевым. М., 1993.

Шеварднадзе Э. А. Мой выбор в защиту демократии и свободы. М., 1991.

Язов Д. Удары судьбы. Воспоминания солдата и маршала. М., 1999.

Яковлев А. Н. Горькая чаша: Большевизм и Реформация России. Ярославль, 1994.

Яковлев А. Н. Предисловие. Обвал. Последствия. М., 1992.

 

 

ГЛАВА 7 СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

 

Противостояние законодательной и исполнительной власти (1992-1993)

В постперестроечный переходный период (1992-1993) вслед за политическим оформлением новой власти в 1991 г. происходит утверждение экономических и конституционных основ нового государственного устройства России. При этом главную задачу новое руководство страны видело в закреплении политических изменений в российском обществе. Экономика России, ее конституционное устройство должны были прийти в соответствие с новым политическим строем страны, что подразумевало переход к рыночной экономике, ее демонополизацию и приватизацию, создание класса частных предпринимателей и собственников, укрепление власти президента.

На V съезде народных депутатов Российской Федерации (октябрь 1991 г.) Б. Ельцин выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающей либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Учитывая сложившееся тяжелое экономическое положение, депутаты в целом одобрили программу и даже наделили президента дополнительными полномочиями для ее проведения. 6-8 ноября 1991 г. было сформировано правительство во главе с Б. Ельциным и двумя вице-премьерами: Г. Бурбулисом (отвечавшим за политические вопросы) и Е. Гайдаром (министром экономики и финансов, курировавшим экономическую реформу). При правительстве также действовал институт советников, где ведущая роль принадлежала американскому экономисту-либералу Д. Саксу.

2 января 1992 г. был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике - осуществлена либерализация цен и торговли. По замыслу вице-премьера Е. Гайдара это должно было вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Однако недооценка монополизации производства, а также самоустранение правительства от контроля над формированием цен, привело к их неконтролируемому всплеску. В январе 1992 г. рост цен составил 1000-1200%, а к концу года они увеличились не менее чем в 26 раз. При этом увеличение зарплаты в 1992 г. произошло лишь в 12 раз. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. В этих условиях правительство Ельцина-Гайдара не смогло выполнить обещанных социальных гарантий при проведении реформ. Политика "шоковой терапии", не подкрепленная западными кредитами и инвестициями, тем не менее продолжалась, и главной целью была объявлена стабилизация финансовой системы, создание бездефицитного бюджета за счет прекращения дотаций убыточным предприятиям и отраслям, снижение социальных выплат населению. Стабилизация финансов России должна была вызвать, по мысли Гайдара, рост внешних и внутренних инвестиций в российскую экономику.

Продолжение политики "шоковой терапии" в условиях обнищания населения, разорения предприятий легкой и оборонной промышленности, сельскохозяйствен* ного производства привело к формированию широкой оппозиции курсу реформ Гайдара-Ельцина. Оппозиционные движения получили поддержку российского парламента, который взял на себя роль защитника отечественных производителей, а также пострадавших в ходе реформ. Противостояние между правительством и парламентом усилилось вследствие нажима последнего на Центральный банк России (зависимый от парламента и не входящий в структуру правительства) с целью добиться дотаций предприятиям, а также ввиду "антироссийской", по терминологии депутатов, внешней политики правительства. На VI съезде народных депутатов Российской Федерации (апрель 1992 г.) правительство было подвергнуто критике, при этом в поддержку позиций парламента высказался и директорский корпус. В этих условиях Б. Ельцин пошел на некоторые кадровые изменения. Из правительства был выведен Г. Бурбулис, оно пополнилось тремя новыми вице-премьерами (В. Шумейко, Г. Хижа, В. Черномырдин - все представители отечественной промышленности). На время противостояние парламента и правительства ослабло. В июне 1992 г. российская индустрия получила льготные кредиты от ЦБР, что привело к новому скачку инфляции. В этих условиях правительство потребовало жестких мер по отношению к должникам, прекращения практики государственных дотаций предприятиям; в этом его поддерживал МВФ.

Летнее противостояние правительства (с июня 1992 г. исполняющий обязанности премьера Е. Гайдар) и парламента проходило на фоне разворачивающегося процесса приватизации. 19 августа 1992 г. президент РФ Б. Ельцин издал указ "О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации" (ваучерная приватизация). В стране в результате массовой децентрализованной приватизации 1992-1993 гг. появилось 40 млн номинальных акционеров, при этом большая часть предприятий оказалась под контролем финансовых групп. Приватизация, создав слой собственников, экономически оказалась малоэффективной, не дав предполагавшегося роста инвестиций. Приватизация также усилила критику правительства, которое так и не смогло остановить спада производства и обнищания населения (ниже черты прожиточного минимума находилось около 44% жителей России). В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РФ добился отставки Е. T. Гайдара, вместо которого премьер-министром правительства был назначен В. С. Черномырдин.

Начавшийся 1993 г. выявил усиливающееся противостояние между президентом и парламентом в подходе к важнейшим вопросам экономической и политической жизни России. В условиях, когда парламент начал разработку конституционных изменений в пользу законодательной власти, Б. Ельцин предпринял 20 марта 1993 г. попытку приостановки законодательной деятельности парламента и Верховного Совета, озвучив по телевидению указ, устанавливающий "особый порядок управления страной". В условиях критики указа со стороны Конституционного суда, Генеральной прокуратуры и представителей парламента (как противоречившего Конституции) президент был вынужден заявить о предварительном характере указа. На состоявшемся в апреле VIII съезде народных депутатов РФ была предпринята попытка отрешения от занимаемой должности Б. Ельцина. До необходимого количества съезду не хватило нескольких голосов. В зтих условиях Б. Ельцин предложил провести референдум о доверии президенту, курсу реформ правительства, о перевыборах президента и парламента. Большинство участвовавших в референдуме высказалось за доверие Б. Ельцину и социально-экономической политике правительства, одновременно выступая против досрочных выборов президента и народных депутатов. Российское общество продемонстрировало стремление к стабилизации политической жизни страны.

Однако результаты референдума были оценены противоположными сторонами как безусловная победа, позволяющая более жестко вести переговоры. Первым перешел в наступление Б. Ельцин, издав 21 сентября 1993 г. указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Согласно документу распускались съезд народных депутатов и ВС, выборы в новый законодательный орган (Федеральное собрание) назначались на 11-12 декабря 1993 г. Верховный Совет, а затем IX Внеочередной съезд народных депутатов (председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов) отказались подчиниться указу. На съезде действия Ельцина были признаны антиконституционными, и к исполнению обязанностей президента приступил вице-президент А. В. Руцкой. Попытки создания оппозицией дееспособного правительства оказались безрезультатными. Б. Ельцин по-прежнему контролировал силовые ведомства, блокируя деятельность парламента, а также само здание, где он заседал. 2 октября в Москве прошли массовые демонстрации сторонников парламента. 3 октября демонстранты пошли на прорыв блокады Белого дома (здания парламента). Во время подхода демонстрантов к зданию парламента раздались выстрелы: среди участников появились жертвы. Ослабленная, по сравнению со 2 октября, цепочка милиционеров, блокирующая Белый дом, была смята. А. В. Руцкой и Р. И. Хасбулатов призвали демонстрантов к штурму мэрии и Останкинского телецентра. Используя оказавшиеся у Белого дома грузовики, демонстранты вместе с примкнувшими к ним националистическими отрядами вечером 3 октября предприняли неудачную попытку штурма Останкино. Человеческие жертвы имелись с обеих сторон. Охарактеризовав события 3 октября как попытку "красно-коричневого переворота", Б. Ельцин ввел в Москву войска. Утром-4 октября 1993 г. начался обстрел Белого дома прямой наводкой из танковых орудий. Спустя несколько часов парламент сдался. Руководители сопротивления Руцкой, Хасбулатов и генерал Макашов были арестованы. "Путч", по терминологии Б. Ельцина, был подавлен. Используя сложившуюся ситуацию, президент назначил выборы законодательных органов и новой Конституции (переработана в сторону увеличения полномочий президента) на 12 декабря 1993 г.

Итоги декабрьского голосования, даже в условиях президентского правления, оказались неожиданными. Конституция 1993 г. была принята незначительным, оспариваемым оппозицией, большинством голосов, а на выборах в нижнюю палату Федерального собрания (Государственная Дума) победу одержала ЛДПР Жириновского (24%). Блок коммунистов (КПРФ) и аграриев (АПР) набрал в сумме около 22% (КПРФ - 13%), оппозиционно настроенные "Яблоко" и "Женщины России" - по 7,8%, Демократическая партия России - 7,6%. При этом правительственная партия Е. Гайдара ДВР (Демократический выбор России) набрала только 15,4% голосов, еще 7,6% голосов избирателей получила проправительственная партия С. Шахрая ПРЕС (Партия российского единства и согласия). Таким образом, большинство в Госдуме стало принадлежать оппозиции, а ее председателем был избран представитель АПР И. Рыбкин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.