Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микроклимат и его влияние на организм человека




Состояние воздушной среды и нормализация ее параметров

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА

Важнейшее значение для нормальной жизнедеятельности человека имеют оптимальный микроклимат и наличие чистого воздуха необходимого химического состава в рабочей зоне помещений или на рабочем месте.

Рабочая зона – это пространство, ограниченное по высоте двумя метрами над уровнем пола, или площадки, где находятся места постоянного или непостоянного пребывания работающих. Рабочее место считается постоянным, если работающий находится на нем более 50 % смены, или больше двух часов непрерывно, в противном случае рабочее место будет непостоянным. Нормативные параметры состояния воздушной среды в рабочей зоне установлены ГОСТ 12.1. 005-88. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

Микроклимат в производственном помещении и на рабочем месте оказывает существенное влияние на самочувствие работающего, безопасность и производительность его труда. Примерно 1/3 времени жизни человек проводит на работе, поэтому для его организма небезразлично, в какой среде он находится и каким воздухом дышит.

Метеорологические условия рабочей зоны определяются температурой, влажностью, скоростью движения и барометрическим давлением. Для создания здоровых и комфортных условий труда необходимо, чтобы эти параметры воздушной среды находились в определенных соотношениях.

Известно, что в процессе обмена веществ в организме человека все время происходит образование тепла, которое поддерживает постоянную температуру тела. Кроме того, в рабочей зоне может происходить накопление тепла от излучения работающего оборудования и солнечной радиации. Человек постоянно находится в процессе теплового взаимодействия с окружающей средой. Отдача тепла от тела происходит через одежду конвекцией (за счет разницы температур тела и среды) и испарением влаги с поверхности кожи. Условия труда считаются комфортными, если количество вырабатываемого организмом тепла в единицу времени равно отданному теплу. Если это соотношение нарушается, то организм вынужден приспосабливаться к изменяющимся условиям, поддерживая температуру тела на постоянном уровне (36,6 ± 0,5 °С). Эта способность организма называется терморегуляцией. Возможность приспосабливания человека к температуре велика, но не безгранична.

При значительных отклонениях параметров внешней среды от комфортных и их длительном воздействии возможности терморегуляции могут быть исчерпаны и организм будет перегреваться или переохлаждаться.

В процессе обмена веществ в организме все время происходит образование тепла. Установлено, что человек в сутки выделяет в покое 1600…1700 ккал, при выполнении легких работ – 2400…2600 ккал, тяжелых – 5000…6000 ккал.

При работе с высокими температурами в помещении теплоотдача затрудняется и наступает перегрев организма. Различают две фазы перегрева: 1) физиологическая, когда усиливается деятельность сердечной и дыхательной систем, наблюдается обильное потовыделение (до 7…10 % от веса тела) и 2) тепловой удар, характеризующийся головокружением, шумом в ушах, иногда приводящий к судорогам. Тепловые удары происходят в основном при работе на открытом воздухе.

Переохлаждение может иметь место при низкой температуре, особенно в сочетании с высокой влажностью и подвижностью воздуха. Оно бывает общим (ощущение холода, побледнение кожного покрова) и местным (действующим на конечности, уши, нос). Переохлаждение нижних конечностей может наступить даже при положительных температурах, охлаждение ног водой возможно и при температуре до 8 °С.

В теплое время года для снижения температуры в кабинах мобильных сельскохозяйственных машин применяются кондиционеры, вентиляторы, люки, форточки и др. В холодный период – различные накидки на сиденье водителя, нагревающиеся от электросети; тепловые радиаторы с вентиляторами, обдувающие боковые стекла и форточки машины и тем самым повышающие температуру воздуха в самой кабине. Однако в зимнее время, после достаточно долгой стоянки машины на холоде или при ее движении, воздух довольно сильно охлаждает пол кабины, и подошвы ног оператора мерзнут. При необходимости частого выхода оператора из машины в зимний период снег, оставшийся на обуви, тает и вода скапливается на коврике, а затем замерзает. При этом подошвы ног находятся в весьма неблагоприятных условиях. К тому же, металлический пол кабины, находясь в постоянном контакте с водой и снегом, постепенно ржавеет и приходит в негодность.

Для решения данной проблемы предлагается автоматическое устройство, обеспечивающее подогрев пола кабины под ногами как водителя, так и пассажира. Принципиальная схема устройства приведена на рисунках 4.1 и 4.2.

Рисунок 4.1 – Принципиальная схема автоматического устройства для подогрева пола кабины: 1 – крыльчатка вентилятора; 2 – головка блока цилиндров; 3 – терморегулятор; 4 – приемная воронка (конфузор); 5 – воздухопроводы; 6 – полик кабины; 7 – насадок; 8 – заслонка

Рисунок 4.2 – Принципиальная схема устройства для подогрева пола кабины (вид сверху):
4 – воронка; 5 – воздухопроводы; 7 – насадок; 9 – главный воздухопровод

Нормальный температурный режим работы двигателя автотранспортного средства обеспечивается натяжением ремня вентилятора, конструкцией крыльчатки 1, открытием или закрытием жалюзи, охлаждающей жидкостью. Наиболее высокая температура создается по периметру подкапотного пространства в верхней части головки блока цилиндров 2 и патрубка, отводящего горячие газы. Поэтому приемная воронка (конфузор) 4 должна располагаться преимущественно вверху подкапотного пространства. Терморегулятор 3 может находиться на входе или внутри приемной воронки. Воронка может иметь различную форму в зависимости от конфигурации подкапотного пространства.

Терморегулятор включен в общую электросеть мобильной машины и является датчиком для соленоидов, открывающих или закрывающих с помощью заслонок 8 воздухопроводы 5, идущие к полу кабины 6.

Насадок представляет собой замкнутое круглое пространство, в верхней части которого находится ряд отверстий (рисунок 4.3). Через эти отверстия воздух выходит и обогревает пол кабины под ногами водителя и пассажира. Насадки приворачиваются к полу с помощью болтов или устанавливаются в специально выполненные пазы.

Рисунок 4.3 – Насадок (вид сбоку): 6 – пол кабины, 7 – насадок

Конструкция должна предусматривать возможность легкого демонтажа воронок, т.к. работа устройства в теплый период года нецелесообразна. К тому же, возможность быстрого монтажа-демонтажа воронок позволит легко получить доступ к отдельным узлам двигателя (при необходимости).

Для обогрева подошв ног оператора также разработана автоматическая система подогрева пола кабины, работающая на принципе нагрева электроэлемента, вмонтированного в резиновый коврик (рисунок 4.4). Постоянство температуры поверхности резинового коврика поддерживается терморегулятором, включенным в бортовую электрическую сеть транспортной машины.

Рисунок 4.4 – Принципиальная схема устройства для электроподогрева пола кабины:
1 – ступня человека; 2 – носок; 3 – стенка обуви; 4 – стелька; 5 – подошва обуви; 6 – слой резины коврика; 7 – слой электрической изоляции нагревательного элемента (лак); 8 - нагревательный элемент; 9 – слой теплоизоляции коврика; 10 – металлический пол кабины;
11 – слой антикоррозионного покрытия; 12 – электрические провода

Для равномерного нагрева электроэлемент может монтироваться в коврик с рисунком различной конфигурации (в зависимости от потребляемой мощности, напряжения бортовой сети и площади нагрева).

Подсоединение нагревательного электроэлемента к бортовой сети машины может быть выполнено через выключатель или штепсельный разъем. Электроподогрев может осуществляться от бортовой сети 12 и 24 В.

Нагревательный коврик получает питание от специального управляющего разъема (рисунок 4.5). Разъем подключается к «прикуривателю» автомобиля.

Рисунок 4.5 – Внешний вид передней панели разъема, подключаемого к прикуривателю автомобиля

Устройства, описанные выше, позволяют автоматически поддерживать температуру пола кабины в соответствии с санитарными нормами.

Наряду с температурой на терморегуляцию организма большое влияние оказывает влажность воздуха. Повышенная (более 80 %) затрудняет терморегуляцию из-за снижения испарения пота, а низкая (менее 20 %) вызывает пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей. При оценке микроклимата влажность выражают в относительных величинах, поэтому и влажность называется относительной (j). Она представляет собой отношение фактического содержания паров воды при определенной температуре (gj) к максимально возможному содержанию влаги при той же температуре (gт), т.е. к насыщенному пару:

(4.1)

Скорость движения воздуха является также важным фактором, влияющим на тепловое самочувствие человека. В жарком помещении движение воздуха способствует увеличению теплоотдачи организма и улучшает его состояние, но при низкой температуре воздуха в холодный период года оказывает неблагоприятное воздействие.

В сельском хозяйстве, где большинство полевых работ выполняется на открытом воздухе, состояние здоровья работающих и безопасность их труда зависят от метеорологических условий: температуры воздуха, скорости ветра, осадков, солнечной радиации.

При неудовлетворительных условиях труда требуются частые перерывы для отдыха, снижаются темпы работы из-за усталости и падения общей работоспособности. Так, температура воздуха в кабине трактора летом достигает +40…45 °С, стенки кабины нагреваются до +50…60 °С. В животноводческих помещениях при низкой температуре и высокой влажности воздуха наряду с заболеваниями людей на 10…25 % уменьшаются привесы животных.

Исследованиями установлено, что состояние микроклимата влияет на аварийность на транспорте. При температуре более 25 °С она наблюдается в результате утомления водителя, а при температуре менее 10 °С из-за ощущения холода водитель вынужден работать в теплой одежде, стесняющей его движения, затрудняющей манипуляции органами управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.