КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тушение пожаров на мобильной сельскохозяйственной техникеГенераторы огнетушащего аэрозоля (ГОА) и модули порошкового пожаротушения (МПП) Предназначены для тушения и локализации пожаров, происходящих с участием твердых горючих материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, электропроводки и оборудования, находящегося под напряжением, двигателей внутреннего сгорания. Применяться могут в квартирах, загородных домах, в гаражах (отапливаемых и неотапливаемых: диапазон рабочих температур от +50 ºС до -50 ºС). В момент срабатывания ГОА выбрасываются аэрозольные частицы менее 10 ммк, а при срабатывании МПП распыляется заранее заложенный в их корпус порошок с величиной частиц 10…90 ммк. Генераторы огнетушащего аэрозоля (ГОА) основаны на твердотопливной композиции, при сгорании которой (реакция происходит без доступа воздуха) образуется смесь из инертных газов и ультрадисперсных частиц, состоящих из карбонатов или хлоридов щелочных металлов. Сверхмелкие частицы перекрывают доступ кислорода к очагу возгорания, замедляют реакции окисления, отвечающие за горение, а также, разлагаясь, забирают на себя тепло. образующаяся взвесь обладает высокой проникающей способностью и эффектом объемного тушения, а инертные газы снижают содержание кислорода в зоне горения. Недостатком некоторых систем в зоне ГОА является высокая температура струи выделяемого аэрозоля, что может привести к пожару. Наиболее предпочтительны «холодные генераторы». Такие как «Допинг-2», ТОР-6, серия устройств АГС от НПГ «Гранит-саламандра» и другие, у которых температура струи на выходе не превышает 100…120 ºС. В модулях порошкового пожаротушения (МПП) основным огнетушащим агентом служит порошок, в который введены добавки, препятствующие его слеживанию. Порошок находится внутри металлического корпуса модуля, там же размещен газогенератор. При возникновении очага горения и достижении температуры срабатывания у газогенератора внутри устройства начинается интенсивное газовыделение. Выделяющиеся газы взрыхляют порошок, приводя его во взвешенное состояние. При достижении определенной величины давления огнетушащий состав выбрасывается в зону горения с интенсивностью 2,7..3,0 кг/см2 в секунду. При этом происходят разбавление горючей среды газообразными продуктами разложений порошка или его облаком; охлаждение зоны горения за счет отбора тепла на нагрев рабочих частиц, их значительного испарения и разложения. Ингибирование химических реакций, обусловливающих развитие процессов горения, а перекрытие доступа воздуха и образование за счет плавления частиц порошка на твердых поверхностях прочной «корки», препятствующей выходу горючих газов в зону воспламенения. Взаимодействие всех этих факторов обеспечивает высокую огнетушащую способность порошков. Модуль (рисунок 6.4.) состоит из стального корпуса 1, заполненного огнетушащим порошком, газогенерирующего элемента 3 с электрическим активатором 4, расположенного в корпусе, верхнего 5 и нижнего 6 фланцев, разрывной мембраны 7 и выпускного насадка 9. Разрывная мембрана 7 плотно прижата к нижнему фланцу, к которому жестко крепится выпускной насадок 9. Верхний фланец 5 служит для крепления газогенерирующего элемента 3 с электрическим активатором 4 и скобы крепления 10. Рисунок 6.4 – Модуль порошкового пожаротушения: 1 – стальной корпус; 2 - огнетушащий порошок; 3 – газогенерирующий элемент; 4 – электрический активатор; 5 – верхний фланец; 6 – нижний фланец; 7 – разрывная мембрана; 8 – выпускное отверстие; 9 - выпускной насадок; 10 – скоба крепления Использование первичных средств пожаротушения, которыми оснащен автомобиль, зачастую оказывается запоздалым и малоэффективным. Водитель автомобиля вследствие «психофизического сдвига», вызванного развитием пожара на автомобиле, часто забывает, где находится огнетушитель, который, кроме того, может быть заложен различными вещами, закрыт запасным колесом и другими предметами. Он также не выключает кнопку «массы», прерывающую ток от аккумулятора в электросистему, и замок зажигания. В качестве решения данной задачи предлагается автоматическое устройство тушения пожаров с использованием генераторов огнетушащего аэрозоля (ГОА) марки «Допинг-2», функциональная и принципиальная схемы которого представлены на рисунках 6.5 и 6.6. Устройство работает следующим образом. Контакты теплового извещателя (датчика) пожаротушения 3 от относительно большой температуры развившегося пожара смыкаются, ток от аккумуляторной батареи или генератора, проходя через замкнутые контакты пожарного извещателя, поступают в катушку реле 2 с двумя нормально замкнутыми контактами (НЗК). Проходя через катушку реле, электрический ток поступает на один из концов сопротивления ГОА (R0). Второй конец указанного сопротивления непосредственно соединен с минусовой клеммой аккумулятора. Электропровода, подходящие от источника питания к ГОА, заложены в бронерукав с целью исключения сгорания изоляции и замыкания. Последнее может привести к нарушению работы всей автоматической системы тушения пожара, как в подкапотном пространстве, так и в салоне, а также в багажном отсеке. Извещатели (датчики) пожаротушения следует устанавливать в тех местах, где возникновение пожара наиболее вероятно. Это, как правило, район бензонасоса, карбюратора и электропроводки. Для ускорения процесса тушения подкапотное пространство может быть оснащено двумя ГОА. При прохождении электрического тока по сопротивлению ГОА взрывается пиропатрон и аэрозоль равномерно распространяется по всему пространству, в котором возникло возгорание (подкапотное пространство, кабина водителя, багажник и др.), надежно защищая от дальнейшего развития пожара находящиеся в нем реле, узлы, детали, электропроводку и т.д. Рисунок 6.5 – Функциональная схема автоматической системы тушения пожаров в автотранспортных средствах, оснащенных карбюраторными двигателями, работающими на газовоздушных топливных смесях (бензин, природный газ и пропан-бутановая смесь) Рисунок 6.6 – Принципиальная схема автоматического тушения пожара на автомобиле: Одновременно в реле 1 и 2 нормально замкнутые контакты размыкаются, замок зажигания блокируется. Газовый и бензиновый электроклапаны выключаются, перекрывая истечение газа или бензина (из газового баллона или бензобака) к карбюратору. Это предотвращает дальнейшее истечение топлива к карбюратору и взрыв баллона или бензобака. При размыкании нормально замкнутых контактов реле 1 и 2 выключается масса аккумулятора, обесточиваются стартер и тяговое реле стартера. Прерывается цепь генератора с потребителями, и последние выключаются из электрической цепи, тем самым предотвращается короткое замыкание проводов. В случае замыкания электропроводов потребителей срабатывает тепловое реле системы и электрическая цепь отключается. Рекомендуемая схема установки генераторов огнетушащего аэрозоля на легковых автомобилях представлена на рисунке 6.7. Рисунок 6.7 – Рекомендуемые места установки ГОА «Допинг-2» на автомобилях типа ВАЗ 2101 – 2107 К достоинствам данного устройства можно отнести то, что оно позволяет значительно сократить время тушения очага возгорания и не допустить распространения пожара по всему автомобилю. К тому же, его применение исключает участие водителя в тушении пожара, тем самым обеспечивая безопасность и снижая вероятность его травмирования.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |