Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности правосубъектности публичных образований




Публичные образования как субъекты гражданского права

Государство нередко именуют особым субъектом права, отмечая, что оно само может формировать правила гражданского оборота, содержание и пределы своей правоспособности. Вместе с тем, участвуя в гражданских правоотношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила. Оно не может использовать свои властные полномочия для того, чтобы навязывать контрагентам свою власть, - в противном случае «исчезнет» рынок и разрушится его гражданско-правовая основа.

Поэтому государство и другие публичные образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками – гражданами и юр. лицами (п.1 ст. 124 ГК РФ).

Понятие «государство» требует некоторого разъяснения: действующая Конституция РФ исходит из существования наряду с Российской Федерацией других государственных, а так же муниципальных образований, являющихся самостоятельными участниками гражданского оборота. Соответственно в главе 5 ГК РФ говорится об участии в отношениях, регулируемых гражданским законодательством Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований - субъектов гражданского права. Данных субъектов очень часто называют – публичные образования.

Правовой режим участия публичных образований в гражданском обороте приравнивается в ГК, за некоторыми изъятиями к режиму, установленному для юридических лиц.

Согласно п.2 ст. 124 ГК РФ к публичным образованиям – субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Например, к ним не могут применяться правила, регламентирующие создание и ликвидацию юридического лица и т.п. Однако считать эту группу субъектов юридическими лицами нельзя.

Таким образом, публичные образования приравниваются к юридическим лицам, но не признаются таковыми.

 

Как и другие субъекты гражданского права, публичные образования обладают гражданской право- и дееспособностью. Можно ли данные категории применять к государству в той же мере, что и для физических и юридических лиц? Если воспринимать государство как лицо, то видимо, да. Однако характер правоспособности будет обладать рядом особенностей. По этому вопросу существуют различные, подчас диаметрально противоположные точки зрения.

 

Точки зрения Авторы
Государство обладает общей правоспособностью, т.е. может иметь любые права. М.И. Брагинский, В.В. Витрянский  
Государство обладает специальной правоспособностью, т.е. может иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям его деятельности и публичным интересам. Е.А. Суханов  
Государство имеет целевую правоспособность, которая вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство. А.А. Иванов, Ю.К. Толстой, А.П.Сергеев  

 

Определяя необходимые для государства набор прав и обязанностей, необходимо опираться на такой субъективный критерий, как его функции.

Функции государства можно разделить на две группы:

1. Первичные (специальные) – связанные с организацией и осуществлением власти, государственного управления, функция социальной защиты населения и т.п.

2. Производные (неспециальные) – присущие любому субъекту гражданского права; это участие в экономических отношениях предпринимательского характера.

Именно функции государства, которые обуславливают его существование в обществе и политической системе, служат необходимым критерием для определения характера его гражданской правоспособности. Можно охарактеризовать ее как специальную функциональную правоспособность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.