Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент в здравоохранении




Успешному осуществлению реформ в здравоохранении может способствовать внедрение принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения. Важным является замена роли организатора, которая была типичной в условиях централизованного управления, на роль менеджера, управленца.

Менеджмент – это деятельность, направленная на совершенствование форм управления, повышение эффективности производства с помощью совокупности принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность, интеллект и мотивы поведения как отдельных сотрудников, так и всего коллектива.

Понятие «менеджмент» можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки управления.

1. Менеджмент рассматривается как вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели.

2. Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

3. Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления.

4. Менеджмент рассматривается как категория людей, занятых управлением. Главной задачей управленческого персонала является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения целей.

5. В ХХ веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным и более эффективным.

Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона (субъект управления), управляемые – объекты управления (коллективы, отдельные работники). Основу управленческой деятельности составляют способы воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления определяется принципами, методами, функциями и целями управления. Выделяют следующие принципы управления.

1. Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность; инициатива.

2. Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. Это – дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.

3. Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.

Принципы создания имиджа организации обусловлены конкуренцией и направлены на привлечение пациентов. Они основаны на формировании у каждого работника поведения, наиболее привлекательного для потребителя медицинских услуг. Для медицинских учреждений такими принципами могут быть:

– каждый человек заслуживает уважения;

– каждый пациент имеет право на хорошее обслуживание;

– персоналу необходимо добиваться совершенствования во всем.

Эти принципы помогают создать положительный образ медицинского учреждения. Оптимизирующими факторами, влияющими на процесс управления являются:

1. Лояльность к работающим.

2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента.

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.

5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.

8. Непосредственное участие в работе подчиненных групп на всех этапах как условие согласованной работы.

9. Умение слушать всех, с кем сталкивается вы своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.

10. Этика бизнеса.

11. Честность и доверие к людям.

12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

13. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.

14. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические.

Социально-психологические методы позволяют работникам глубже осознать социальную значимость и необходимость своего труда как выполнение нравственного долга перед собой, коллективом и обществом. Они призваны обеспечивать определенную связь между результатами труда и видом морального поощрения. Сложность социально-психологических методов управления для руководителей заключается в постоянном поиске адекватных факторов мотивации трудовой Деятельности, что обусловлено различными потребностями работников.

К методам управления относят:

– методы подкрепления и стимулирования;

– методы регулирования поведения;

– методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности сотрудников;

– развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства.

Функции управления определяются уровнем системы управления. Система управления любого объекта имеет 3 уровня – стратегический, тактический и оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов. К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже функционирующих структур.

Четыре важнейших функции наиболее верно представляют управленческие обязанности:

Планирование включает определение руководства бизнесом путем установления целей и разработки стратегии, необходимой для достижения этих целей.

2 Организация включает определение особых действий и ресурсов, которые будут необходимы для воплощения разработанного плана действий, а также принятие решений о распределении полномочий, обязанностей и ответственности.

3. Руководство включает сообщение другим, в чем состоят их обязанности по выполнению плана компании, а также обеспечение организационного окружения, в котором служащие побуждаются исполнять обязанности лучше.

Контроль включает направляющую, наблюдательную и регулирующую деятельность, нацеленную на то, чтобы помочь обеспечить организационное исполнение в соответствии с потребностями и надеждами фирмы.

В силу того, что менеджеры всех уровней затрачивают часть своего времени на исполнение каждой из четырех управленческих функций, успешность их деятельности зависит и от степени управленческого мастерства (опыта), которым они владеют. Это мастерство может быть сгруппировано в семь различных категорий: концептуальное, принятия решений, аналитическое, административное, коммуникационное, психологическое, техническое.

1. Концептуальное мастерство включает способность менеджера понимать перспективу организации как целого – представить себе общую картину.

2. Мастерство принятия решений включает способность менеджера выбрать подходящий курс действий из двух или более альтернатив.

3. Аналитическое мастерство включает в себя способность правильно использовать научные и количественные подходы, технику и средства для решения управленческих проблем.

4. Административное мастерство включает способность менеджеров исполнять организационные правила, предписанные в процессе производства; эффективно действовать в пределах ограниченного бюджета, а также координировать поток информации и бумажной работы внутри своей группы и среди других групп.

5. Коммуникационное мастерство включает способность менеджера передавать свои идеи и мнения другим, как в устной, так и письменной форме.

6. Психологическое мастерство, мастерство «человеческих отношений» включает способность менеджеров эффективно взаимодействовать с другими людьми, как внутри, так и вне фирмы.

7. Техническое мастерство включает особую компетенцию для выполнения заданий.

Среди функций управления главными являются следующие.

1. Технические операции – производство. Для медицинских учреждений к производственным функциям относятся диагностика, экспертиза, реабилитация, меры профилактики и др.

2. Коммерческие – покупка, продажа, обмен; для медицинских учреждений – это продажа отдельных видов медицинских услуг.

3. Финансовые операции – привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.

4. Страховые – страхование и охрана имущества и лиц.

5. Учетные – бухгалтерия, учет, статистика и др.

6. Административные – перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

Целями управления могут быть: новаторские, решение проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование.

Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.

Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

Алгоритм (последовательность) управленческих решений:

1) постановка цели и задачи (программно-целевое планирование);

2) сбор необходимой информации;

3) моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;

4) принятие управленческого решения;

5) организация исполнения; 6) контроль исполнения;

6) оценка эффективности и корректировка результатов.

Принятие решений – это форма целенаправленного воздействия руководителя на коллектив, на интересы его членов, которое воплощается в виде приказа, распоряжения, плана работы и т.д. Для руководителя принятие управленческого решения является основным видом «продукции», конечным результатом его деятельности и важной составляющей искусства руководить людьми.

Организация – это процесс:

– определения рациональных форм разделения труда;

– распределения работы среди работников, групп работников и подразделений;

– разработки структуры органов управления;

– регламентации функций, полуфункций, работ, операций;

– установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;

– подбора и расстановки кадров.

Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс совершенствования, упорядочения.

Организация работ – это функция, которую должны осуществлять все руководители – независимо от ранга.

На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления.

Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и психологических установок.

Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов-менеджеров, можно выделить:

– отсутствие личных ценностных ориентации;

– отсутствие личной заинтересованности;

– недостаточная профессиональная квалификация;

– неумение влиять на людей;

– неумение самосовершенствоваться;

– неумение владеть собой;

– рвачество;

– отсутствие чувства долга;

– необязательность;

– неорганизованность;

– нечестность;

– неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым, коллективным и др.

От менеджера требуется:

– наличие знаний в области управления и компетентность в вопросе технологии оказания медицинских услуг;

– владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы в наиболее выгодных сферах применения;

– принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

Менеджер должен обязательно уметь:

– организовывать и планировать деятельность учреждения;

– руководить коллективом на уровне современных требований;

– побуждать работников к творческой деятельности, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного;

– принимать нестандартные управленческие решения;

– находить выход из конфликтных ситуаций;

– быть объективным, независимо от своих симпатий;

– правильно подбирать и организовывать обучение работников;

– уметь подчиняться и соблюдать субординацию;

– вести деловые переговоры.

Для слабого менеджера характерны определенные признаки:

Слабый менеджер:

1. всегда сталкивается с «непредвиденными» обстоятельствами, так как не способен предугадать их, почувствовать их приближение и подготовиться к ним;

2. убежден, что знает дело и умеет его делать лучше всех, поэтому все старается сделать сам;

3. занят деталями, участвует во всех делах, из-за чего никогда не имеет времени;

4. его письменный стол всегда загружен бумагами, при этом не понятно, какие из них важные, какие срочные, а какие и не нужны совсем;

5. работает по 10–14 часов в сутки;

6. всегда ходит с портфелем, в котором носит непрочитанные бумаги с работы домой, из дома – на работу;

7. решение старается отложить на завтра: ведь вопрос может решиться сам или его решит кто-то другой.

Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психологии управления). Существует 6 основных стилей лидерства.

1. Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве движущей силы использует поощрение, наказание, инициативу.

2. Лидер-организатор – это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением и сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений.

3. Личностный стиль, когда руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело – потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.

4. Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один человек – один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролирует и побуждает к активным действиям.

5. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать.

6. Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.

Успешное лидерство руководителя возможно при использовании различных стилей руководства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.