Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электромагнитные реле




ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ РЕЛЕ

Электромеханические реле могут выполняться на электромагнитном, индукционном, электродинамическом, индукционно-динамическом и магнитоэлектрическом принципах. Отечественная промышленность изготовляет электромеханические реле в основ ном на электромагнитном ииндукционном принципах, которые позволяют создать все требующиеся в эксплуатации разновидно­сти реле.

Переходя к рассмотрению электромеханических конструкций, следует отметить некоторые наиболее важные и общие требования, предъявляемые к основным элементам этих реле: контактам и обмоткам.

Контакты реле являются очень ответственным элемен­том в схемах защит. Они должны обеспечить надежное замыкание иразмыкание тока в управляемых ими цепях и быть рассчитаны на многократное действие.

Коммутационная способность контактов условно характери­зуется мощностью, при которой они обеспечивают замыкание и раз­мыкание цепей.

Значение этой мощности SК выражается как произведение на­пряжения источника оперативного тока U на наибольший ток Iк, прохождение которого допускается через контакт, т. е. SК = UIк.

Обмотки реле должны обладать термической стой­костью, характеризуемой в зависимости от типа реле значени­ями тока или напряжения, допускаемыми длительно и кратковре­менно, и иметь приемлемую потребляемую мощность Sp, характе­ризуемую произведением тока Iр, проходящего по обмотке, на напряжение UР на зажимах этой обмотки.

Потребляемая мощность Sp зависит от усилий, которые должны создать намагничивающие силы обмоток для приведения в действие подвижной системы реле и надежного замыкания контактов реле.

 

 

а) Принцип действия

На рис. 2-1представлены три основные разновидности конструк­ций электромагнитных реле.

Каждая конструкция содержит электромагнит 1, состоящий из стального сердечника и обмотки, стальной подвижный якорь 2, несущий подвижный контакт 3, неподвижные контакты 4 и противо­действующую пружину 5.

Проходящий по обмотке электромагнита ток Iр создает намаг­ничивающую силу (н. с.) Ipwp, под действием которой возникает магнитный поток Ф, замыкающийся через сердечник электромаг­нита 1, воздушный зазор d и якорь 2. Якорь намагничивается и в результате этого притягивается к полюсу электромагнита. Переместившись в конечное положение, якорь своим подвижным контактом 3 замыкает неподвижные контакты реле 4. Начальное положение якоря ограничивается упором 6.

 


где lР — плечо силы Fэ.

Коэффициенты к' и к" в выражениях (2-3) и [(2-4) зависят от Rм и поэтому сохраняют постоянное значение только при отсутствии насыщения.

Из (2-3) и (2-4) следует, что сила притяжения Fэ или ее момент Мэ пропорциональны квадрату тока Iр в обмотке реле и имеют, следовательно, постоянное направление, не зависящее от направ­ления (знака) этого тока. Поэтому электромагнитный принцип пригоден для выполнения реле как постоянного, так и перемен-

1 При питании обмотки реле переменным током под Ф подразумевается мгновенное значение потока Фt = Фm sin wt


 

снизив ток Iр до значения, при котором момент Мэ2 уменьшится до М¢э2. Тогда момент пружины МП2 преодолеет электромагнит­ный момент М'э2 и трения Мт и заставит якорь вернуться из поло­жения d2 в начальное положение d1. Условия возврата опреде­ляются уравнением (см. рис. 2-3)

где М¢э2 является наибольшим значением Мэ, при котором начи­нается возврат реле; его называют моментом возврата Мэ.воз. Соответствующий ему ток Iр обозначается Iвоз, при этом токе обеспечивается условие возврата (2-9).

Таким образом, током возврата реле Iвоз называется наибольший ток в реле, при котором якорь реле возвращается в начальное положен и е.

У реле, реагирующих на возрастание тока, Iс.р. > Iвоз и квоз < 1. Величина квоз у различных конструкций колеблется в довольно широких пределах, от 0,1 до 0,98. Из (2-10) следует, что кв03 зависит от соотношения Мэ. с.р и Мэ.воз.

Для выяснения условий срабатывания и возврата реле и способов изме­нения kвоз рассмотрим диаграмму моментов, действующих на якорь реле в функции от величины воздушного зазора d (рис.2-3).

Предположим, что в обмотку электромагнитного реле (например, с по­воротным якорем — рис. 2-1, б) подан ток, равный току срабатывания. Возникающий при этом электромагнитный момент Мэ1 преодолевает сопро­тивление пружины и трение П1 и МТ) и приводит в движение якорь. Началу движения якоря соответствует соотношение моментов: Мэ1 = МП1 + Мт.

По мере перемещения якоря воздушный зазор d уменьшается от началь­ного значения d1 до конечного d2 (рис. 2-3), противодействующая пружина растягивается и ее момент МП (прямая 2) при этом нарастает по линейному закону (обратно пропорционально изменению d). Электромагнитный момент Мэ (кривая 1) также увеличивается, но по нелинейной зависимости (2-5), имеющей для реле с поворотным якорем вид параболы. Когда якорь достигает конечного положения d2, то благодаря более быстрому нарастанию Мэ по сравнению с МП образуется избыточный момент = Мэ2МП2. Для возврата якоря необходимо уменьшить ток в обмотке реле от Iс.р до значения Iв.с, при котором электромагнитный момент Мэ снизится от

При этом условии момент пружины МП2 преодолевает электромагнитный момент М'э2 и момент трения МТ, и якорь реле возвращается в начальное положение d1.

Приведенная диаграмма моментов позволяет сделать вывод, что различив в значении Iвоз и Iс.р вызывается различием (неидентичностью) характера изменения моментов Мэ и Мп при перемещении якоря из начального положе­ния в конечное.

Из диаграммы (рис. 2-3) следует, что чем больше избыточный момент DМ и трение МТ, тем больше разница между Iвоз и Iс.р и, следовательно, меньше квоз.

Для улучшения коэффициента возврата необходимо обеспечить:

а) совпадение или наибольшее сближение характеристик изме­нения моментов Мэ и Мп (прямая 2 и кривая 7), что достигается подбором такого участка кривой Мэ = f(d), где имеется лучшее совпадение с характеристикой пружины МП = f(d). На диаграмме рис. 2-2, б таким участком является отрезок АВ, которому соответ­ствует угол поворота якоря от a1 до a2.

Улучшения kвоз можно достигнуть также за счет сокращения хода подвижной системы изменением конечного положения якоря d2, что приводит к уменьшению (рис. 2-3);

б) уменьшение трения в осях подвижной системы (якоря) реле. Некоторое ухудшающее влияние на квоз оказывает гистерезис.

в) Реле максимального и минимального действия


 

Следовательно, мгновенное значение Fэt содержит две состав­ляющие: постоянную kI2m и переменную kI2m соs 2wt, изменяющуюся с двойной частотой. Результирующая электромаг­нитная сила Fэ имеет пульсирующий характер, дважды изменяясь от нуля до максимального значения в течение каждого периода (рис. 2-5). В то же время противодействующая сила пружины FП имеет неизменное значение.

В результате в период времени аb, сд, еf и т. д., когда FП > Fэt, якорь реле стремится отпасть, а в периоды времени bс, dе и т. д., когда Fэt>FП — вновь втянуться. Притянутый якорь при этом непрерывно вибрирует вследствие периодического изменения знака действующей на него результирующей силы Fрез = Fэt-FП.

 

 


Вибрация якоря оказывает вредное влияние на работу реле, вызывает вибрацию контактов при срабатывании, что приводит к их подгоранию, а также вызывает износ осей и цапф, на которые они опираются.

При большом моменте инерции якоря он не успевает следовать за быстрым изменением знака результирующей силы Fрез = FэFП, в таких случаях вибрации не наблюдается. Если же момент инерции якоря недостаточен, то для устранения вибрации приме­няется расщепление магнитного потока обмотки на две составля­ющие, сдвинутые по фазе. Расщепление достигается или при помощи короткозамкнутого витка К (рис. 2-6), или путем выполнения обмотки реле в виде двух параллельных секций с разными угло­выми сдвигами, расположенных на разных магнитопроводах (рис. 2-9).

В реле, изображенном на рис. 2-6, короткозамкнутый виток охватывает часть сечения магнитопровода. Под влиянием магнит­ного потока, пронизывающего виток, в нем возникает ток Ik, создающий поток Фк. На рис. 2-6 показаны положительные направления магнитных потоков и пути, по которым они замыкаются.

Из-под сечения, охваченного короткозамкнутым витком, выхо­дит результирующий поток Ф1, состоящий из части потока обмотки

ся э.д.с. Ек, наведенная в коротко-замкнутом витке потоком Ф1, отстающая от него на 90°. Ток в короткозамкнутом витке İ к почти совпадает с э. д. с. Ėк вслед­ствие малой индуктивности витка. Пренебрегая потерями на намагничивание поток Фк показываем сов­падающим с создающим его током Iк. Зная Ф1 и Фк, из выражения (2-11)

находим:

Магнитный поток Фр2 совпадает по фазе с потоком ФР1, так как они со­здаются одной и той же н. с, (Iрwр) и имеют однородное магнитное сопротив­ление. На основании выражения (2-12) находится поток ФII.

Полученная векторная диаграмма (рис. 2-7) показывает, что магнитный поток ФI всегда сдвинут относительно потока ФII на

угол ψ. Сдвиг по фазе магнитных потоков обусловлен нали­чием потока Фk.

Каждый из магнитных потоков (рис. 2-8) Ф1 = Ф1макс sinwt

и_ ФIIмакc sin (wt +ψ) создает силы Fэt1 и FэII, кривые

изменения которых смещены так же, как и магнитные потоки.

В результате этого при уменьшении одного из потоков второй нарастает, не позволяя электромагнитной силе понизиться до нуля.

Для устранения вибрации результирующая сила

 


должна в каждый момент времени превышать FП. Наилучшие результаты получаются при ψ = 90° и Ф1 = ФII; в этом случае Fрез имеет постоянное значение, что следует из (2-12а).

 

Аналогичный ре­зультат достигается при исполнении обмотки ре­ле в виде двух секций: 1 и 2, расположенных на двух полюсах магнито-нровода (рис. 2-9, а).

Обмотка 1 подклю­чается непосредственно к источнику питания, а обмотка 2 — через конденсатор С. В ре­зультате токи I1 и I2 имеют различные сдвиги относительно напряжения Uр на зажимах реле. Построив векторную диаграмму (рис. 2-9, б) токов и потоков, устанавливаем, что потоки Ф1 и ФII имеют сдвиг по фазе ψ. Следо­вательно, результирующая электромагнитная сила Fрез имеет та­кой же характер, как и на рис. 2-8 и выражается по (2-12а).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 2107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.