КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человека и гражданина 5 страница
При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет" либо "За" или "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты (п. 9 ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается его наименование. При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень должен содержать о каждом из зарегистрированных кандидатов сведения, которые указаны в ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Голосование проводится путем внесения избирателем, участником референдума в избирательный бюллетень любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), а в бюллетене для голосования на референдуме - любого знака в квадрате, относящемся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор (п. 7 ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). При совершении описанного в законе деяния виновное лицо делает лишнюю пометку в бюллетене, в котором избиратель, участник референдума уже сделал свой выбор, что приводит к невозможности определения действительного волеизъявления. 6. Незаконное уничтожение бюллетеней. Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" уничтожение бюллетеней предусматривается в следующих случаях: 1) после передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Комиссия, разместившая заказ на изготовление бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней (п. 11 ст. 63); 2) при передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт (п. 13 ст. 63); 3) в день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются, о чем также составляется акт (п. 20 ст. 63); 4) если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списках избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается (п. 9 ст. 64). Иные случаи уничтожения бюллетеней следует считать незаконными. 7. Заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума. Статья 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет, что подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в установленной форме протокола. Заведомо неправильный подсчет голосов - это умышленное искажение результатов выборов или референдума, которое выражается в сознательном завышении или занижении избирательной комиссией или комиссией по проведению референдума количества голосов, поданных за одного или нескольких кандидатов либо в пользу того или иного решения вопроса, вынесенного на референдум <1>. -------------------------------- <1> См.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. С.И. Никулина. М., 2001. С. 413.
Данное деяние может также выражаться в преднамеренном искажении результатов голосования (его уменьшении или увеличении), искажении числа избирателей (участников референдума), внесенных в списки избирателей и принявших участие в голосовании, количества бюллетеней, признанных недействительными <1>. -------------------------------- <1> См.: Князев С.Д. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме // Журнал российского права. 2001. N 2. С. 33.
8. Подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования. Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в протокол об итогах голосования. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в протокол об итогах голосования число бюллетеней, полученных участковой комиссией. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования. Затем подсчет голосов осуществляется по бюллетеням, находящимся в стационарных ящиках. При сортировке бюллетеней (по голосам, поданным за каждого из кандидатов, за политическую партию, по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет", "За" и "Против", бюллетени неустановленной формы, недействительные бюллетени) члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Общее число недействительных бюллетеней заносится в протокол об итогах голосования. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов, по позициям "Да", "Нет", "За" и "Против". После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования. 9. Заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования - основной документ, который комиссия заполняет незамедлительно после подведения итогов голосования на избирательном участке. На основании подлинных первых экземпляров протокола вышестоящие избирательные комиссии устанавливают итоги голосования и определяют результаты выборов, референдума <1>. -------------------------------- <1> См.: Терещенко Н.В. Уголовно-правовая охрана избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Дис.... к.ю.н. Ставрополь, 2002. С. 143.
Учитывая особую значимость этого документа, законодатель установил подробный перечень данных, которые должны быть в нем отражены <1>. Универсальные требования к протоколу об итогах голосования позволяют участковым избирательным комиссиям применять единые подходы к его заполнению, что особенно важно в случаях проведения голосования на различных выборах в один день, а также для обработки результатов с использованием ГАС "Выборы". -------------------------------- <1> См. ст. 67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253).
10. Незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" протокол об итогах голосования заполняется постепенно в ходе подсчета голосов (п. 1 ст. 68). После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия подписывает протокол об итогах голосования и выдает копии протокола: - членам вышестоящих избирательных комиссий; - кандидатам, зарегистрированным данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или их доверенным лицам; - уполномоченному представителю или доверенному лицу избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидату из указанного списка; - члену или уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума; - наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Именно в этом Законе первоначально было закреплено, что не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений после его заполнения и подписания. 11. Заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума. Это деяние может быть выражено в том, что вопреки закону и фактическому волеизъявлению избирателей, участников референдума выборы объявляются недействительными либо, наоборот, действительными; в том, что вопреки закону и порядку проведения выборов, референдума тот или иной кандидат объявляется избранным либо, наоборот, неизбранным и т.п. Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого умысла. Виновное лицо сознательно фальсифицирует итоги голосования, итоги выборов или итоги референдума и желает этого. Субъект преступления - специальный, т.е. это вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, которое официально уполномочено совершать действия в отношении перечисленных в законе документов, а также передавать информацию о ходе и результатах голосования. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ). Непосредственным объектом состава ст. 149 являются общественные отношения, охраняющие право граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Данное право закреплено в ст. 31 Конституции РФ. Дополнительным (факультативным) объектом может выступать здоровье человека. В качестве потерпевших могут выступать лица, которые реализуют свое законное право на проведение массовых мероприятий. Объективная сторона преступления выражается в совершении следующих действий: 1) незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования; 2) незаконное воспрепятствование участию в них; 3) незаконное принуждение к участию в них. Под воспрепятствованием проведению массовых мероприятий следует понимать создание препятствий, искусственных, организационных и юридических, направленных на их срыв. Среди видов массовых мероприятий закон перечисляет: 1) собрание - это совместное присутствие граждан в определенном месте для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов; 2) митинг - это массовое мероприятие граждан в определенном месте для публичного выражения своего мнения по поводу актуальных проблем общества; 3) демонстрация - это организованное публичное выражение своего мнения определенной группы людей с использованием во время движения средств массовой агитации; 4) шествие - это массовое прохождение людей по определенному маршруту с целью привлечения внимания к определенным проблемам; 5) пикетирование - это форма выражения мнения определенной группы людей без их передвижения с использованием различных средств агитации и пропаганды. Под воспрепятствованием участию в массовых мероприятиях следует понимать незаконное воздействие на конкретных лиц, желающих участвовать в их проведении. Под принуждением к участию в массовых мероприятиях следует понимать незаконное физическое или психическое воздействие на волю граждан с целью заставить их участвовать в массовых мероприятиях. Порядок проведения массовых мероприятий регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" <1> и законодательством РФ о выборах и демонстрациях. -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.
Уголовная ответственность предусмотрена лишь за незаконное воспрепятствование проведению массовых мероприятий. Проведение массовых мероприятий с нарушением законодательства дает основание считать действия правоохранительных органов правомерными. Уголовная ответственность за описанные в законе деяния наступает при условии, что они совершаются должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или угрозы его применения. Если применение насилия повлекло причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, то содеянное следует квалифицировать дополнительно по п. "е" ч. 2 ст. 112 или п. "е" ч. 2 ст. 111 УК РФ. В случае угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью содеянное также следует квалифицировать по совокупности преступлений (ст. 149 и ч. 2 ст. 119 УК РФ). По совокупности преступлений следует квалифицировать и случаи, если насилие или угроза применены должностным лицом (ст. 149 и п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ). Преступление считается оконченным с момента использования лицом своих дополнительных полномочий в целях незаконного воспрепятствования массовому мероприятию или принуждения к участию в нем независимо от достигнутого результата либо с момента физического насилия или угрозы его применения. С субъективной стороны преступление характеризуется наличием прямого умысла. Виновное лицо осознает, что незаконно воспрепятствует проведению массового мероприятия или участию в нем, и желает этого. Субъектом преступления могут быть: 1) вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста; 2) должностное лицо, признаки которого изложены в примечании к ст. 285 УК РФ.
Глава 6. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СЕМЬИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Литература
Ильященко А.Н. Противодействие насильственной преступности в семье: уголовно-правовые и криминологические аспекты. М., 2003. Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних по российскому уголовному праву. СПб., 2002. Шестаков Д.А. Семейная криминология (криминофамилистика). СПб., 2003.
§ 1. Понятие и виды преступлений против семьи и несовершеннолетних
Общеизвестно, что семья - это естественная и основная ячейка общества и что дети - это наше будущее. Конституция РФ в ч. 1 ст. 38 устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <1> в развитие этого конституционного положения заявлено о всемерной государственной поддержке семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (ст. 4). -------------------------------- <1> Российская газета. 1998. 5 августа.
Определенную роль в этом играет уголовно-правовая защита. В гл. 20 УК РФ впервые осуществлена консолидация норм о преступлениях, основным объектом которых выступают устои семьи и интересы несовершеннолетних. В качестве дополнительного объекта могут выступать телесная и духовная неприкосновенность личности, ее честь и достоинство, здоровье, жизнь. Потерпевшими от преступления чаще всего являются несовершеннолетние лица (ст. ст. 150, 151, ч. 1 ст. 157 УК РФ). Ими могут быть также родители и иные члены семьи (ст. ст. 153 - 156, ч. 2 ст. 157 УК РФ). В ряде других глав УК РФ имеются нормы, тоже призванные содействовать уголовно-правовой охране семьи и несовершеннолетних. Таковы составы убийства матерью своего новорожденного ребенка (ст. 106), противоправных действий сексуального характера (ст. 134) и развратных действий (ст. 135) в отношении лица, не достигшего 16-летнего возраста, необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145), жестокого обращения с животными (ст. 245), посягательства на жизнь (ст. 295), угрозы или насильственных действий в отношении близких тех лиц, которые осуществляют правосудие (ст. 296), и др. В этих составах интересы семьи и несовершеннолетних выступают в качестве дополнительного, попутно охраняемого объекта. Еще чаще такой объект имеется в виду в квалифицированных видах преступлений. В них нередко предусматривается усиление ответственности за посягательства не только на лицо, выполняющее служебный или общественный долг, но и на его близких (п. "б" ч. 2 ст. 105, ст. ст. 112, 117, п. "а" ч. 2 ст. 111 и др.), а также в отношении несовершеннолетних (п. "г" ч. 2 ст. 117, ч. 3 ст. 122, п. "д" ч. 2 ст. 126 и ст. 127 и др.). Целью норм гл. 20 УК РФ является охрана именно такого объекта, как права и законные интересы семьи и несовершеннолетних. В целях расширения защиты прав ребенка впервые был криминализирован такой вид деяния, как торговля несовершеннолетними (ст. 152) <1>. -------------------------------- <1> Статья 152 отменена Федеральным законом 2003 г. N 162-ФЗ.
Объективная сторона преступлений гл. 20 по общему правилу выражается в действиях, в активном поведении - вовлечении, подмене и т.п. Совершение некоторых преступлений возможно и путем бездействия, пассивного поведения (например, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего - ст. 156, уклонение от содержания детей или родителей - ст. 157). Составы преступлений гл. 20 сконструированы по типу формальных: акцентируется поведение виновного, последствия в качестве обязательного признака основного состава не фигурируют. Определенными особенностями характеризуется субъект анализируемой группы преступлений. В ряде случаев предусматривается повышенный (18 лет) его возраст (ст. ст. 150, 151, ч. 2 ст. 157), в иных случаях он обычный - 16 лет. Применительно к отдельным составам (разглашение тайны усыновления или удочерения - ст. 155, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего - ст. 156, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей - ст. 157) предполагается наличие специального субъекта. Это лица, обязанные хранить сведения об усыновлении (удочерении) как служебную или профессиональную тайну; родители или иные лица, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего или осуществлению контроля за ним; родители или совершеннолетние трудоспособные дети. Признаки специального субъекта в некоторых составах выступают усиливающими наказание обстоятельствами (ч. 2 ст. 150 и ч. 2 ст. 151). Субъективная сторона выражается только в прямом умысле <1>. -------------------------------- <1> Иногда утверждается, что прямой умысел присутствует в анализируемых преступлениях "как правило", т.е. допускается и косвенный умысел (см.: Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. М.П. Журавлева и С.И. Никулина. М., 1998. С. 117).
В некоторых случаях конструктивным признаком основного состава выступают корыстные или иные низменные побуждения (ст. ст. 153, 155). Глава 20 по объему невелика: она включает всего 7 статей. Родовой объект ее сложный, состоящий из двух взаимосвязанных объектов. Соответственно им все преступления данной главы могут быть разделены на две группы: 1) преступления, посягающие на нормальное физическое и нравственное развитие несовершеннолетних: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150); вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151); розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции (ст. 151.1); 2) преступления, посягающие на интересы семьи: подмена ребенка (ст. 153), незаконное усыновление или удочерение (ст. 154); разглашение тайны усыновления или удочерения (ст. 155); неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156); злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157, содержит два самостоятельных состава преступления).
§ 2. Преступления, посягающие на нормальное физическое и нравственное развитие несовершеннолетних
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ). В соответствии с преамбулой Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" детство признается важным этапом в жизни человека. Государство исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Тлетворное влияние взрослых должно решительно пресекаться всеми доступными средствами, в том числе и уголовно-правового характера. Сказанное касается в полной мере противозаконных деяний, выражающихся в вовлечении несовершеннолетних в совершение преступления либо иные акты антиобщественного поведения. Норма, предусматривающая уголовную ответственность за вовлечение ребенка в антиобщественную деятельность, претерпела в УК РФ серьезные изменения. Во-первых, законодателем иначе определен родовой объект вовлечения и, соответственно, изменено место состава в Особенной части (ст. 210 УК РСФСР 1960 г. располагалась в главе "Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения"). Во-вторых, осуществлена дифференциация ответственности в зависимости от того, в какой вид деятельности вовлекалось лицо - в преступление (ст. 150 УК РФ) или в совершение иных антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ). В-третьих, в ст. 150 уже и точнее определен предмет вовлечения: говорится о вовлечении в преступление, а не в преступную деятельность. Последнее понятие более широкое, использовавшееся в диспозиции ст. 210 УК РСФСР 1960 г. В-четвертых, дифференцирована наказуемость в пределах каждого из упомянутых видов поведения (ч. ч. 1 - 4 ст. 150, ч. ч. 1 - 3 ст. 151 УК РФ). Наконец, усилены санкции за квалифицированные виды вовлечения: вместо максимально возможных 5 лет лишения свободы по ст. 210 УК РСФСР 1960 г. - от 5 до 8 лет по ч. 4 ст. 150 и до 6 лет лишения свободы по ч. 3 ст. 151 УК РФ. Помимо основного объекта - нормального физического и нравственного развития несовершеннолетних, анализируемое преступление нередко ставит под угрозу нарушения также честь и достоинство, телесную и духовную неприкосновенность, здоровье человека. Потерпевшим является несовершеннолетний мужского или женского пола, т.е. лицо, не достигшее возраста 18 лет (ст. 87 УК РФ) на момент действий виновного по вовлечению его в преступление. Подчас утверждают, что если малолетний по уровню своего социального развития не способен правильно оценить поведение взрослого, направленное на приобщение его к преступлению, то нет надлежащего потерпевшего и состав вовлечения (ст. 150) отсутствует. Такое утверждение, как не вытекающее из закона, спорно. Исходя из принципа субъективного вменения важно, что виновный сознательно направляет свои усилия на приобщение несовершеннолетних (и тем более малолетних) к антиобщественным актам поведения, к преступлению, формирует у них представление о дозволенности, одобряемости такого поведения. Не имеет значения моральный облик несовершеннолетнего - был ли он ранее замечен в правонарушениях, получил ли он надлежащее воспитание в семье и т.д. Объективная сторона слагается: а) из деяния - вовлечения в совершение преступления и б) из способов вовлечения - обещаний, обмана, угроз и т.п. Вовлекать - означает привлекать, втягивать, затягивать, завлекать, "втравливать" во что-либо <1>. Отсюда под вовлечением следует понимать действия, направленные на возбуждение у несовершеннолетнего желания участвовать в совершении преступления (одного или нескольких). -------------------------------- <1> См.: Словарь синонимов. М., 1975. С. 66.
Самого по себе факта совместного с несовершеннолетним участия в преступлении недостаточно для вменения в вину взрослому ст. 150. При отсутствии признаков вовлечения взрослые могут нести ответственность за соучастие. Вовлечение в преступление осуществляется одним из способов, указанных в статье: обещания, обмана, угрозы и т.п. (в ст. 210 УК РСФСР 1960 г. способы не назывались). В случае обвинения лица в вовлечении несовершеннолетнего в преступление в процессуальных документах, в том числе в приговоре, должен быть указан примененный виновным способ вовлечения. Обещание - это принятие на себя взрослым какого-либо обязательства перед несовершеннолетним, уверение в том, что он совершит в интересах вовлекаемого лица какие-либо выгодные для него действия (либо воздержится от действий). Например, виновный обещает защищать несовершеннолетнего от обидчиков, помочь деньгами или в трудоустройстве и т.д. Обман связан с введением несовершеннолетнего в заблуждение относительно каких-либо фактов, событий. Угрозы могут быть самыми разнообразными: прекратить дружбу, выселить из квартиры, уничтожить имущество, не давать больше в долг денег, разгласить компрометирующие сведения и т.д. Если несовершеннолетнему угрожают насилием, то налицо уже квалифицированный вид вовлечения (ч. 3 ст. 150). К иным способам практика относит уговоры, уверения в безнаказанности, лесть, подкуп, возбуждение чувства мести, зависти, дачу совета о месте и способах совершения или сокрытия следов преступления и т.д. Состав преступления - формальный. Оно полагается оконченным "с момента вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления... независимо от того, совершил ли он какое-либо из указанных противоправных действий" <1>. Спорной выглядит позиция практики, отраженная в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 3 декабря 1976 г. N 16, о том, что, если, несмотря на физическое или психическое воздействие, подросток не дал согласия участвовать в преступлении, действия взрослого должны расцениваться как покушение на вовлечение несовершеннолетнего в преступление <2>. -------------------------------- <1> Российская газета. 2011. 11 февраля. <2> Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам. М., 1999. С. 138.
В случае если под влиянием взрослого подросток совершает уголовно наказуемое деяние, действия взрослого квалифицируются по совокупности ст. 150 и статей, которые предусматривают ответственность за соучастие (в форме подстрекательства) в совершенном подростком преступлении. Если подросток, нарушивший уголовно-правовое предписание, не достиг возраста уголовной ответственности (14 лет или в других случаях - 16 лет), действия взрослого помимо ст. 150 квалифицируются как опосредованное исполнение уголовно-противоправного вида поведения, совершенного подростком.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |