КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человека и гражданина 15 страница
Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Статья 51 ГК РФ содержит требование государственной регистрации юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1>. -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ, может также выражаться: 3) в неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности, когда такое разрешение необходимо; 4) в уклонении от выдачи специального разрешения (лицензии). В ст. 49 ГК РФ установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Порядок лицензирования определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1>. Порядок лицензирования некоторых видов деятельности (аудиторской, страховой, банковской, частнодетективной, охранной и др.) устанавливается также и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ. -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.
В Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" и иных нормативных правовых актах определен перечень документов, представляемых в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, для получения лицензии. Объективная сторона преступления, помимо перечисленных четырех видов деяний, также может выражаться: 5) в ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности; 6) в ограничении самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; 7) в ином незаконном вмешательстве в их деятельность. Состав преступления - формальный, деяние признается оконченным с момента совершения одного из деяний, перечисленных выше. В ч. 2 ст. 169 УК РФ предусмотрено два квалифицирующих признака: 1) учинение того же деяния, совершенного в нарушение вступившего в законную силу судебного акта. Это формальный состав. В этом случае речь идет о повторном воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности после обжалования незаконного вмешательства должностного лица в суд, решением которого акты государственного органа или органа местного самоуправления признаны недействительными; 2) совершение того же деяния, причинившего крупный ущерб. Крупный ущерб может выражаться как в реальном материальном ущербе, так и в упущенной выгоде, т.е. неполучении доходов от предпринимательской деятельности. При определении крупного ущерба следует учитывать финансовое положение потерпевшего предпринимателя. Сумма крупного ущерба должна превышать 1 млн. 500 тыс. руб. Данный состав является материальным. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 169, и того же деяния, причинившего крупный ущерб (ч. 2 ст. 169), является должностное лицо, которое имеет право на выдачу лицензии или на регистрацию предпринимателя. Субъектом преступления, предусмотренного формальным составом ч. 2 ст. 169, может быть любое должностное лицо. Понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК РФ. Злоупотребление должностным положением (ст. 285 УК РФ) и воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ) соотносятся как общая и специальная нормы, совокупности этих преступлений быть не может. Возможна совокупность преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ, с получением взятки (ст. 290 УК РФ). В то же время в литературе высказывается и другое мнение. Так, Е.В. Львович выделяет четыре разграничительных признака деяний, предусмотренных ст. ст. 169 и 285 УК РФ, и приходит к выводу, что воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности не является специальным видом должностного злоупотребления <1>. -------------------------------- <1> Львович Е.В. Должностное злоупотребление: проблемы криминализации, квалификации и отграничения от правонарушений, не являющихся преступными: Автореф. дис.... к.ю.н. Саратов, 2004. С. 28 - 29.
Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ). Объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие пользование землей в соответствии с законом. В ст. 9 Конституции РФ подчеркивается, что земля и природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности и используются и охраняются как основа жизни народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому регулирование земельных отношений основывается на большом количестве правовых нормативных актов как федерального, так и республиканского значения. Среди федеральных можно назвать, например, Земельный кодекс РФ, Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" и др. Согласно ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. Они регистрируются в органах местного самоуправления. В ст. 170 УК РФ предусмотрены альтернативные признаки объективной стороны преступления: 1) регистрация незаконных сделок с землей. Незаконная сделка с землей - это сделка, совершенная с нарушением требований земельного законодательства. Субъектами этих сделок могут быть только должностные лица органов местного самоуправления, управомоченные на регистрацию сделок с землей; 2) искажение сведений государственного кадастра недвижимости. Понятие государственного земельного кадастра дано в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <1>. Государственный кадастр недвижимости содержит систему сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, о категориях земель, о количественной характеристике и ценности земель. Эти данные необходимы для определения платы за землю и для совершения сделок с землей. -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.
Субъект - должностные лица комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам; 3) умышленное занижение размеров платежей за землю. Использование земли в Российской Федерации - платное. Формы платежей за землю могут быть следующие: 1) ежегодный земельный налог, которым облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов; 2) арендная плата, взимаемая за земли, переданные в аренду; 3) нормативная цена земли, установленная для покупки и выкупа земельных участков и для получения банковского кредита под залог земли. Исчисление земельного налога с граждан производится органами государственной налоговой службы. Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно самими юридическими лицами. Размер арендной платы устанавливается договором. Субъекты - должностные лица органов местного самоуправления, должностные лица государственной налоговой службы. Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны всех трех преступных деяний, указанных в ст. 170 УК РФ, являются корыстные мотивы и мотивы иной личной заинтересованности. Обоснованным является высказанное в литературе мнение, что рассматриваемый состав преступления является особым видом служебного подлога, а нормы ст. ст. 170 УК РФ и 292 УК РФ соотносятся как общая и специальная <1>. -------------------------------- <1> Манакин Н.А. Уголовно-правовая охрана земельных отношений в Российской Федерации: Автореф. дис.... к.ю.н. Н. Новгород, 2001. С. 16; Львович Е.В. Указ. соч. С. 11.
А.М. Валеев усматривает, что регистрация незаконных сделок с землей может совершаться и в целях легализации имущества, приобретенного преступным путем, что требует дополнительной квалификации и по ст. 174 УК РФ <1>. -------------------------------- <1> Валеев А.М. Ответственность должностных лиц за преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России (ст. ст. 169, 170 УК РФ): Автореф. дис.... к.ю.н. Казань, 2005. С. 20.
§ 3. Преступления, совершаемые участниками экономической деятельности
Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ). С развитием рыночных отношений в России возникла необходимость в появлении новых норм. Впервые уголовная ответственность за незаконное предпринимательство была предусмотрена Законом РФ от 1 июля 1993 г. N 5304-1 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю" <1>. -------------------------------- <1> См.: Российская газета. 1993. 11 августа.
Эта норма с некоторыми изменениями (исключена административная преюдиция) нашла отражение в УК РФ 1996 г. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие законный порядок осуществления предпринимательской деятельности. Объективная сторона незаконного предпринимательства может выражаться: 1) в осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации; 2) с нарушением правил регистрации; 3) в представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения; 4) в осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии, когда такая лицензия обязательна. Объективная сторона незаконного предпринимательства чаще всего выражается в осуществлении деятельности без регистрации (59,5% выявленных случаев). Предпринимательская деятельность должна признаваться незаконной, если она осуществляется: 1) во время обжалования решения об отказе в регистрации в суде или вопреки решению суда или арбитражного суда об аннулировании государственной регистрации; 2) после ликвидации юридического лица или прекращения свидетельства о государственной регистрации физического лица; 3) после лишения лицензии на занятие предпринимательской деятельностью или истечения срока действия лицензии; 4) после подачи документов на получение лицензии, но до положительного ответа лицензирующего органа; 5) на основании лицензии, выданной другому лицу, или за пределами территории, указанной в лицензии. В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированным видам деятельности относятся те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием <1>. Конкретный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, дается в ст. 17 названного Закона. Внесение каких-либо изменений в этот перечень возможно только на основании федерального закона. Субъекты РФ не обладают правом внесения изменений в установленный перечень. -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33. Ст. 3430.
Для наступления уголовной ответственности (за незаконное предпринимательство на основании Закона РФ от 1 июля 1993 г. предусмотрена и административная ответственность) необходимо наличие одного из двух условий: 1) причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству; 2) извлечение дохода в крупном размере. Наличие этих условий позволяет разграничить административное правонарушение и преступление. Под ущербом понимаются как прямой ущерб, так и упущенная выгода. К прямому ущербу можно отнести имущественный ущерб либо причинение ущерба здоровью людей, кроме причинения смерти по неосторожности. К ущербу, понимаемому в смысле ст. 171 УК РФ, не следует относить ущерб, причиняемый в результате незаконного занятия частной и медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью, так как он охватывается диспозицией ст. 235 УК РФ. К крупному ущербу можно отнести издержки других хозяйствующих субъектов, которые возникли в результате их сотрудничества с незарегистрированными юридическими лицами. В качестве упущенной выгоды рассматривается непоступление налогов, обязательных платежей в бюджет, регистрационных и лицензионных сборов. Под крупным ущербом понимается сумма, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб. Наибольшие проблемы на практике вызывало определение понятия "доход от предпринимательской деятельности", которое не устанавливается в нормативных правовых актах. При анализе практики применения нормы об ответственности за незаконное предпринимательство по УК РСФСР 1960 г. (в ст. ст. 162.4 и 162.5 УК РСФСР также использовалось понятие "неконтролируемый доход") оказалось, что в различных регионах Российской Федерации суды долгое время определяли этот доход по-разному. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 раскрыто понятие дохода. В соответствии с п. 12 этого Постановления под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности. Поскольку предпринимательская деятельность определяется законом как деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, встает закономерный вопрос: какое количество сделок, совершаемых участником экономических отношений, следует связывать с систематическим получением прибыли? Можно ли рассматривать в качестве незаконной предпринимательской деятельности одну сделку, сопряженную с причинением крупного ущерба? Для ответа на этот вопрос обратимся к научному определению предпринимательской деятельности. А.В. Бусыгин понимает под предпринимательством особый вид экономической активности (целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее <1>. Предпринимательскую деятельность рассматривают также как совокупность действий предпринимателя, производимых последовательно либо параллельно в течение всего периода от начала до завершения конкретного дела, от вложения средств до получения прибыли как конечного результата бизнес-деятельности <2>. Таким образом, если совершаемая сделка является одним из многих действий, направленных на систематическое получение прибыли, и осуществляется незаконно, то при наличии других необходимых условий можно говорить о возможности привлечения к уголовной ответственности лица, ее совершающего. Небесспорным представляется высказанное в юридической литературе утверждение о том, что "особенности объективной стороны позволяют характеризовать незаконное предпринимательство как длящееся преступление" <3>. -------------------------------- <1> См.: Бусыгин А.В. Предпринимательство. М., 1997. С. 15. <2> См.: Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. М., 1997. С. 542. <3> Аистова Л.С. Теоретические и практические проблемы квалификации незаконного предпринимательства - ст. 171 УК РФ: Автореф. дис.... к.ю.н. СПб., 2001. С. 10.
Следует признать обоснованным утверждение о том, что обусловленность признаков незаконного предпринимательства положениями и концепциями гражданского, административного, финансового, налогового и иных отраслей законодательства требует высокой степени согласованности юридических конструкций уголовно-правовых норм с категориями и положениями иных отраслей права <1>. -------------------------------- <1> См.: Фабричный А.И. Уголовно-правовая характеристика незаконного предпринимательства: Автореф. дис.... к.ю.н. Красноярск, 2001. С. 11.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налог и (или) сборы с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ <1>. -------------------------------- <1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1.
Незаконную предпринимательскую деятельность следует отличать от заключения разовых сделок гражданско-правового характера. Предпринимательской деятельностью также не является выполнение обязанностей по трудовому договору. Например, директор частного предприятия М. попросил своих знакомых Г. и С. оказать содействие в реализации яблок. Г. и С. продали яблоки, а часть выручки, оставшуюся после расчета с предприятием, поделили между собой. Можно ли утверждать, что Г. и С. занимались незаконной предпринимательской деятельностью? Ответ на этот вопрос зависит от того, как были оформлены их отношения с частным предприятием. Если это была гражданско-правовая сделка или был оформлен трудовой договор, то незаконного предпринимательства в действиях Г. и С. нет. Если незаконным предпринимательством занимается частное предприятие, то ответственность за данное преступление будут нести не все члены такого предприятия, а только руководители и другие его члены, непосредственно организовавшие занятие предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения <1>. -------------------------------- <1> См.: Практикум по уголовному праву / Под ред. Л.Л. Кругликова. С. 274.
В ч. 2 ст. 171 УК РФ предусмотрены два квалифицированных вида незаконного предпринимательства: 1) деяние, совершенное организованной группой; 2) деяние, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере. Доход в особо крупном размере - это доход, превышающий 6 млн. руб. По результатам исследования, проведенного в Республике Татарстан в 1997 - 2000 гг., 58,9% всех незаконных предпринимателей были осуждены в Республике Татарстан по ч. 2 ст. 171 УК РФ, из них 75,8% - по п. "б" ч. 2 ст. 171 (в связи с извлечением дохода в особо крупном размере), по п. "а" - 19,7% (организованной группой), по п. "в" - 4,5% (ранее судимым). Чаще всего организованная группа включала 2 - 3 человека, большие группы встречались гораздо реже <1>. -------------------------------- <1> См.: Материалы Судебного департамента Республики Татарстан за 1997 - 2000 гг.
Это связано с тем, что если незаконное предпринимательство выражается в деятельности, запрещенной законом, то ответственность наступает по специальным нормам и необходимости в общей норме нет: например, по ст. 223 УК РФ - незаконное изготовление или ремонт огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств; ст. 231 - незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, и др. В то же время в УК Украины 2001 г. сохранен самостоятельный состав занятия запрещенными видами хозяйственной деятельности (ст. 203). Аналогичное решение содержится в УК Латвии 1998 г. (ст. 208 - запрещенная предпринимательская деятельность). Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК РФ). Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 158-ФЗ в УК РФ была введена ст. 171.1 "Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции", которая сразу же вызвала немало споров в теории и практике. Объектом данного преступления следует признать общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, обеспечивающие законный оборот особых видов продукции и товаров. Актуальность данной нормы проявляется в повышенном внимании государства к обороту некоторых видов товаров и объясняется необходимостью защиты потребителей от недобросовестного изготовителя или продавца. Появление такого преступления свидетельствует об изменении экономической политики и стремлении государства взять под контроль оборот наиболее значимых для него (прежде всего с точки зрения финансов) товаров и продукции, контроль за оборотом которых в переходный период фактически был утрачен государством. Предмет преступления, предусмотренного ст. 171.1 УК РФ, составляют два вида товаров и продукции: 1) подлежащие обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками; 2) защищенные знаками соответствия. В современный период акцизы были возвращены в экономический оборот Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. N 1993-1 "Об акцизах" (в ред. Федерального закона 1998 г.) <1>. Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" <2> было установлено, что алкогольная продукция с содержанием спирта более 9% подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками. Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 г. N 319 <3> была введена марка акцизного сбора, а Постановлениями Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 648 <4> и от 12 июля 1999 г. N 797 <5> введена специальная марка. Таким образом, существует два типа марок: марка акцизного сбора предназначена для алкогольной продукции, табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию России; специальная марка - для алкогольной продукции и табачных изделий, производимых на территории России. Согласно ч. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ подакцизными товарами являются: 1) спирт этиловый; 2) спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%, кроме лекарственных и косметических препаратов определенного назначения и фасовки; 3) алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов; 4) пиво; 5) табачная продукция; 6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с.; 7) автомобильный бензин; 8) дизельное топливо; 9) моторные масла; 10) прямогонный бензин. -------------------------------- <1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1872; Собрание законодательства РФ. 1999. N 1. Ст. 1. <2> Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4553. <3> Собрание законодательства РФ. 1999. N 37. Ст. 4502. <4> Собрание законодательства РФ. 1999. N 25. Ст. 3126. <5> Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3760.
Защищенные знаки соответствия были введены Законом РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" <1> и Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 г. N 601. Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, принятым в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Однако следует отметить, что такой предмет, как товары и продукция, защищенные знаками соответствия, фактически утратил свое значение и не может рассматриваться в качестве предмета рассматриваемого преступления. Это связано с тем, что уже отменена обязательная маркировка товаров и продукции знаками соответствия. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2001 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 16 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" в связи с жалобой гражданина В.П. Редекопа" признало неконституционность такой маркировки <2>. В дальнейшем было принято Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 82 "Об отмене постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам маркирования товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделок" <3>. В то же время изменений в уголовный закон об исключении товаров и услуг, защищенных знаками соответствия, из предмета преступления, предусмотренного ст. 171.1, не вносилось. Вот еще один пример того, как уголовный закон "не успевает" за изменениями гражданского законодательства. -------------------------------- <1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 26. Ст. 966. <2> Собрание законодательства РФ. 2001. N 50. Ст. 4822. <3> Собрание законодательства РФ. 2002. N 6. Ст. 585.
Объективная сторона преступления выражается в производстве, приобретении, хранении, перевозке с целью сбыта или сбыте немаркированных товаров и продукции, если стоимость указанных предметов превышает 1 млн. 500 тыс. руб. Хранение является длящимся преступлением, момент его окончания определяется так же, как и в других преступных деяниях подобного рода. К длящемуся преступлению относится и перевозка. Сбыт и производство товаров и продукции могут быть как единоактными, так и продолжаемыми деяниями. Момент окончания производства, на наш взгляд, должен связываться с изготовлением хотя бы одного из предметов с целью сбыта. В то же время Ю. Щиголев высказал достаточно спорное утверждение, что оконченный состав может образовывать и сам процесс производства <1>. Нам представляется, что законодатель использует термин "производство" как тождественный термину "изготовление", а момент окончания изготовления связывается с получением хотя бы одного годного предмета. -------------------------------- <1> Щиголев Ю. Ответственность за незаконные действия с подакцизными товарами и подделку средств их маркировки // Российская юстиция. 1999. N 12.
Субъект данного преступления - это вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Квалифицирующие признаки деяния сходны с таковыми применительно к незаконному предпринимательству: 1) совершение деяния организованной группой; 2) в особо крупном размере (на сумму более 6 млн. руб.). Повышенную общественную опасность представляет совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения. Однако законодатель не учел это обстоятельство при конструировании данного состава, что, как представляется, следует изменить и ввести такой квалифицирующий признак в ч. 2 рассматриваемой статьи. Ранее дискуссионным являлся вопрос о совокупности рассматриваемого преступления и незаконного предпринимательства, а также налоговых преступлений. А.П. Жеребцов полагал, что совокупность в этом случае не возникает <1>. Иную позицию разделяли Ю. Щиголев и И. Камынин <2>. В пользу первого мнения говорило то обстоятельство, что незаконный оборот немаркированных товаров и продукции образует разновидность незаконной предпринимательской деятельности, разрешенной только определенным хозяйствующим субъектам. В ч. 2 ст. 162.4 (незаконное предпринимательство) УК РСФСР 1960 г. предусматривалось самовольное осуществление предпринимательской деятельности, разрешенной исключительно государственным предприятиям, т.е. это деяние являлось квалифицированным видом незаконного предпринимательства. Совокупности в таком случае быть не могло. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 указано, что действия лица в этих случаях надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 и 171.1. -------------------------------- <1> См.: Жеребцов А.П. Проблемы уголовной ответственности за незаконный оборот немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК РФ) // Российский юридический журнал. 2001. N 1. С. 89. <2> См.: Камынин И. Ответственность за незаконное производство и оборот алкогольной продукции // Законность. 1999. N 11; Щиголев Ю. Ответственность за незаконные действия с подакцизными товарами и подделку средств их маркировки // Российская юстиция. 1999. N 12.
Общественная опасность оборота немаркированных товаров и продукции признается многими странами. Так, еще в XIX в. в США был принят Закон о продовольственных товарах, медикаментах и косметике. В нем подчеркивается, что имеет место неправильная маркировка, если этикетка является поддельной или вводящей в заблуждение относительно любой детали, на ней отсутствуют необходимые атрибуты, она помещена не на видном месте и т.д. <1>. --------------------------------
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |