Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И эксплуатации транспорта 2 страница




Значительное число этих транспортных преступлений совершается лицами, находящимися в состоянии опьянения, что зачастую влечет причинение более тяжкого вреда. Учитывая данное обстоятельство, Государственная Дума Федерального Собрания РФ Федеральным законом от 13 февраля 2009 г. N 20-ФЗ "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации" <1> значительно повысила ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими автомобилем или другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения. Однако некоторые авторы обращают внимание на то, что подобное дополнение без внесения соответствующих изменений в другие статьи УК РФ, нарушает принцип системности уголовного законодательства <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 7. Ст. 788.

<2> См.: Колчин М.М. Уголовно-правовое обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта: Автореф. дис.... к.ю.н. М., 2009. С. 13.

 

Основной объект данного преступления - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Дополнительным объектом могут быть жизнь, здоровье людей, имущественные интересы граждан, государственных и коммерческих организаций. Причем здоровье или жизнь человека являются обязательным дополнительным объектом.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, выражается в: 1) деянии (действиях или бездействии), сопряженном с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим средством; 2) последствии в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека и 3) причинной связи между нарушением указанных правил и наступившими последствиями.

К транспортным средствам, в смысле ст. 264 УК РФ, относятся автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство. Согласно примечанию к этой статье под другими механическими транспортными средствами понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. К последним относятся все дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (автокраны, автопогрузчики, грейдеры, бульдозеры, скреперы, экскаваторы, комбайны и т.п.). Все эти специальные машины рассматриваются в качестве транспортных средств только во время их движения по улицам и дорогам. Если же нарушения правил эксплуатации таких самоходных машин допускаются при выполнении ими транспортных, дорожных, погрузочно-разгрузочных или иных производственных работ, повлекших причинение вреда здоровью человека, то содеянное должно квалифицироваться не по ст. 264 УК РФ, а по нормам, предусматривающим ответственность за преступления против личности или за нарушение правил при производстве определенных работ.

К транспортным средствам в смысле ст. 264 УК РФ не относятся мопеды и велосипеды. В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также их неправомерным завладением без цели хищения" разъясняется, что к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приведенные в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мопеды и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лица, управляющие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 1.

 

Состав, предусмотренный ст. 264 УК РФ, предусматривает нарушение либо правил дорожного движения либо правил эксплуатации транспортных средств.

Дорожное движение - это перемещение людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах улиц, автомагистралей, шоссе и иных дорог, которое регламентируется Правилами дорожного движения РФ. Дорожное движение - это сложная социально-техническая система, которая включает пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.

Эксплуатация транспортных средств - это деятельность по допуску транспортных средств к эксплуатации и обеспечению безопасности перевозки пассажиров и грузов и дорожного движения в целом, т.е. это комплекс организационных и технических мероприятий по безопасному использованию транспорта в соответствии с его предназначением и техническими возможностями.

Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении установленной скорости, неправильном обгоне других транспортных средств, переезде перекрестков при запрещенном сигнале, невыполнении требований дорожных знаков, управлении транспортным средством в состоянии опьянения и др.

Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, суд должен указать в приговоре, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

К последствиям преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, относится причинение тяжкого вреда здоровью человека. А между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями должна быть причинная связь. При отсутствии такой причинной связи можно вести речь лишь об административной ответственности лица, нарушившего соответствующее правило.

Составы преступлений, регламентированных в ч. ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, предусматривают одни и те же последствия - причинение тяжкого вреда здоровью человека. Различие состоит лишь в том, что в ч. 2 этой статьи предусматривается повышенная ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения. По этому же принципу законодатель дифференцирует ответственность лиц, управляющих автотранспортными средствами в состоянии опьянения, в ч. ч. 4 и 6 ст. 264 УК РФ в сторону ее повышения, если соответствующее нарушение повлекло смерть человека (ч. 4) или смерть двух или более лиц (ч. 6).

Субъектом данного преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Как отмечается в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 декабря 2008 г. N 25, им признается не только водитель, сдавший экзамен на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управляющее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имеющее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающееся вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением. Им может быть курсант, который пренебрегает указаниями инструктора и грубо нарушает эти правила.

В ч. ч. 2, 4 и 6 анализируемой статьи предусмотрен специальный субъект преступления - лицо, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения. Характер опьянения следует определять исходя из ст. 23 УК РФ, т.е. оно может быть вызвано употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления в силу прямого указания закона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

В качестве квалифицирующих признаков указаны: в ч. 3 ст. 264 УК РФ последствие в виде смерти одного человека; в ч. 4 - указанное последствие и управление транспортным средством в состоянии опьянения, а в качестве особо квалифицирующих признаков в ч. 5 ст. 264 УК РФ указано последствие в виде смерти двух или более лиц, а в ч. 6 - указанное последствие и управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Если в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264 УК РФ, то должны вменяться в вину все последствия, однако содеянное может квалифицироваться лишь по той части, которая предусматривает более тяжкие последствия. В то же время, если различные последствия явились результатом нескольких взаимно не связанных нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, эти деяния должны квалифицироваться по совокупности преступлений.

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ). Общественная опасность недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями заключаются в том, что эти действия нередко приводят к крушениям, авариям на железнодорожном транспорте, авиакатастрофам, авариям на водном, автомобильном транспорте, в результате этого гибнут люди или причиняется вред их здоровью, наносится крупный имущественный ущерб отдельным лицам, государственным и коммерческим организациям. По стране более 20% всех дорожно-транспортных происшествий совершается в связи с неисправностью транспортных средств.

Основным объектом данного преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с недоброкачественным ремонтом транспортных средств и выпуском их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Дополнительным объектом являются здоровье и жизнь людей.

Предметом данного преступления являются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации, связи или иное транспортное оборудование. Под транспортными средствами по смыслу диспозиции нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 266 УК РФ, понимаются любые транспортные средства железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного транспорта (тепловозы, электровозы, морские или речные суда, самолеты, вертолеты, трамваи, троллейбусы, легковые или грузовые автомобили и т.п.). К путям сообщения относятся железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью, взлетно-посадочные полосы и др. Средствами сигнализации являются различные технические устройства, предназначенные для передачи звуковой, световой и другой условной информации (семафоры на железнодорожном транспорте, маяки и бакены на морском и речном транспорте, светофоры на автомобильном транспорте и др.). К средствам связи относятся различные технические устройства, предназначенные для приема и передачи различных видов сообщений (телефонная, телеграфная, телевизионная и иная связь). Транспортное оборудование - это различные технические устройства, механизмы и приборы (помимо средств сигнализации и связи), использование которых призвано обеспечивать безопасную работу указанных видов транспорта (например, радиолокаторы на воздушном и водном транспорте, камеры наблюдения на автомобильном транспорте).

Объективная сторона рассматриваемого преступления предусматривает два деяния: 1) недоброкачественный ремонт либо 2) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Как правило, оно совершается путем действий. Путем бездействия это преступление может совершаться тогда, когда не принимаются меры по предотвращению эксплуатации технически неисправного средства.

Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного транспортного оборудования означает нарушение установленных правил производства ремонта, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Под выпуском в эксплуатацию понимается дача разрешения или указания лицом, ответственным за эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств, лицу, управляющему транспортным средством. В то же время разрешение эксплуатировать другие системы и агрегаты транспорта (например, транспортное оборудование, средства сигнализации и др.) не охватывается содержанием диспозиции анализируемой нормы.

Обязательным признаком состава, предусмотренного ч. 1 ст. 266 УК РФ, является последствие в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека. Поэтому преступление признается оконченным с момента наступления этого посягательства.

Соответственно, таковым же признаком является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Специфика причинной связи при совершении данного преступления заключается в том, что преступные последствия причиняются не его субъектом, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной системы транспорта.

Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое в силу специального поручения по работе несет ответственность за качество ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортного оборудования, а также лицо, отвечающее за техническое состояние транспортных средств и за их выпуск в эксплуатацию.

По этой же статье должны привлекаться к ответственности водитель или владелец транспортного средства, передавшие в нарушение действующих правил управление транспортным средством лицу, лишенному водительских прав или вообще их не имеющему, если в результате этих действий причинен тяжкий вред здоровью человека либо иные более тяжкие последствия.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

В ч. 2 ст. 266 УК РФ в качестве квалифицирующего признака указывается на наступление смерти одного человека, а в ч. 3 этой же статьи особо квалифицирующим признаком признается наступление смерти двух или более лиц.

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ). Общественная опасность нарушения правил международных полетов заключается в том, что их результатом являются грубые нарушения суверенитета Российской Федерации над ее воздушным пространством и одновременно создается угроза подрыва обороноспособности страны, столкновения и гибели самолетов, других летательных аппаратов, их экипажей и пассажиров, осложнения межгосударственных отношений и причинения крупного материального ущерба.

Основным объектом данного преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушением международных полетов. Дополнительным объектом могут быть жизнь и здоровье людей, имущественные интересы государственных и коммерческих организаций.

Объективная сторона этого преступления характеризуется действиями или бездействием (например, несоблюдением правил международных полетов).

Правила международных полетов установлены в интересах обеспечения безопасности полетов воздушных судов, защиты суверенитета над воздушным пространством государств, обеспечения их военной безопасности. Они регламентированы как в международно-правовых актах, так и в законодательстве РФ. В частности, в ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации 1994 г. <1> предусмотрено, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. Кроме того, в ст. 9 Конвенции установлено, что каждое государство вправе по соображению военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить полеты воздушных судов других государств над определенными зонами своей территории при условии, что в этом отношении не будет проводиться никакого различия между занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятых в аналогичных сообщениях.

--------------------------------

<1> См.: Международное публичное право: Сборник документов. М., 1996. Т. 2. С. 413.

 

В Российской Федерации воздушные трассы для международных полетов определены распоряжением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. N 515-р <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 21. Ст. 2263.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Воздушного кодекса РФ международным полетом признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. А сами правила международных полетов в воздушном пространстве Российской Федерации установлены в ст. ст. 79 - 82 Воздушного кодекса РФ.

Конкретная информация об аэронавигации, в частности, относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов, открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов и др. публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.

Диспозиция ст. 271 УК РФ дает лишь примерный перечень наиболее типичных нарушений правил международных полетов. Ими могут быть несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов (например, невключение опознавательных знаков и др.).

Анализируемое преступление характеризуется формальным составом и признается оконченным с момента нарушения соответствующего правила международного полета.

Субъектом преступления может быть командир воздушного судна Российской Федерации либо иностранного государства, а также другое лицо, управляющее частным воздушным судном, достигшее 16-летнего возраста и являющееся вменяемым.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. При этом мотивы не влияют на квалификацию содеянного.

Нарушение правил международных полетов может быть сопряжено с совершением других преступлений, в частности с угоном воздушного судна (ст. 211 УК РФ), контрабандой (ст. 188 УК РФ и др.). В этом случае налицо совокупность преступлений.

 

§ 3. Преступления, непосредственно не связанные

с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации

транспортных средств

 

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ). Общественная опасность данного преступления заключается в том, что эти действия создают угрозу транспортной системе, а следовательно, жизни и здоровью людей. Они также причиняют имущественный вред государственным, муниципальным, коммерческим организациям либо иным собственникам. Эти действия нередко дезорганизуют нормальное функционирование железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного транспорта, городского электротранспорта.

Основным объектом данного преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с приведением в негодность транспортных средств, путей сообщения, а также блокированием транспортных коммуникаций. Дополнительным объектом могут выступать жизнь и здоровье людей, чужая собственность, порядок управления и др.

Предмет рассматриваемого преступления - это транспортные средства, а также средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации.

Пути сообщения на железнодорожном транспорте - это железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью; на воздушном - взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, полосы безопасности и т.д.; на водном транспорте - пути следования судна из одного географического пункта (например, порта) в другой через открытые участки океана или моря, а также естественные или искусственные реки, заливы, озера, каналы и др.

Средства сигнализации - это устройства, подающие условную информацию (команду, оповещение, управление и т.д.), которые могут быть звуковыми, световыми и т.д. К ним, например, можно отнести семафоры, маяки, путевые и маркировочные знаки, бакены и т.д.

К средствам связи относятся технические устройства, которые обеспечивают передачу и прием различных видов сообщений. Ими может обеспечиваться телефонная, телеграфная, телевизионная, факсимильная или другая связь. По характеру и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, оптическую, лазерную, космическую и т.д.

Транспортное оборудование - это совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для безопасной эксплуатации железных дорог, авиации, морского и речного флота.

Транспортные коммуникации - это общее понятие, охватывающее пути сообщения и сооружения на них.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 267 УК РФ, характеризуется: 1) действиями (разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных в диспозиции этой нормы предметов, а равно блокирование транспортных коммуникаций); 2) последствиями - причинением тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба и 3) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

Под разрушением понимается приведение транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования в полную негодность. Повреждение предполагает возможность их восстановления путем ремонта.

Иные способы приведения указанных средств в негодное для эксплуатации состояние могут заключаться, например, в загромождении железнодорожных путей, взлетно-посадочных полос и др.

Блокирование транспортных коммуникаций означает создание препятствий для движения транспортных средств, например преграждение железнодорожных путей, взлетно-посадочной полосы большими группами людей, создание "завалов" из бревен, шпал, камней и т.п.

Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 267 УК РФ, является причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. Понятие тяжкого вреда здоровью человека раскрыто при анализе ст. 111 УК РФ. Крупный ущерб как последствие рассматриваемого преступления - понятие оценочное. Судебная практика при этом исходит как из оценки реального материального ущерба в виде уничтожения или повреждения указанных в этой норме предметов, так и из наступления организационного вреда, который может выражаться, например, в дезорганизации движения на длительный срок, а также из причинения существенного экологического вреда и т.д.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 14 лет.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.

Преступление (ч. 1 ст. 267 УК) признается оконченным с момента наступления последствий, указанных в законе.

Квалифицирующим признаком данного преступления является причинение по неосторожности смерти человеку (ч. 2 ст. 267 УК РФ). Наступление смерти должно находиться в причинной связи с действиями виновного, связанными с приведением в непригодность транспортных средств или путей сообщения.

Особо квалифицирующим признаком является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 3 ст. 267 УК РФ).

Деяния, предусмотренные ст. 267 УК РФ, относятся к преступлениям средней тяжести.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Общественная опасность нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, заключается в том, что такие нарушения нередко влекут гибель людей, причинение им увечий, а также причинение крупного материального ущерба, экологического, организационного вреда и др.

Основным объектом данного преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Дополнительным объектом могут быть жизнь и здоровье людей.

Объективная сторона характеризуется: 1) деянием - действиями или бездействием в виде нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта; 2) последствиями - причинением тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 268); 3) причинной связью между указанными деянием и последствиями.

В Правилах дорожного движения и иных нормативных правовых актах установлены правила безопасности движения для пешеходов и иных участников движения (помимо лиц, указанных в ст. ст. 263 и 264 УК РФ). К иным участникам движения следует отнести водителей велосипедов, мопедов, водителей гужевых повозок (саней), погонщиков вьючных, верховых животных, стада животных и др. Например, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при их отсутствии - транспортного светофора, перейти проезжую часть по пешеходным переходам, а пассажиры при поездке на транспортном средстве должны быть пристегнуты ремнями безопасности, не открывать двери транспортного средства во время его движения, не входить без соответствующего разрешения в кабину пилотов самолета и тем более вмешиваться в управление им или, например, вмешиваться в действия капитана речного или морского судна по управлению им и т.п.

На каждом виде транспорта (железнодорожном, воздушном, водном, автомобильном, городском электротранспорте, метрополитене) существуют специальные правила для пассажиров.

Обязательным признаком преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 268 УК РФ, является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Характерно также, что этот вред причиняется не нарушителю правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, а другим участникам движения. Ими могут быть водители иных транспортных средств, другие пешеходы, пассажиры или иные лица. Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с нарушением указанных правил. Данное преступление признается оконченным с момента наступления последствий, предусмотренных в ч. 1 ст. 268 УК РФ.

Субъект рассматриваемого преступления - пешеход, пассажир или иной участник движения (кроме лиц, указанных в ст. ст. 263 и 264 УК РФ), достигший 16-летнего возраста. Им может быть и лицо, управляющее мопедом, другим транспортным средством, приводимым в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющим максимальную конструктивную скорость не более 50 км в час, а также велосипедом с подвесным двигателем, мотоциклом, если в результате нарушения правил безопасности причиняются по неосторожности последствия, предусмотренные ст. 268 УК РФ.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Предусмотренное в ч. 1 ст. 268 УК РФ деяние относится к преступлениям небольшой тяжести.

Квалифицирующий признак рассматриваемого преступления - наступление по неосторожности смерти человека в результате нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 268 УК РФ, признается преступлением средней тяжести.

Особо квалифицирующим признаком является наступление по неосторожности смерти двух или более лиц (ч. 3 ст. 268 УК РФ).

Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ). Трубопроводный транспорт имеет огромное народнохозяйственное значение, а нередко приобретает и политическое значение, поскольку от его безопасного функционирования зависит обеспечение энергоресурсами не только отдельных граждан, предприятий, но даже стран и континентов. Срывы в транспортировке газа, нефти, питьевой воды и др. могут приводить и к человеческим жертвам.

Общественная опасность нарушений правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов заключается и в том, что они могут влечь причинение крупного ущерба государству, другим собственникам, экологического вреда, а иногда влекут и человеческие жертвы.

Часть 1 ст. 269 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Основным объектом данного преступления выступает защищенность личности, общества и государства от угроз в сфере строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов. Дополнительным объектом могут быть жизнь и здоровье людей, имущественные интересы государства, других собственников, окружающая среда и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.